Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская религиозная философия ХIХ века (В. С. Соловьев; Н. А. Бердяев)




Н. А. Бердяев (1874 - 1948) – философ-публицист. В начале своего творчества примыкал «к легальному марксизму», а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выпустил в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем («О назначении человека»). Бердяев высказывал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергично-волевой, всеблагой, любящей, милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. ****В общ-ве идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все национальные противоречия и способствующая установления на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом такого всеединства является объединение западной и восточной, католической и православной, церквей. Рассматривая проблему «человек и общество», С. утверждает, что чел-к – вершина творения Бога. Общ-во есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юрид.право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла.

№32 Философия русского космизма (Н. Федоров, П. Флоренский, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, Л. Гумилев)

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр. регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение - победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт. эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

№33 Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Н. К. Михайловский, А. А, Богданов)

Ленин - ученик Маркса и Энгельса. Двигал диалектику вперед, боролся с физич. идеализмом. Материя не м. исчезать. Вопросы теории познания. Боролся против догматизма в т.п. Вопрос об истинности знаний: 1) сущ. ли объ. истина 20) если да, то могут личел. представления, выраж. объ. истину, выражать ее сразу, целиком или только приблизительно. Осн. акцент - на док-ве объ. хар-ра истины. И. всегда объ. Развил учение о практике. Пр. вкл. в себя всю совок. матер. деят-сти ч-ка: общ. пр-во, классов. борьбу, науч. эксперим. Принцип отражения - краеугольн. камень матер. теории. Все знания проистек. из опыта, из ощущений, в кот. отраж. св-ва вещей - субъ образ объ мира. Единство диал-ки, логики и теории позн-я. Разраб. теорию ист. мат-ма. Бытие незав. от общ. сознания.

 

№34 Русское зарубежье (Н. А, Бердяев, С. Франк, И. Л. Солоневич, И. А. Ильин)

Ильин (18821954) – философов, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Первоначально приобрел известность как исследователь и последователь философии Гегеля. Затем разработал собственную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. И. рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные И. проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм партийность, соотношение республики и монархии.

 

№35 Учение о бытие. Структура бытия и структура философского знания.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

№37 Движение как способ существования материи. Основные виды движения и их взаимосвязь.

Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр., ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д.. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я, кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм. Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета, распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств. превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след. принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. мира: неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв.

 

№40 Теория диалектики как учение о всеобщей связи бытия, его движении и развитии. Понятийный аппарат теории диалектики (принципы, законы и категории).

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность_ - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

 

№41 Наиболее общие и общие законы диалектики, их взаимосвязь.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история. Первоначально этим термином обозначался способ вести спор посредством вопросов и ответов, а также искусство классифицировать понятия, разделение вещей на виды и роды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, при попытке мыслить понятия движения и множества. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Далее развитием Д. занимались неоплатоники. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадение противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В 18 в. богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Для определения законов важно знать о категориях. Категории- формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества, мышления. Большая роль в разработке категорий принадлежит Аристотелю. Основными категориями являются- материя и движение, время и пространство, качество и количество, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Взаимосвязи категорий образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимосвязь всеобщих способов отношения человека к миру. Следовательно все взаимно связано. Принцип всеобщей универсальной связи: принцип противоречий (вероятностные и статистические методы), принцип системности(теория систем), принцип отражения(теория информации), принцип саморегуляции(кибернетика), принцип самоорганизации(сибернетика).Философские картины мира задаются этими принципами. Саморазвитие любого объекта отражается наиболее общими законами диалектики: единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода качественных и количественных переходов. В даосизме есть два основных понятия: дао без имени- это путь развития всего человечества, дао с именем- путь развития любого объекта. С становлением общенаучного знания к каждому принципу была выстроена целая научная теория. С созданием этих теорий у философии появились не только наиболее общие, но и общие законы. Эти законы еще мало изучены, но некоторые из них можно назвать: любой процесс, явление системно организовано, каждая система имеет следующие характеристики:: узлы целостности, параметры целостности, законы структуры, законы функций, законы развития, законы саморегуляции, законы самоорганизации

 

№42 Необходимость и случайность, возможность и действительность как категории диалектики.

Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, а может иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя с. – человек наступил на арбузную корку и упал. Но он мог и не упасть. Внутренняя- незаметные случайные изменения организмов, закрепленные наследственностью.

Необходимость - это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Н. также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Н.- это существенная черта закона. Человек не должен делать ставку на случайное, но и не должен упускать благоприятные случайности. Немало научных открытий и изобретений техники было осуществлено в силу благоприятных обстоятельств. Пожарные лестницы, страхование жизни и т.д. - все это рассчитано на случай.

Действительность – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Под д. Понимается творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это окружающий нас мир во всем его многообразии.

Возможность- это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени в. предшествует д.. В. возникает в данной д. и реализуется в новой. В природе превращение в. в д. происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе. Историю делают люди. От их воли, сознания, активности зависит очень многое. В мире все пронизано противоречиями. Это относится и к возможностям, которые могут быть как прогрессивными так и реакционными.

№43 Причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание как категории диалектики.

Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, а второе как следствие. Какое-то время п. и с. сосуществуют, потом п. угасает, а с. превращается в новую п.. Взаимодействие п. и с. именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, обществе. Познание причинных связей имеет огромное значение для жизни человека, общества, развития науки: вся наша уверенность в жизни покоится на признании причинности и закономерности. В науке различают: полную п. - это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие; Специфическую п. - это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие к-х рождает следствие; главную- это та, которая из всей совокупности причин играет главную роль. П. могут быть объективные и субъективные. О.- осуществляются помимо воли и сознания людей. С.- заключены в целеноправленых действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании.

Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это осуществленные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта.

Явление - внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человек, я. Лежит на поверхности вещей.

Содержание- это единство всех составных явлений объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма- это способ выражения и существования содержания. Форма может быть внутренней и внешней Внешнюю ф. Составляет чувственно воспринимаемый облик произведения, его внешнее оформление. Внутреннюю ф. худ. Произведения составляет способ связи способов и идей. Ф. и С. едины. Ф., соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. Выбор и разработка гибких ф. – одна из самых важных задач в политике, дипломатии. Колоссальное значение гармоничного единства ф. и с. происходит в процессе художественного творчества, где без владения ф. не возможно создать значительного содержания.

 

№44 Чел как «житель двух миров». Тройственная сущ-ь чел и осн течения соврем-й антропологии.

Философский подход к ч-ка предполагает выявление его сущности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место ч-ка в мире и его отношение к миру, анализирует вопросы о том, чем ч-к может стать, развертывая свои возможности, что такое ч-к как личность, какова структура личности.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант говорил о том, что ч-к живет в двух мирах. С одной стороны он часть мира явлений, где характер человека определяют его склонности, страсти, условия, в которых он действует. Но с другой, у ч-ка есть иной, сверхчувствительный мир «вещей в себе», его духовный горизонт, его внутренний мир.

У ч-ка тройственная сущность: биологическая, психологическая и социальная. Б-е выражается в атомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессов в ч-ка организме.

Под пси-им понимается внутренний душевно-духовный мир ч-ка- его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент.

Социальное определяется тем, что ч-ка рождается, живет в обществе.

Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал о том, что лишь в условиях человеческого общества возможны существование и развитие нормальной ч-ка психики. Сущность ч-ка не абстрактна, а конкретно-исторична, т.е. содержание ее, оставаясь в принципе социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания эпохи, социально-культурного аспекта.

Основные течения современной антропологии: Рационализм, иррационализм, психологическое направление. Псих. напр-е относится только к социальной философии, оно рассматривает мотивы поведения людей, известно, что люди тщательнее всего скрывают свою личностную философию и мотивы собственного поведения. Представители: Вебер, Парето, Дюркгейм, Уорд.

Рационализм - в духовном горизонте ч-ка всего одна грань, социальная, зависит напрямую от его разума. В него входят марксизм, позитивизм, постпозитивизм (Томас Куин)

Иррационализм рассматривает ч-ка через 3 грани (биол., псих, физ.) Представители: Шопенгауэр, Ницше.

 

 

№46 Личность и общество. Идеи свободы личности в ходе общественного развития.

Личность- это обладающий самосознанием и мировоззрением ч-к, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой в будущее. Личностные качества ч-ка есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит его социальная жизнь. Личность- это общественно развитый ч-к. Не только исторически, но и генетически ч-ка становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры по мере своего индивидуального приобщения к ней. Л.- это мера цельности ч-ка: без внутренней цельности нет личности.

Общество- это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит труд. О. ограждает личностные свободы ч-ка, но часто они вытекают из интересов членов о.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредотачивается политическая, государственная власть. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общественным достоянием, но и общим правилом, убеждением.

В родовом праве личностные интересы не были выведены из интересов коллектива, а личность как таковая практически еще отсутствовала. В феодальном обществе индивид, прежде всего, принадлежал к какому либо сословию. Этим определялись права, свободы, обязанности. В период становления капитализма начинается борьба за свободу личности. Сначала требования свободы личности сводились к требованию свободы мысли, затем оно переросло в требование гражданской и политической свободы. Развитый капитализм- это эпоха индивидуализма. Личность может быть свободной только в свободном обществе. Она свободна там, где не только служит средством для осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью общества.

№47 Природа и общ, их взаимосв в историч развитии. Экологические проблемы и пути их решения.

Человеческое общество (об.) - высшая ступень развития живых систем, главный элемент которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, политика и государство, совокупность различных институтов. Со времени появления общества на земле происходят три рода процессов: собственно природные, специфические общественные и те, которые содержат и те и другие. Диалектика взаимодействия природы и об. Такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная увеличивается.

Можно выделить две основные системы ценностных установок в отношение к природе, которые доминировали в отдельные периоды. Первая была характерна для культуры древнего мира. Она рассматривала ч-ка в единстве с природой. Она требовала от ч-ка жить в согласии с природой, не нарушая ее законов. Вторая система была сформулирована в поздней античности и утвердилась благодаря становлению капитализма. Она сформировала потребительское, утилитарное отношение к природе. Начинают возникать экологические проблемы.

Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы.

Условно всю проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две части:

1. деградация окружающей природы в результате ее нерационального природопользования

2. загрязнение и отравление природной среда отходами человеческой деятельности

К ним можно отнести обезлесенье и истощение земельных ресурсов, разрушение озонового слоя, образование кислотных дождей. Пути решения: применение безотходных технологий, лесопосадки, создание заповедников, охраняемых территорий. В наше время для решения этих проблем создаются различные организации по спасению природы, большое число стран начинает объединять свои усилия для решения этой проблемы. Но важно также сформировать экологическую культуру. Ее формирование предполагает способность ч-ка созерцать, отказ от сосредоточения на себе и своих потребностей.

 

№48 Общество как развивающаяся система. Источники и движущие силы развития общества.

Если общество является системой, то тогда у общества и всех его подсистем есть следующие параметры: узлы целостности, параметры целостности, законы структуры, законы функций, законы развития, законы саморегуляции, законы самоорганизации. В этом случае есть программа исследования общества и всех его подсистем, если общество не является системой то приведенных параметров у него нет. В единую систему общество связывает системно-образующая среда. К такой среде относятся: материальная, духовная культура, система отношений между людьми. К отношениям между людьми относятся материальные отношения: организационно-экономические, собственности, обмена, потребления, распределения, идеологические отношения: дружбы, ненависти, любви, отношения в науке. Системообразующий фактор- деятельность людей, чтобы понять деятельность людей нужно знать их духовный горизонт. Другими словами для понимания законов общества и законов людей нужно знать духовный горизонт. Логическая схема общества, как сложной развивающейся системы, имеет 3 уровня: 1- люди и эффективность их труда: энергетические, научные производительные силы; 2- производственные, материальные отношения, экономический базис. Три разные науки вышли к этому феномену и дали ему три разных названия: социальная философия, теория экономики, социология. Материальные отношения смотри выше. Общество состоит из классов, слоев, наций, семьи. Классы- это большие группы людей по разному расположенные в системе собственности, обмена, потребления. Экономический базис- это элемент экономического способа производства или экономике. Следует различать экономический и технологический способ производства.3- базируется над сегментом 2 (который получил название базис), а 3 имеет название надстройки. В надстройку входят: общественное сознание, идеологические отношения, политическая система. Общественное сознание и идеол. отношения включают: политическое, правовое, этическое, эстетическое, научное, философское, религиозное сознание и такие же отношения. Со времен буржуазии власть разделена на 3 вида: законодательная, исполнительная, судебная. Первым проблему политического сознанья поставил Гегель. С точки зрения Гегеля над народом летает национальный дух. Далее эта проблема разрабатывалась Марксом. В политическом сознании выделяют: полит. психологию, полит. идеологию, полит. массовое сознание. На всех этажах системы общества присутствует система власти. Власть- это возможность влиять на поведение людей и общественные процессы. Виды: экономическая, политическая, военная, физическая, духовная, власть родителей над детьми, власть собственных идеалов. В природе существует закон все возрастающих потребностей это и есть один из движения развития общества, а так же человек существо социальное и поэтому он стремиться жить в обществе и улучшать его, а так же личностные амбиции и стремления.

 

№49 Материальная сфера жизни общества. Способ производства (экономика), его структура, функции, развитие, саморегуляция и самоорганизация.

Человеческие потребности – это стержень всякой человеческой деятельности и прежде всего труда, а отсюда и экономики. Экономика являет собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает в себя совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений и организационно - правовых норм. Экономическая философия (Э.ф.) входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть. Э. ф. – это наука, изучающая законы, принципы, управляющее производством, распределением, обменом (куплей продажей) и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человечества. Большой вклад в развитие этой науки внес Адам Смит. Он обосновал идею товарного производства и обмена как сферу человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам, и не нуждается в полном регулировании государством. Карл Маркс развивал классическую трудовую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости

Связи людей, складывающееся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически соподчиненную систему; это система образует то что называют производственными отношениями. В современном производстве все большую роль играет система управления. Управление- это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, и поддержания динамического равновесия со средой и ее развитие. Регулированием материальной сферы жизни общества занимается государство и рынок. Рынок - это арена сделок, руководимая экономическими интересами. Государственное регулирование- это система типовых мер законодательного, исполнительного, контрольного характера, осуществляемая правомочными государственными органами в целях улучшения, стабилизации, приспособления действующей рыночной системы к наличным условиям.

№50 Соц сфера жизни общ-ва. Компоненты соц стр-ы. Проблема равенства и справедливости.

Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит труд. О.- это целостная система жизнедеятельности людей. Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами.

Рождаясь на свет и проходя последовательно усложняющееся ступени обучения члены общества далеко не однородны по своим интеллектуальным, моральным и иным данным, а также по своим наклонностям, интересам, характеру, жизненным и бытовым возможностям. И каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную среду. Принцип «От каждого по способностям, каждому по его делам» можно реализовать только в идеальном обществе. В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом, а в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рождению, уму, характеру. Одни пригодны к одному, другие к другому. Во многом вследствие этого границы между классами, социальными группами всегда относительны и подвижны. Существует возможность социальной миграции.

Справедливость- это не закон природы, который абсолютен. Она относительна, точнее, ее вообще нет, но она должна быть. Принцип социальной справедливости навсегда останется как требование постоянного совершенства. Право как социальная справедливость- единственный критерий этого процесса.

Существуют два вида справедливости: распределительная как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества; критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных