Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская система Аристотеля. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии




Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

1. Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта.

2. Убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категорическим силлогизмом.

Аристотель показал, что совокупность научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, поскольку существует огромное разнообразие предметов и явлений. Поэтому он разделил все предметы и явления на так называемые категории, – объединения явлений наивысшего порядка, на которые делится все, существующее в мире. Представления о категориях – фундаментальных характеристиках вещи, та сторона научной парадигмы Аристотеля, которой мы пользуемся до сих пор. (Категории были введены им для того, чтобы упорядочить подход к познанию объекта). Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории.

В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это: сущность – количество – качество – отношение (различие в активности) – место – время – положение (находиться) – обладание (иметь) – действование (воздействие предметов друг на друга) – страдание (испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.

С течением времени менялось содержание этих категорий, уточнялись связи между ними, но необходимость этой формы дифференциации всего сущего в мире сохранилась и остается вполне актуальной сейчас.

Естественнонаучные сочинения Аристотеля объединены в настоящее время в четырех основных произведениях: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика и целом ряде небольших статей или отрывков из его лекций в Ликее.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую, первоматерию. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, “потенциальную” предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с ним и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, а земля – холодного и сухого.

Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый элемент – “пятую сущность” (quinta essentia) – эфир. В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первоматерии.

Аристотель впервые в истории естествознания ввел классификацию механических форм движения. Он разделил все виды движения на две группы: движение по прямой и круговое движение. При этом существует 4 вида движения по прямой:

-увеличение-уменьшение
-возникновение-уничтожение
-перемещение в пространстве

-переход в другое качество

Всякое тело имеет присущую ему естественную форму движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой. При этом тяжелые тела, состоящие из земли и воды, стремятся двигаться к центру мира, которым является центр Земли. Легкие тела, состоящие из воздуха и огня, стремятся вверх, по направлению от центра Земли. Движение, противоположное естественному, Аристотель называл насильственным и считал, что оно возможно только с помощью внешней силы. Для космических тел естественным движением будет движение по окружности. Эта форма движения является самой совершенной, так как движение по окружности бесконечно. Причинной такого вида движения является «вечный двигатель» (бог), который, сам оставаясь неподвижным, приводит в движение небесные сферы.

Помимо фундаментальных разработок в логике, космологии и биологии, Аристотель провел огромную работу по систематизации и развитию научных представлений в других сферах человеческой деятельности – этике, эстетике, политике, педагогике, экономике.

Аристотель создал «Ликей», своеобразную школу, каждый ученик которой был специалистом в определенной сфере знаний, хотя некоторые, в подражание своему учителю, тоже были, так сказать, «специалистами широкого профиля». Наиболее характерной чертой школы была свобода в проявлении собственного мнения, отсутствие давления со стороны патрона, наоборот, поощрение инакомыслия при условии, что оно было оправданным эмпирически или логически. Эта особенность школы, наряду с поддержанием весьма высокого научного уровня ее работы, позволила ей просуществовать более восьми столетий.

Учение Аристотеля было «высшей точкой» развития античной науки. Именно Аристотелем была сформирована первая в истории науки естественнонаучная парадигма. Это учение ознаменовало собою конец второго, наиболее продуктивного, этапа развития древней науки






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных