Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






12 страница. Однако, несмотря на релятивный характер ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек




Однако, несмотря на релятивный характер ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ Новгородцев писал, что «Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т. е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т. е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей».

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это – призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других». Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

47. Человек в мире культуры. Человек как стержень развития культуры.

2)Человек и культура.

 

Почему возникает культура? Что лежит в ее основании и делает возможной ее существование? Очевидно, что возможность создания артефактов вытекает из специфически человеческой возможности к творчеству, предполагающей способность к преодолению природной предопределенности своего существования.

 

Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы строят великолепные соты, паук безошибочно мастерит паутину, бобры строят плотины, т. е. создают нечто такое, чего не было в природе. Но деятельность этих существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. Способность к самостоятельному разумному достижению цели проявляется в животном мире очень редко и всегда служит удовлетворению конкретных биологических потребностей. Человек в отличие от животного способен выбирать свои цели произвольно, для него характерно свободное целеполагание. Он может ставить себе цели, не обусловленные существующей в данный момент обстановкой, и предпринимать усилия, чтобы достичь их в отдаленном будущем. В своей деятельности он создает все новые и новые цели, выходя в этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Способность к свободной целеполагающей деятельности есть специфическое свойство, родовое отличие человека, благодаря которому он может по своему желанию создавать себе искусственную среду обитания. Человек, таким образом, с самого начала есть существо культурное, искусственно устраивающее свою жизнь. Культура появляется вместе с человеком, и человек появляется вместе с культурой.

 

3)Культура и природа.

 

Термин «артефакт» означает искусственное в противовес природному. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроится над природой. Если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Но вместе с тем необходимо отметить, что оппозиция «культура-природа» является ложной. Они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. С одной стороны, сам человек, существо биологическое и культуру создает, пользуясь природными ресурсами. Человек не творит ничего, а лишь преобразует природное. С другой стороны, сама природа всегда дана нам в окультуренной форме. Природные объекты воспринимаются нами через призму человеческого сознания. Человек не может бесстрастно созерцать природные объекты, но всегда облекает их в какие – то понятия, присваивает им какие-то смыслы, и таким образом, никогда не имеет дела с «чистой» природой.

 

4)Функции культуры:

 

1) Адаптивная:

 

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Причем эта адаптация происходит совершенно иначе, чем в природе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с условиями существования; человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Человек как биологический вид Homo sapiens не имеет своей природной экологической ниши. «Человек есть незавершенное, неопределившееся, биологически недостаточное животное» (А. Гелен). У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду.

 

2) Информационная:

 

У животных передача информации от поколения к поколению происходит генетическим путем, а также через наблюдение за поведением родителей и подражание им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт с нуля.

 

С возникновением человека и культуры появляется новая «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. Человек объективирует свои мысли и представления в созданных им знаковых системах, прежде всего в языке. Это означает, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование и продолжают свое существование в культуре. Благодаря этому становится возможным историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека, как родового существа.

 

3) Человекотворческая.

 

Человек творит культуру, а культура в свою очередь творит человека. Культура формирует, воспитывает, социализирует человека в соответствии с конкретными ценностями, идеалами и нормами, ей присущими.

 

4) Нормативная функция.

 

Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений между человеком и окружающей средой, как природной так и социальной.

 

5) Интегративная функция.

 

Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется благодаря единой совокупности ценностей и идеалов, определяющих сознание и поведение людей.

48. Роль искусства и эстетических ценностей в жизни человека.

Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия истины и добра неполны без красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, – писал Гегель, – что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» (Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970. С. 212). Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

 

Само слово «эстетика» происходит от гр. слова «эстетикос» – чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, но это не совсем точно. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни.

 

Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который ведь и сам есть частица этого мира, и, следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Справедливости ради следует заметить, что в науке эстетика существует и другой взгляд на природу эстетического, отрицающий его объективность и выводящий все формы эстетического исключительно из человеческого сознания.

 

Эстетические переживания в силу универсальности лежащих в их основе отношений способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (в труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодавлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.

 

Эстетика существует во всех сферах жизнедеятельности человека. Красивыми могут быть авиалайнер, автомобиль, мост, мебель, одежда и многое другое. Красивым могут быть – футбол, теннис, шахматная игра и т. п. Эстетическое сознание тесно переплетается с сознанием нравственным. Широко известно изречение Чехова А. П. о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют, прежде всего, нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность.

 

И все же наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.

 

В. С. Соловьев говорит, что обычно считают, что искусство воспроизводит не сами предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник. Истинный художник видит в них их типичные, характерные черты, эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче, красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Суть искусства, по Соловьеву, состоит не в повторении, а «продолжении того художественного дела, которое начато природой, в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи» (Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. С. 391).

 

Главным в искусстве является его нравственное содержание. В поэзии Пушкина совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней воплощается, а дух этот – живой, благой и возвышенный, как он сам свидетельствует в известных стихах:

 

«И долго буду тем любезен я народу,

 

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

 

Что в сей жестокий век я прославлял свободу

 

И милость к падшим призывал».

 

Возникновение искусства уходит в далекое прошлое.

 

Люди родового общества, бесспорно, были наделены незаурядными художественными способностями. Их «художественной мастерской» была чаще всего пещера, которая освещалась лишь огнем костра. В ней стены украшались рисунками, сюжеты которых брались из повседневной жизни. До нас дошли изображения животных, сцены охоты на них и последующих празднеств. Эти рисунки поражают точностью изображения и художественной экспрессией.

 

Искусство, в отличие от других видов художественного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, собственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности, общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер); признание фантазии, вымысла и одновременно требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии; ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др. Эти особенности искусства свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

 

Искусство обладает рядом функций: познавательной, воспитательной, эстетической.

 

Познавательная функция. Искусство может служить способом передачи опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятую в ее историческом развитии. Они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира. Они показывают современность и предвосхищают будущее. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т. п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная.

 

Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм.

 

Но все же главная функция искусства – эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство признано доставлять человеку эстетическое удовольствие и наслаждение. Если быть откровенным, то мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы мастеров искусств.

 

Эстетическое отношение человека к действительности, его стремление освоить и переустроить мир по законам красоты изучается эстетикой.

 

Эстетическое является родовым понятием, видами которого выступают прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. п. Эстетика – философская наука, которая изучает, прежде всего, прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.

 

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживается две основные позиции. Согласно одной из них (Чернышевский Н. Г.), прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Альтернативная концепция (Гегель, Герцен): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством.

 

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика и т. п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен.

 

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было и в начале 80-х гг. прошлого века, когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности, который мы наблюдаем сегодня. Не случайно именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировало на изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени.

 

Эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

 

Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 275). Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные (например, чувства к тому или иному художественному произведению) и абстрактные (чувство трагического, возвышенного). Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.

 

Эстетическое чувство развивалось и совершенствовалось, открывая перед человеком все новые и новые стороны действительности: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Это чувство настолько глубоко дифференцировало духовный мир человека, что со временем даже устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков. Так, объективно-комическое в системе эстетического восприятия получило такие свои оттенки, как чувство юмора, сарказма, трагикомического и т. д. В отличие от сатирического восприятия действительности чувство юмора – это способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого, проявляя в этом глубоко эстетическое отношение к этому дорогому для него объекту.

 

Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

 

Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство – все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний.

 

Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

 

Религиозные ценности и свобода совести

 

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества.

 

Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т. е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения.

 

Наряду с мифом и философией религия – одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительного ответа на вопросы, возникшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.

 

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.

 

Религия представляет собой сложное общественное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют следующие элементы: 1) религиозное учение, 2) религиозные чувства, 3) культ (обряды), 4) религиозные организации (церковь, секты).

 

Религиозное учение представляет собой систему религиозных идей и утверждений. Религиозные учения создают и пропагандируют профессиональные служители религиозных организаций.

 

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ, (Дополнительно) который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы: храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

 

Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.

 

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.

 

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

 

Религиозное сознание (чувства, идеи, теории), религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления – деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа и мирян.

 

Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: претензии на то, что она существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность.

 

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь, или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация».

 

Некоторые представители исторической науки утверждают, что религия существовала не всегда, а появилась примерно 30 – 40 тысяч лет назад, в то время как возраст человечества не менее миллиона лет. Постепенно возникнув, религия прошла долгий путь развития от многобожия к монотеизму (единобожию), от первобытных форм – к национальным, а затем к мировым религиям.

 

О происхождении религии ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX – начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

 

Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду.

 

Французский социолог З. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему.

 

Зигмунд Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений.

 

Людвиг Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.

 

Марксистская философия считает, что религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии.

 

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.

 

Главными, определяющими корнями религии как формы общественного сознания многие ученые считают социальные корни – стихийность общественного процесса, невозможность предвидеть, а тем более управлять этими процессами. Это дополняется и усиливается классовым гнетом во всех его проявлениях (экономическим, политическим, духовным, национальным).

 

Неблагоприятные, чуждые интересам человека социальные условия порождают особое психологическое состояние, устойчивые отрицательные эмоции (страх, страдание, подавленность, отчаяние), действующие не только на индивидуальном, но и массовой уровне. Конечно, не каждый человек, переживающий подобные чувства, становится религиозным. Это лишь условие, предпосылка обращения к религии, ее психологические корни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных