Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.




Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы.

Действительность – это совокупность всех состояний прошлого, настоящего и будущего. В действительности всегда имеют место процессы возникновения, становления, существования, исчезновения. Важно понимать, что вещи, события, процессы бывают разного рода и существуют они вне и независимо от нашего сознания. Такого рода действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, мы называем объективной реальностью.

Существует реальность, или действительность другого рода. Она соответствует особому состоянию нашего сознания, она существует в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности.

Субъективная реальность – это продукт деятельности человека. Создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим миром. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, научных знаниях и художественных замыслах и т.д.

Основные формы бытия:

ü материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

ü человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

ü социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Из рассмотрения понятия «бытие» возникает вполне сознательное стремление человека постичь глубинный смысл и найти нечто прочное, устойчивое, закономерное.

2. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя».

Понимание материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств явлений и предметов, существующих в реальности. В результате возникла проблема субстанции.

Субстанция (от лат. substantia – то, что лежит в основе) обозначает сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства (внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует).

Если определенная философская концепция исходит из одной субстанции, то это – монистическая философия, но само понимание может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным (например, учение Р. Декарта). Если признается много начал – плюрализм.

В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа); как конкретная индивидуальность (Бог), как существенное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как основание и центр изменения предмета; как логический субъект и т.д. Это был путь формирования научного понимания категории материи.

В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя».

Понятно, что проблема материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались, прежде всего, философами-материалистами от древних до современных. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Методологическое и мировоззренческое значение категории «материя» обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Эта категория позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытия. Ими являются движение, пространство и время – атрибуты материи

3. Движение представляет необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Свойства движения:

ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

ü всеобъемлюще (движется все);

ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

Основные типы движения:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных