Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское учение Аристотеля. Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегр философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии




Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегр философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г. Стагиры. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Апполона Ликейского.

Ещё находясь в платоновской Академии, А. расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и веши не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии чувственных вещей и отождествлены им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. Согласно Платону вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей от вещей, Платон же отрицает какую-либо причинную зависимость идей от вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь многообразна, ей должно соответствовать в таком случае несколько образцов, т.е. несколько идей. Согласно А., платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи. А. в своих философских рассуждениях исходил прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, А. попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Важный вклад в философию внесён А. по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для А. – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое, А. подразделяет его на отдельные виды, а именно:1)круговое движение; 2) прямолинейность; 3)сочетание прямолинейного движения с круговым. Из них основными видами движения являются прямолинейное и круговое. Большую роль в истории философии сыграло учение А. о познании. Здесь он исходит из положения, что независимо от человека существует объективный мир, материальный, независимый от познающего объекта. Первая стадия познания – чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира, она – отпечатки форм познаваемых предметом. Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления. Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством теоретической деятельности мышления.

Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества

 

(понятие должно употребляться в одном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно). Аристотель – создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате “О душе”, где даётся понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум, который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительности, животной и разумной души, лежащей в основе деления живых существ на растения, животных и людей.

Рабство как явление А. считал существующим от природы. Он рассматривал раба как “говорящее орудие”, которое принадлежит господину, являющемуся “общественным животным”.

Аристотель выделял следующие формы гос-вa: монархию, аристократию, политию (правильные формы) и тиранию, олигархию, демократию (неправильные). Наиболее совершенной формой госуд. Устройства Аристотелю представлялась полития. Он выступал за устоявшиеся социальное расслоение общества. Так, он писал: “Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?”

Среди добродетелей А. выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов – уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качества труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинством граждан.

Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с её начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые стали отпочковываться в самостоятельные направления.

 

7. Этико-философ. учения эллино-римского (э-р) периода

Э-р-период завоевания Греции Македонией, а затем Римом. Период оккупации выдвигает на 1 план проблему отношений между людьми, поэтому все школы этого периода этико-философские.

I. Город Керен (керенаики). Проблема счастья-осн. проблема. Счастья –это наслаждение, теория наслаждения – гедонизм. Часть правды в гедонизме есть, в то же время ещё софисты заметили, что самая изощренная ложь-полуправда. Это проявилось в работах Гегелиса (философ смерти). Феномен Гегелиса показал сл.:

1.можно оплевать буквально всё, даже жизнь(этим сейчас заним. журналистика).

2.это было исторически первое осмысление проблемы свободы и ее запрета.

II. Киники (циники): Антисфен, Диоген, Кратет.

Следует различать цинизм первоначальный и современный. Первоначальный цинизм был направлен на защиту души человека, если он не может защититься физически. Идеи Диогена довели до крайности Антисфен и Кратет. Феномен “брак Кратета”. Современный цинизм-это, как правило, издевка над человеком (разговор между Дальвидас и Спинозой в фильме “Спрут”).

Выделяют раннюю, среднюю и позднюю стоику. Наиболее известные стоики – киники: Сенека, Марк Аврелий. Стоики считали, что человек – элемент космоса. Если на его долю выпали испытания, то он с этим сделать ничего не может, поэтому у него есть 2 выхода: 1.сломаться (человек теряет самоуважение и уважение других людей к себе, не решая при этом проблему).

2.не сломаться (не потерять самоуважение и уваж. др. людей к себе)

Эпиктет: “Стрелы ранят тело, а слова ранят душу”.

Эпикур по правилу киринаик: “Счастье – это не столько наслажление, скролько отсутствие страдания”. Эпикур – последователь Демокритаи Левкипа (он материалист). Он указал, как человек должен вести себя, чтобы быть счастливым. Человек имеет тройственную сущность: физические, психические и соц. страдания. Чтобы не испытывать физ.страданий, надо содержать здоровье в порядке. Эпикур считал, что не надо бояться смерти, поскольку мы с ней не встречаемся.

Неоплатонизм(Н.). Н.: возрождение идей Платона. Самый известный представитель – Плотин. Плотин выдвинул следующие идеи: мир гармоничен в виду того, что у мира есть душа – София Мудрость. Эта идея получила в последствии выражение и развитие в классич. немецкой философии, особенно у Шеллинга и Гегеля, в русской фил. – у Соловьева, он даже назвал свою философию “Софиология”. В современной философии эта идея развивается в работе Юзвишина “Информациология”. Согласно Юзвишину, если есть всеобщая универсальная связь, значит, есть и всеобщее универсальное отражение. Это правда. Это всеобщее универсальное отражение является аналогом мирового разума, информация в этом мировом разуме распространяется с событийной, а не процессуальной скоростью. Событийная скорость превышает скорость света, и информация в мире распространяется почти мгновенно.

Плотин выдвинул следующие идеи: разум человека или его духовный горизонт аналогичен душе мира. Если человек сможет разглядеть собственную душу, то он таким образом сможет увидеть душу мира. Сейчас ясно, что душу другого человека человек может увидеть, увидев в начале свой духовный горизонт. Плотин даже сделал попытку рассмотреть собственную душу, но ему не понравилось его душа, и он это забросил. Именно Плотин выдвинул концепцию эйдентического мышления или мышления Эйдоса. Эйдосы – элементы Гиперурании. В современной гносеологии концепция эйдентического мышления является очень важной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных