Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

Задание: знать основные идеи указанных философов и философских направлений; понимать и уметь различать следующие философские термины.

 

абсолютный; абстрактный; аксиома; акциденция; альтруизм; анализ; аналогия; антагонизм; антиномия; антитезис; антропология; антропоцентризм; апология; априори; Аристотель; аскетизм; атеизм; безотносительный; Бердяев Николай; биосфера; безбожие; Бекон Френсис; богоборчество; Вернадский Владимир Иванович; «вещь в себе»; враждебность; возникновение; выражение; гармония; гедонизм; генезис; геоцентризм; герменевтика; Гераклит Эфесский; Гегель Г.В.Ф.; гносеология; гуманизм; деизм; Декарт Рене; Демокрит; дескрипция; детерминизм; дефиниция; диалектика; диллема; идеализм; имманентный; имморализм; императив; индетерминизм; инкубационный; интеллект; иррационализм; казуальность; Кант Иммануил; «картина мира»; конкретное; консерватизм; Конт Огюст; креационизм; латентный; логос; материализм; Милетская школа; монотеизм; натурфилософия; неверие; невидимый; непримиримость; неявный; Ницше Фридрих; объект; образование; онтология; определение; оптимизм; организация; пантеизм; Парменид; пессимизм; пифагорейцы; Платон; плюрализм; позитивизм; политеизм; понятие; прагматизм; происхождение; прогресс; противоречие; развитие; разум; рассудок; рационализм; революция; реализм; регресс; религия; Ренессанс; рефлексия; секуляризация; синтез; система; славянофильство; совершенный; сознание; Сократ; Соловьев Владимир Сергеевич; стоицизм; субстанция; субъект; сущность; схоластика; теизм; трансцендентный; учение; Фейербах Людвиг; феномен; Фома Аквинский; Хайдеггер Мартин; хаос; цивилизация; Чаадаев Петр Яковлевич; Шопенгауэр Артур; эгоизм; эволюция; экзистенциализм; эмпиризм; эпикурейство; этика; эстетика; явление-

 

 

Аристотель;   суть вещей есть соединение формы и материи. причина и первоначало всего сущего.:
  1. Материя— «то, из чего». воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма— «то, что». представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая, или производящая причина «то, откуда».
  4. Цель, или конечная причина «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
"Я знаю, что ничего не знаю"
Бердяев Николай;   идея богочеловечества Сущность христианства он видит в свободном соединении в богочеловечестве двух природ, божеской и человеческой. Человек есть связующее звено между божественным и природным миром.
Бекон Френсис;   Суть основной философской идеи — эмпиризм— заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений типичные источники человеческих заблуждений. 1) «Идол рода» - проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. 2) «Идол пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. 3) «Идол рынка» - следствие общественной природы человека,общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. 4) «Идолы театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «Знание- сила» "Истина -- дочь Времени, а не Авторитета"
Вернадский Владимир Иванович; биосфера” обозначает сферу жизни ноосфера -Оболочка Земли, измененая разумной деятельностью человека. Сфера разума, Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека,.. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже.
  Гераклит Эфесский;   Натурфилософия Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Основные идеи Гераклита: 1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", 2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем", 3. источником движения, изменения является борьба противоположностей, 4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово), 5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком". «Всё течёт, всё меняется»
Гегель Г.В;   Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; • целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; • познает себя через познавательную деятельность человека; • творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
Декарт Рене;   Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Для того чтобы создать новую систему взглядов, утверждал Декарт, следует усомниться во всем предыдущем знании, которое выработало человечество. Более того, надо подвергнуть сомнению и существование окружающего: вдруг внешний мир – всего лишь иллюзия, а на самом деле его нет. Можно сомневаться даже в собственном существовании: нет никакой гарантии, что я действительно существую, не исключено, что жизнь моя – тоже иллюзия и мне только кажется, что я есть. Возможно ли что-нибудь устойчивое в этом всеобщем сомнении, то, в чем никак нельзя сомневаться? Оказывается, возможно. Это сам факт нашего сомнения: когда мы во всем абсолютно сомневаемся, то в этом случае не можем сомневаться в своем собственном сомнении. Оно-то уж точно несомненно. Но если мы сомневаемся, значит, мы мыслим, ибо сомнение – это акт мышления. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует. Не может. Значит, если я мыслю, то существую. «мыслю, следовательно, существую»
Демокрит;   Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками. Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота. первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического. Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения. . Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии Считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом отличается формой, порядком следования, положением в пространстве, величиной и весом. Бесконечное многообразие атома. Представлял, что атом - маленькие фигурки, статуэтки, не видимые и не ощущаемые человеком. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких. После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление - высшие формы атома, хотя носит телесный характер, основанный на ощущениях. В этике он считал, высшим блаженством видеть все освобожденным от чувственного и случайного. Историческое развитие, как прогресс, и является обязательной потребностью людей.
Кант Иммануил;   Кант заставил весь мир быть зависимым от человеческого разума, причем разум понимался фантой в очень специфическом смысле — в качестве чистого рассудка, свободного от всяких эстетических, чувственных, пластических, художественных и музыкальных образов. Идея Канта заключалась в том, что человечество, наконец, вступает в "совершеннолетний возраст", основным признаком которого является способность пользоваться своим рассудком. До этого существовавшие формы общественной жизни (философия, религия), основанные на авторитете, должны быть заменены новыми формами, основанными на разуме. Идеалом Канта же являлось единое человечество с единым государственным устройством и единой религией. Религия, ранее существовавшая (историческая или статуарная религия), не отвечает требованиям всеобщности. Однако, требованию всеобщности соответствует религия, основанная на разуме, или "нравственная религия". "Радикальное зло человеческой природы" Кант толкует как противоречие между требованием разумно-нравственного закона и чувственной природой. Отсюда потребность в избавлении или спасении; высшее выражение религиозности есть добровольно принятое страдание во имя нравственного принципа.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

 

 

 

 

Конт Огюст;   один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познаёт не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Выдвинул «закон трех стадий», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или реальную». Наряду с «законом трех стадий» считал своим крупнейшим достижением предложенную им классификацию наук. Построил иерархию наук по объективному основанию – согласно предмету, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с «убывающей общностью и независимостью» и возрастающей «сложностью» предмета изучения: математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), «социальная физика» (социология). Науки достигают «позитивной стадии» в порядке их классификации. Считая естественные науки эталоном, полагал необходимым реформирование общественных, гуманитарных наук по их подобию. Отказал в праве на самостоятельное существование истории, писхологии, политической экономии и др.
Милетская школа;   Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова. «Различие между материей и духом в те времена ещё не было установлено, а до тех пор, пока это не сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас.»[4] Как пишет Ф. Х. Кессиди, первые греческие философы «не знали ни чисто материального начала, ни чисто идеальной сущности».[5  
Ницше Фридрих;   Его философия - это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений. Остро и оригинально отразил драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современной. Выделим три этапа его творчества. Первый этап проходил в рамках осмысления идей античности, творчества Шопенгауэра. В этот период написаны “Рождение трагедии из духа музыки”, “Философия в трагическую эпоху Греции”, “Несвоевременные размышления”. Второй период знаменует разрыв с предыдущей философской традицией - “Человеческое, слишком человеческое”. В третьем этапе создаются “Так говорил Заратустра”, “ По ту сторону добра и зла”. Основные идеи: 1.Переоценка всех ценностей, критическая идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми в учении 2.«Воля к власти» - Волю считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и связывает ее с человеческой деят-тью. «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Человек, ставший господином природы, господиномсвоей собственной дикости представляет колоссальное количество власти. 3.Идея сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу Сверхчеловека – создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование 4.Идея «вечного возвращения». Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возращение – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека. Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.  
Парменид;   Парменид был современником Гераклита[2]. Он занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое[4] есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара[5].
. «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».
пифагорейцы;   Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём». Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике» (I, 5):
  • предел — беспредельное
  • нечётное — чётное
  • одно — многое
  • правое — левое
  • мужское — женское
  • покой — движение
  • прямое — кривое
  • свет — тьма
  • добро — зло
  • квадрат — вытянутый прямоугольник
Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число (Аристотель, Met., I, 5). Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.  
Платон;   Идеи первичны, материальные предметы вторичны В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум Онтология (учение о мире): Мир создан творцом-демиургом, который берёт за образцы вечные образы-идеи, создавая их несовершенные копии - предметы нашего мира. Гносеология (учение о познании): душа человека вечна, между рождениями она пребывает в высшем небесном мире, наблюдая идеи. После появления на свет земного человека, его душа забывает увиденное, но наш мир, как бледная копия небесного, может напомнить душе о том, что она видела в мире идей. Интеллектуальные различия между людьми Платон объясняет Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа” длительностью пребывания души в мире идей: дольше была - больше знает) Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого. В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда  
Сократ;   родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика). Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Сократ утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым, он расспрашивает обо всем других. Свой метод собеседования он называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы собеседник  
Соловьев Владимир Сергеевич; русский религиозный мыслитель, Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
  • Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
  • Теократия — дословно власть Бога
 
Фейербах Людвиг;   выдающийся немецкий философ-материалист, Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[ источник не указан 1284 дня ]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного.  
Фома Аквинский;   философ и теолог Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:
  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство. Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Фома Аквинский различал два вида существования:
  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.
Только Бог — подлинное, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).
Хайдеггер Мартин;   Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания По его мнению, “бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствие определяется временем”. Иными словами, бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, или экзистенция. Основным моментом осмысления всего сущего является, по Хайдеггеру, человеческое существование. Бытие человека мыслитель обозначает термином “dasein”, порывая с философской традицией, в которой этот термин обозначает “наличное бытие”, “сущее”. У Хайдеггера, по мнению исследователей его творчества, “dasein” означает скорее бытие сознания. Родоначальник немецкого экзистенциализма подчеркивает, что только человек знает о своей смертности и только ему известна временность своего существования. Благодаря этому он способен осознать свое бытие. Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает в виде единства трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутримировом-сущем”. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего.  
Чаадаев Петр Яковлевич;   Родоначальник рус. религиозной философии "Жизнь (человека, как) духовного существа, - писал Чаадаев в одном из своих "Философических писем", - обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом". Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции". Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет общей жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайно важные выводы. Прежде всего, "происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, -иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивидуальное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, с существе своем исходит от того, что выше людей - от Бога.
Шопенгауэр Артур;   Шопенгауэр утверждает, что на судьбу человека влияют три категории. 1.Что такое человек: т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2.Что человек имеет: т.е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3.Что представляет собой человек: это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в почете, положении и славе. Среди всех личностных элементов, по мнению философа, здоровье перевешивает все блага настолько, что здоровый нищий счастливей больного короля. Спокойный веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья, ясный ум, сдержанная воля и чистая совесть — вот блага, которые не смогут заменить никакие чины и сокровища («Жалок тот, в ком совесть нечиста», — сказал А.С.Пушкин). Умный человек и в одиночестве найдет себе развлечение в своих мыслях и в своем воображении, тогда как беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок не оградит тупицу от терзающей его скуки. Для того, кто одарен выдающимся умом и возвышенным характером, большинство излюбленных удовольствий — излишни, даже более того — обременительны (избавляясь от невротизма, человек перестает нуждаться в том, без чего раньше жить просто не мог; но он не ограничивает себя, не накладывает запретов – он просто перестает в этом нуждаться; и происходит это естественным путем, безо всякого насилия над личностью; И Шопенгауэр подводит итог: «Для нашего счастья то, что мы такое, — наша личность — является первым и важнейшим условием уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам двух других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас… Одно лишь всемогущее время властвует и здесь».  
   

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преподаватель: Евченко О.С. Для студентов заочного обучения. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных