ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства».Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине. Три Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в следующей иерархии:
В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться «ученые головы». Они должны «разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех». Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под названием «Три истины». В «Трех истинах» он приводит пять наиболее сильных аргументов в пользу материализма. Он определяет их следующим образом: 1) путь кругообращения — аргумент, связанный с признанием циклического характера развития мироздания; 2) путь природного происхождения. Этот аргумент по существу сводится к дарвинской теории происхождения видов путем естественного отбора, хотя сам Шакарим склонен связывать ее с именем философа Митерия; 3) путь сродства. В этом аргументе воспроизводятся идеи Макена о том, что все многообразие растительного и животного мира на земле рождено морем; 4) чувственные восприятия. Шакарим не мог не считаться с мыслью материалистов о том, что всякую вещь люди прежде всего постигают чувствами. При этом он ссылался на Бюхнера, но на самом деле так и кажется, что он в точности воспроизводит идеи Абая о чувственном восприятии как единственном и надежном источнике познания; 5) многообразие. Бесконечное многообразие не похожих друг на друга вещей и тел природы свидетельствует о том, «что каждая вещь происходит сама по себе, самопроизвольно, в соответствии со своей причинной обусловленностью и условиями среды». Этот аргумент проводится со ссылкой на Демокрита.
Ключевые понятия: тенгризм, номадизм, шаманизм, деизм, «Зар-заман», синкретизм, просветительство.
Лекция 11. Философия бытия
Цельи задачи лекции: дать краткий обзор исходных категорий философской науки, показать их методологическое и мировоззренческое значение. План:
Литература:
1. Одной из фундаментальных проблем, решение которой определяет основные типы философских взглядов, является онтологическая проблема: что есть действительность (реальность, бытие)? Это проблема бытия. Различные решения этой проблемы определяют выбор различных исходных предпосылок для построения общей философской картины мира. Категория бытия имеет большое значение и в философии и в жизни. Как же мы приходим к пониманию бытия? В чем его жизненные корни и философский смысл? Содержание проблемы бытия включает в себя размышление о мире, его существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении, т.е. философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и мире. Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.).
ДВА ВИДА ПОНИМАНИЯ БЫТИЯ: Линия Парменида – неизменное, единое, неподвижное, самотождественное. Линия Гераклита – изменчивое, претерпевающее постоянное становление.
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Как мы изучали, в ходе исторического познания, в особенности познания философского, были выделены, по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымышленные (мир абсолютных сущностей, бог). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|