Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Школы индийской философии 25 страница




– выскажите свою точку зрения: стоит ли материальный прогресс человечества обострения глобальных проблем современности.

Философский словарь: глобальные проблемы современности, «демографический взрыв», «возобновляемые» и «невозобновляемые» ресурсы, А. Швейцер.

 

Глобальные проблемы современности можно определить как самые важные и острые проблемы общепланетарного масштаба, затрагивающие во II половине ХХ ст. как все человечество в целом, так и каждого человека в отдельности. Выделяются следующие особенности глобальных проблем современности: 1) они затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбы человечества в целом; 2) для их преодоления требуются целена­правленные и объединенные усилия большинства населения планеты; 3) они являются одним из объективных факторов мирового развития, поэтому их воздействие нельзя игнорировать; 4) их нерешенность создает угрозу для жизни на Земле.

Одна из возможных классификаций глобальных проблем со­временности, в соответствии с которой подобраны тексты, такова:

1) проблемы международных отношений в конце ХХ ст., в част­ности, проблема войны и мира или проблема Севера и Юга – уменьшения разрыва в общем уровне развития между различными странами;

2) проблемы взаимодействия между природой и обществом, наиболее значительными среди которых являются: а) экологическая проблема, б) энергетическая и ресурсно-сырьевая проблема;

3) проблемы взаимосвязи между человеком и обществом – такие, как: а) демографическая проблема, б) продовольственная проблема, в) проблема образования, г) проблема здравоохранения.

Возникновение глобальных проблем современности большинством современных исследователей связывается с процессами глобализации, которые со все возрастающей скоростью пронизывают развитие человечества в последние два столетия его истории.

Помимо самих глобальных проблем в разделе освещаются и возможные пути их решения. Здесь основное внимание уделяется не столько практическим шагам, сколько философско-этическим основаниям нового гуманистического сознания. Это сознание, с одной стороны, призвано коренным образом пе­рестроить доминирующее ныне потребительское отношение ­че­ловека к миру, а с другой – объединить всех людей Земли, независимо от их государственной или национальной принадлежности, и тем самым поднять решение глобальных проблем современности на общепланетарный уровень, соответствующий масштабу этих проблем.

18.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Окончание «холодной войны» с ее реальной угрозой гибели всего человечества в ядерной войне, которое наглядно продемонстрировало принципиальную возможность решения самых острых глобальных проблем, отнюдь не решило всех вопросов в области международных отношений. Самюэль Хантингтон – профессор Гарвардского университета, директор Института стра­тегических исследований при Гарвардском университете в работе «Столкновение цивилизаций» (1993) утверждает, что на смену конфликту национальных государств, а затем идеологических систем приходит более глубинный, а потому более острый и масштабный конфликт цивилизаций. С. Хантингтон рассматривает цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъ­ективной самоидентификацией людей» (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. – № 1. – С. 34). Таким образом, полагает С. Хантингтон, «облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуциан­ская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации» (Там же. – С. 35).

После выхода в свет этой работы и повсеместного признания изложенных в ней идей С. Хантигтон начал считаться крупнейшим экспертом в области международных отношений. Дей­ствительно, в пользу теории «столкновения цивилизаций» им были приведены весьма убедительные аргументы, с которыми вы можете познакомиться на основании приведенного ниже отрывка из его работы.

Вопросы и задания:

1. Какие аргументы в пользу неизбежности конфликта цивилизаций приводит С. Хантингтон?

2. Какая из указанных С. Хантингтоном причин столкновения цивилизаций представляется вам наиболее существенной?

3. На каких уровнях, как считает С. Хантингтон, происходит кофликт цивилизаций?

 

Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной… Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?

Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они – наиболее существенны. Цивилизации не­схожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами...

Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам – «добропорядочным католикам и европейцам из Польши»…

В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации–государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений…

В-четвертых, рост цивилизационного самосознания дик­туется раздвоением роли Запада. С одной стороны, За­пад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик…

В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политиче­ские, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести­ к компромиссу. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки – в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами.

В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: «На чьей ты стороне?» И человек мог выбирать – на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: «Кто ты такой?» Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям… Человек может быть полуфранцузом и полуарабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином.

И наконец, усиливается экономический регионализм… С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой – экономический регионализм может быть ус­пешным, только если он коренится в общности цивилизации <…>.

Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. На микроуровне группы, обитающие вдоль линии разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций
// Полис. – 1994. – № 1. – С. 35–37.

Из другого отрывка из статьи С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» вы узнает о выделяемых автором «линиях разлома между цивилизациями», которые затрагивают европейское сообщество.

Вопросы и задания:

1. Какие принципиальные «линии разлома», конфликтов между цивилизациями, обнаруживает автор?

2. Какая из рассмотренных автором статьи «линий разлома» между цивилизациями кажется вам наиболее опасной для сохранения геополитической стабильности в мире?

3. Вовлечена ли, по вашему мнению, Украина в столкновение цивилизаций?

 

…как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам – с другой. Возможно, что наиболее важной разделительной линией в Европе является, как считает У. Уоллис, восточная граница западного христианства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешних границ между Россией и Финляндией, между прибалтийскими странами и Россией, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает западнее, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем, проходя по Югославии, почти в точности совпадает с линией, ныне отделяющей Хорватию и Словению от остальной Югославии. На Балканах эта линия, конечно же, совпадает с исторической границей между Габсбургской и Османской империями. Севернее и западнее этой линии проживают протестанты и католики. У них – общий опыт европейской истории: феодализм, Ренессанс, Реформация, Просвещение, Великая Французская революция, промышленная революция. Их экономическое положение, как правило, гораздо лучше, чем у людей, живущих восточнее. Сейчас они могут рассчитывать на более тесное сотрудничество в рамках единой европейской экономики и консолидацию демократических политических систем. Восточнее и южнее этой линии живут православные христиане и мусульмане. Исторически они относились к Османской либо царской империи, и до них донеслось лишь эхо исторических событий, определивших судьбу Запада. Экономически они отстают от Запада, и, похоже, менее подготовлены к созданию устойчивых демократических политических систем. И сейчас «бархатный занавес» культуры сменил «железный занавес» идеологии в качестве главной демаркационной линии в Европе. Собы­тия в Югославии показали, что это линия не только культурных различий, но временами и кровавых конфликтов.

Уже 13 веков тянется конфликт вдоль линии разлома между западной и исламской цивилизациями. Начавшееся с возникновением ислама продвижение арабов и мавров на Запад и на Север завершилось лишь в 732 г. …

По окончании Второй мировой войны настал черед отступать Западу. Колониальные империи исчезли. Заявили о себе сначала арабский национализм, а затем и ислам­ский фундаментализм. Запад попал в тяжкую зависимость от стран Персидского залива, снабжавших его энергоносителями, – мусульманские страны, богатые нефтью, богатели деньгами, а если желали, то и оружием…

Эти отношения осложняются и демографическими факторами. Стремительный рост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, увеличивает эмиграцию в страны Западной Европы. В свою очередь наплыв эмигрантов, происходящий на фоне постепенной ликвидации внутренних границ между западноевропейскими странами, вызвал острое политическое неприятие. В Италии, Франции и Германии расистские настроения приобретают все более открытую форму, а начиная с 1990 г., постоянно нарастают политическая реакция и насилие в отношении арабских и турецких эмигрантов.

Обе стороны видят во взаимодействии между ислам­ским и западным миром конфликт цивилизаций…

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций
// Полис. – 1994. – № 1. – С. 37–38.

Украина, ставшая независимым государством, помимо того, что волей-неволей сталкивается со всеми существующими в международных отношениях проблемами, вынуждена определять свое место в многополюсном мире. Западную точку зрения на Украину в качестве субъекта международных отношений высказывает в книге «Великая шахматная доска» самый авторитетный западный специалист по странам бывшего СССР и Восточной Европы Збигнев Бжезинский (род. 1928) – американский политик и обществовед, в 1977–1981 – помощник президента США по национальной безопасности.

Вопросы и задания:

1. Укажите на те геополитические факторы, которые по мнению З. Бжезинского, делают невозможным восстановление России как супердержавы имперского типа без Украины. Ка­кие альтернативные пути для дальнейшего развития России видит З. Бжезинский в случае сохранения независимости Украины?

2. Какой геополитический выбор, с точки зрения З. Бжезинского, стоит перед независимой Украиной?

3. Попробуйте поддержать точку зрения З. Бзежинского с позиции тех сил в украинском обществе, которые выступают за прозападную позицию страны, и отвергнуть ее с позиции тех сил, которые ратуют за интеграцию славянских народов под эгидой России.

 

Появление независимого государства Украины не только вынудило всех россиян переосмыслить характер их собственной политической и этнической принадлежности, но и обозначило большую геополитическую неудачу Российского государства. Отречение от более чем 300-летней российской имперской истории означало потерю потенци­ально богатой индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн человек, этнически и религиозно наиболее тесно связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу. Независимость Украины также лишила Россию ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами Средиземноморья и всего мира в целом.

Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геострате­гического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить место лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза. Однако без Украины, с ее 52-миллионным славянским населением, любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказалась бы запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами; война с Чечней является, вероятно, просто первым тому примером <…>.

В связи с расширением ЕС и НАТО Украина сможет в конечном счете решить, желает ли она стать частью той или иной организации. Вероятно, для усиления своего особого статуса Украина захочет вступить в обе организации, поскольку они граничат с Украиной и поскольку вследствие происходящих на Украине внутренних перемен она получает право на членство в этих организациях. Хотя для этого потребуется определенное время, Западу не слишком рано – занимаясь дальнейшим укреплением связей в области экономики и безопасности с Киевом, – приступить к указанию на десятилетний период 2005–2015 гг. как на приемлемый срок инициации постепенного включения Украины, вследствие чего уменьшится риск возможного возникновения у украинцев опасений относительно того, что расширение Европы остановится на польско-украинской границе…

Главный момент, который необходимо иметь ввиду, следующий: Россия не может быть в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может быть в Европе без России, входящей в состав Европы. Если предположить, что Россия принимает решение связать свою судьбу с Европой, то из этого следует, что в итоге включение Украины в расширяющиеся европейские структуры отвечает собственным интересам России. И действительно, отношение Украины к Европе могло бы стать поворотным пунктом для самой России. Однако это также означает, что определение момента взаимоотношений России с Европой – по-прежнему дело будущего («определение» в том смысле, что выбор Украины в пользу Евро­пы поставит во главу угла принятие Россией решения отно­сительно следующего этапа ее исторического развития: стать также частью Европы, либо европейским изгоем, т. е. по-на­стоящему не принадлежать ни к Европе, ни к Азии и завязнуть в конфликтах со странами «ближнего зарубежья»).

Бжезинский З. Великая шахматная доска.
Господство Америки и его геостратегические императивы. –
М., 1999. – С. 114–115, 146–147.

18.2 ПРОБЛЕМЫ взаимосвязи
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Если сущность основной проблемы взаимосвязи человека и общества – экологической – достаточно хорошо известна (искусственная среда обитания человека – ноосфера – развивается быстрее, чем ее природное окружение успевает воспроизводится, а потому медленно, но неуклонно поглощает его), то дискуссии по поводу «демографического взрыва» продолжаются до сих пор, поскольку во II половине ХХ ст. демографическая динамика изменяется каждое десятилетие. Для анализа этой проблемы предлагается реферат самого авторитетного официального ее научного обзора, подготовленного экспертами ООН.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение «демографического взрыва» и укажите его причины.

2. Объясните, почему демографическая ситуация в мире про­должает оставаться острой, если темпы прироста населения Земли снижаются.

3. Каковы долгосрочные демографические тенденции? Являются ли эти тенденции едиными для разных регионов земного шара?

4. Как ученые оценивают позитивные и негативные последствия «демографического взрыва»?

5. Назовите известные вам демографические тенденции в Украине. В этой связи подумайте: в какой степени те тенденции, о которых шла речь в обзоре, затрагивают нашу страну.

 

«Демографический взрыв» – беспрецедентный рост чис­ленности населения Земли мира во II половине ХХ ст.

«Демографический взрыв» был вызван не столько ростом рождаемости, сколько беспрецедентным по срокам и масштабам снижением смертности в 50–60-е гг. «Демо­графический взрыв» в развивающихся странах частично сов­пал со «взрывом новорожденных» или «бэби-бумом» в развитых странах Запада, начавшемся еще в конце 40-х гг. Для Западной Европы и Северной Америки это было по­слевоенное компенсационное увеличение рождаемости, ко­торое усилилось в связи с благоприятной экономической конъюнктурой. Уже в I пол. 60-х гг. «бэби-бум» в раз­витых странах пошел на убыль. В развивающемся мире «демо­графический взрыв» принял затяжной характер и в 60-е гг. темпы роста населения Земли достигли максимального за всю историю показателя – 2,1% в год.

Таким образом, период с конца 40-х и до начала 70-х гг. был периодом небывалого ранее нарастания темпов рос­та мирового населения. При этом рост в государствах «третьего мира» в эти годы в два раза превышал соответствующий показатель для развитых стран.

II половину 70-х гг. можно считать переломной в темпах роста мирового населения. Прогнозы, которые исходили из годовых темпов роста в 2% до конца века и удвоения численности населения земного шара за 35 лет, не оправдались. В конце 70-х гг. прежний прогноз был пе­ресмотрен и удвоение населения перенесено на более ­поздний период – к 2015 г. Среди демографов из-за несбывшихся пророчеств наблюдалась даже некоторая растерянность, и 70-е гг. были названы периодом «колоссальной неопределенности» в отношении демографического прогнозирования.

На самом деле «неопределенность» проистекала по той причине, что нарастающие темпы роста населения земного шара сменились на сокращающиеся. К концу 70-х гг. стало ясно, что «пик» прироста населения нашей планеты остался позади. Социально-экономические преобразования, в результате которых началась трансформация традиционных представлений о размерах семьи, в сочетании с мероприятиями демографической политики в развивающихся государствах и расширяющимися контактами со странами Запада привели к тому, что в одних странах значительно, в других – умеренно, в третьих – совсем немного снизились показатели рождаемости и темпы роста населения. Замедление последних продолжалось и в 80–90-е гг., достигнув по миру в целом 1,5% в год.

Снижение темпов роста населения не означает, что абсолютные цифры прироста численности землян сокращаются. Более того, ежегодная «прибавка» даже выше, чем в 60-х и 70-х гг., в связи с ростом общей численности жителей Земли. Так, если в 60-е гг. население мира ежегодно увеличивалось в среднем на 67 млн., в 70-е гг. – более чем на 75 млн., в 80-е гг. эта цифра приблизилась к 80 млн., в 90-е гг. абсолютный глобальный прирост составлял 90 млн. человек в год. Это максимальные абсолютные цифры годового прироста за всю историю Земли.

В ХХІ в. темпы роста численности землян будут и дальше медленно сокращаться, постепенно снизится и абсолютный прирост. В начале следующего столетия заметное уменьшение темпов наступит в развивающихся странах, когда скажутся результаты сегодняшних социально-экономических преобразований и усилий по проведению программ планирования семьи. К первой четверти ХХІ в. темпы роста мирового населения должны опуститься до 1% в год. К 2095 г. темпы роста населения Земли, по прогнозам, достигнут почти нулевой отметки – 0,14% в год.

В 1980 г. население Земли насчитывало 4,4 млрд. чел., в 2000 г. составит более 6,1 млрд. чел. От 8,2 до 9,2 млрд. будет в 2025 г. К концу ХХІ в. население Земли достигнет от 10,2 до 14,2 млрд. чел.

Таким образом, за 70 лет – с 1980 по 2050 г. население нашей планеты более чем удвоится, и почти 85% предстоящего увеличения за 115-летний период (с 1980 по 2095 г.) придется на эти первые 70 лет. Таковы кратко-, средне- и долгосрочные демографические прогнозы ООН, сделанные в середине 80-х гг.

В целом рост населения Земли, а также та численность, которая установится к моменту стабилизации, зависят преж­де всего от темпов увеличения населения развивающегося мира. А эти темпы должны складываться из разности двух показателей – рождаемости и смертности. Фактор миграции не имел до сих пор большого значения для динамики численности населения освободившихся стран. Смертность в Азии, Африке и латинской Америке еще имеет резервы для снижения, однако, сокращение рождаемости ожидается более интенсивным, нежели смертности.

Сейчас 80% населения развивающегося мира проживает в странах, правительства которых хотят снизить темпы рос­та населения. И только 3% населения являются жителями стран, где правительства желают их повысить.

Ряд западных исследователей полагают, что стабилизация численности населения произойдет под давлением сил природы. В последнем случае имеется в виду неизбежное увеличение через одно-два поколения смертности, как след­ствия высокой степени загрязнения окружающей среды и острого недостатка продовольствия (в основном в Африке и Азии). Помимо экологической катастрофы налицо и опасность вымирания людей от надвигающейся эпидемии СПИДа.

По сравнению с 60-ми гг. разрыв в темпах роста населения развивающихся и развитых стран в I пол. 80-х гг. не только не уменьшился, а даже возрос – с 2-х до 3-х с лишним раз. Увеличение разрыва вызвано тем, что рождаемость в развитых странах со II половины 60-х гг. пошла резко на убыль, а смертность почти не менялась, в то время как в развивающихся странах весьма умеренный спад рождаемости сопровождался дальнейшим снижением смертности, что приводило к незначительному сокращению темпов ес­тественного прироста.

Подобная тенденция сохранится и в будущем. Население развивающихся стран будет расти не менее 1% в год. Мировым лидером по темпам роста населения будет оставаться Африка (не менее 2% в год), в Латинской Америке, несмотря на заметный спад рождаемости (в два раза), темпы роста населения останутся высокими из-за одновременного значительного сокращения смертности, заметное сокращение темпов роста населения произойдет в Азии благодаря в основном продуманной демографической политике в Китае. И без того невысокий показатель динамики численности населения развитых стран (около 0,5% в год) продолжит уменьшаться (до 0,3%).

Среди зарубежных ученых нет единого мнения по вопросу о последствиях «демографического взрыва». Одни счи­тают, что растущее население является благом для общества, другие утверждают, что это тяжкое бремя. Первые полагают, что лишние головы – это, возможно, новые гении, таланты и новые рабочие руки. Вторые возражают: это только лишние рты, которые надо накормить, лишние люди, которых надо одеть, согреть, обучить.

Первые соглашаются с тем, что большое количество детей является источником серьезных (однако краткосрочных) проблем для нации. И что через несколько лет эти дети уже смогут трудиться на полях, внося свой вклад в долгосрочное благополучие.

Сторонники необходимости стабилизировать численность населения Земли верят в закон «сокращающегося воз­мещения издержек», поскольку большая часть ресурсов на­селения планеты истощается. Защитники необходимости роста населения основывают свои взгляды на концепции «экономии на масштабах», утверждая, что большее число людей сможет использовать ресурсы более эффективно.

Пессимисты подчеркивают ограниченность нашей планеты в производстве продовольствия; оптимисты, ссылаясь на опыт «зеленой революции», утверждают, что таких пределов не существует.

Оптимистическая точка зрения подкрепляется также появлением новых материалов и технологий, которые кладут конец озабоченности об исчезновении некоторых важных видов сырья для промышленности.

Составлено по: Глобальная демографическая ситуация и перспективы ее развития: Науч.-аналит. обзор. – М., 1991. – С. 7–23.

В отличие от «демографического взрыва», «франкенштейновский фактор», о котором пойдет речь в работе К. Лебак «Страшилы на стене», – проблема в большей степени психологическая, чем материальная. К тому же его действие кажется не столь ощутимым, как воздействие других проблем во взаимоотношениях человека и общества. Он вызывается, по мнению автора, потенциальными проблемами, таящимися в новейших медицинских «технологиях манипуляции жизни»: искусственное осеменение и оплодотворение, дородовая диагностика (и выборочный аборт); генетические консультации и отбор; выбор пола ребенка; «генной инженерии». Однако обойти вниманием эту проблему невозможно, поскольку с каждым годом заключенные в этом фак­торе опасности, как никакая другая глобальная проблема современности, становятся вся более и более реальными.

Вопросы и задания:

1. Что такое «франкенштейновский фактор» у К. Лебак? В чем, с ее точки зрения, состоит основная причина «франкенштейновского фактора»? Существует ли, по вашему мнению, различие между «франкенштейновским фактором» и про­чими глобальными проблемами современности?

2. Какую главную проблему в рассматриваемой сфере видит К. Лебак?

3. Каким образом, на ваш взгляд, могут повлиять на «франкенштейновский фактор» самые последние достижения генетиков – клонирование животных и расшифровка генетического кода человека?

 

К «франкенштейновскому фактору» относят страхи пе­ред изменением свойств человеческой расы, порождением новых, невиданных опасностей для человека. Люди страшатся появления некоего чудовища, монстра, который в один прекрасный день выйдет из повиновения. Опасаются, что преодоление нами естественных, поставленных са­мой природой барьеров нанесет непоправимый ущерб всему человечеству, что подобные попытки будут делаться из корыстных побуждений, в погоне за славой и богатством. Все это еще усугубляется той скоростью, с которой разворачиваются события, непредсказуемостью направления и динамики развития. Как бы тщательно ни подходили к организации самих исследований, всегда остается (хотя бы теоретически) вероятность, что в результате их возникнет нечто, совершенно отличное от желаемого, нечто, что пред­ставляет угрозу человечеству, будь то на физическом, мораль­ном или социальном уровне. Пока остаются неразрешенные технические, этические или юридические проблемы, призрак «Франкенштейна» будет преследовать нас <…>.

Часть указанных проблем пока просто не имеет решения, и такое положение может некоторое время сохраняться. Другие в принципе не поддаются разрешению. К ним следует отнестись со всей серьезностью. Потребуются и решительные меры и многочисленные дискуссии по вопросам этики! «Страшилы» и впрямь устроились на стене <…>.

Когда люди сталкиваются с чем-то качественно новым, часто используют выражение «брать на себя роль самого Господа». «Играть роль Бога» – это распространять человеческие знания и власть над природой в дотоле неведомые области. Человек познает на этом пути Неведомое, но вместе с тем перед ним возникают новые проблемы и тревоги.

Лебак К. Страшилы на стене // Глобальные проблемы
и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 173–175.

18.3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

В данном отрывке из статьи Б. Калликота «Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика» анализируются причины глобальных проблем современности, которые автор обнаруживает в особенностях западного способа мышления, ориентированого на «познание и преобразование мира».

Вопросы и задания:

1. Какие философские основания появления глобальных проблем современности называются автором?

2. В какой период в истории западной философии сложились указанные основания?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных