Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценностный смысл сметри.




С позиции самосознания жизнь дана как движение к смерти - т.е. состояние жизни, опыт умирания и опыт посмертного существования. В философском осмыслении смерти можно выделить следующие подходы.

Восприятие собственной смерти и восприятие смерти со стороны, то есть восприятие смерти другого.

Восприятие смерти другого можно разделить на биологическое понимание и личностное понимание.

В биологическом смысле смерть характеризуется как естественное умирание организма - это этап естественного природного кругооборота рождений и умираний. В личностном смысле смерть - это трагедия расставания, безвозвратной утраты

При ее ценностном осмыслении смерть понимают более широко, не просто как смерть биологического организма, но как смерть личности. При этом смерть личности может и не характеризоваться признаками физического умирания: сумасшествие, амнезия - это все разные формы смерти, которые не предполагают физического умирания. Саморазвитие личности всегда сопровождается ее умиранием в каких-либо частных аспектах: какими-то моментами болезни, утраты, забвения, самоотрицания, разочарования. Смерть может пониматься не только как окончательное завершение жизни, но и как частичное воплощение в каких-то этапах жизни.

Смерть как факт собственного бытия. Выделяют три подхода:

Осмысление своего движения к смерти – опыт движения своего к концу. Это предполагает ценностное осмысление смерти.

Осмысление опыта умирания. Это предполагает феноменологическое описание умирания.

Осмысление посмертного бытия (историко-культурные представления о посмертном существовании человека).

С позиции понимания смерти как движения жизни к своему концу смерть может быть истолкована негативно - как обессмысливание жизни, и позитивно - как освобождение от иллюзорных ценностей, раскрытие подлинности жизни. Негативное понимание смерти ведет к обесцениванию жизни. В позитивном ценностном осмысление смерти выделяют уровни понимания: сотериологический, гносеологический и экзистенциальный. Можно выделить несколько философских периодов осмысления смерти:

1) Античный период, характеризуемый рационалистическим отношением к смерти

2) Средневековый период, связанный с религиозным отношением

3) Новое время. В этот период происходит синтез античного и средневекового отношения к смерти.

4) Современный период. Возникает экзистенциалистская проблематика.

Общая идея: смерть понимается как ценность, которая позволяет переосмыслить содержание направленной на нее жизни. Смерть исключает дальнейшую перспективу жизни. Жизнь оценивается в аспекте предшествования смерти.

Смерть всегда выступает как принцип обесценивания, но обесцениваться может не вся жизнь, а те или иные ее аспекты, связанные с ее ограничением. В этом случае ценность смерти позволяет утвердить подлинность жизни. Если обесцениваются ложные ценности, стремление к которым приводило к страданиям, то мы раскрываем сотериологический аспект ценности смерти, если обесцениванию подвергаются установки, препятствующие познанию истины, то это гносеологический аспект ценности, если обесцениванию подвергаются ложные стереотипы, отчуждающие подлинную личность человека, то это экзистенциальный аспект.

Сотериологический аспект: стоики считали, что нужно научить человека противостоять слепом року, быть выше страданий – это означало, что необходимо следовать собственной разумной природе, т.е. добродетель. Поступать не в соответствии с внешними обстоятельствами, но в соответствии со своей разумной природой предполагает свободу от внешних обстоятельств, от страстей и от привязанностей к жизни. Достичь этой свободы можно лишь тогда, когда человек познает иллюзорность всех ценностей, которые делают его подверженным страданиям. Все, к чему человек стремился - слава, богатство, власть и т.д., все это отнимает смерть. Лишь добродетель, по мнению стоика, смерть отнять не может.

Гносеологический аспект: примером является философия Платона, который считал, что умирание является методом философии. Главный критерий смерти по Платону – это не уничтожение тела, а отделение души от тела. Платон трактует умирание как метод очищения созерцания от всего преходящего, случайного, телесного. Очищение является первой причиной, согласно которой следует считать умирание методом философии.

Кьеркегор разработал принципиально новое экзистенциального осмысления смерти, которое не сводится ни к рационалистическому античному пониманию, ни к средневековому христианскому. Кьеркегор раскрывает осознание собственной смертности в отчаянии, которая понимается им как “болезнь к смерти”. Единственный путь излечение - это обращение к Высшему, к Богу, который несоизмерим с нашим миром.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных