Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стоицизм. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (lll в. до н.э - lll в. н.э.) 2 страница




22.Философия и наука. Коперник.Галилей. Современная наука возникла в Европе в период XV - XVI веков. В это время в области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики. Отправной точкой научной революции, в результ Переход к Новому времени ознаменовался радикальным изменением миропонимания, благодаря появлению гелиоцентрического учения Н. Коперника, согласно которому Земля наравне с другими планетами движется вокруг Солнца. Идеи Коперника полностью поддерживал выдающийся итальянский ученый Г. Галилей (1562 - 1642).ате которой появилась классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Николая Коперника О вращении небесных сфер в 1543 г. Отсюда началось освобождение естествознания от теологии Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птоломея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как избраннице божьей и о привилегированном положении человека во вселенной. Эта теория отбросила также идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление небесных и земных движении, нанесла удар церковной легенде о сотворении мира богом. Но гелиоцентрические идеи, высказанные Коперником, были всего лишь гипотезой, нуждавшейся в доказательстве. Поиск аргументов в пользу этой гипотезы и стал основной задачей научной революции XVI-XVII вв., которая начинается с работ Г. Галилея.Главным достижением Галилея в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Важнейшее значение в борьбе с религиозными догмами имели астрономические открытия Галилея, послужившие важными аргументами в пользу истинности гелиоцентрической системы Коперника. Г. Галилей представлял не только астрономические, но и механические доводы в пользу учения Коперника.Прогрессивным для того времени было и мировоззрение Галилея. Он считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики.Галилей сформулировал принцип инерции: любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного или прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выведет его из этого состояния. Он положил конец многовековому заблуждению, идущему от Аристотеля, о том, что для поддержания равномерного движения необходима постоянная сила.Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно Галилею, высшая ступень знания. Галилей был одним из основоположников опытного естествознания. Ему принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.Однако Галилей не избавился от религиозных предрассудков, признавал божественный первотолчок. Основной труд - Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой (1632).

23.Эмпиризм в философии Нового времени.Европейскую философию 17 века условно принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640–1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Изменяется предмет философии, а сами философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Коренной перелом в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и приемов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. Мировозрие НВ сформировалось под влиянием промышл-ой, научной, соц-ой и филос-ой революций. Если в античный и средневек-ый мир был замкнут и все было предопределено, то в новое время мир размыкается, станов-ся открытым. Центром мира стан-ся сам чел-ек и его способности.Центр – Европа и Англия. Переход от феодализма к капитализму. С 17в. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука. Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука. 3 основных понятия: 1. природа (главный объект познания) 2. наука (инструмент) 3. польза (цель) Две ключевых направления эпохи: 1.эмпиризм (Англичане) 2.рационализм (Франция, Голландия) Для философского направления нового времени характерна проблематика гносеологии. Представители эмпиризма: Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Представители рационализм: Р. Декарт (Франция), Блес Паскаль (Франция), Бенедикст Эмпирики считали, что отправной точкой познания является опыт. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Основоположник эмпиризма Ф. Бекон. Его труд это «Новое органо». Он являлся ярким сторонником схоластов. Главная задача, которую он ставит это выработку универсального метода изучения природы. Его афоризмы: 1.«Человек должен из слуги превратиться в ее господина»2.«Природа не храм, а мастерская»3.«Знание - сила» Бэкон говорил, что науки нужен метод: в основании науки должна лежать индукция. Индукция - переход от множества частных наблюдений к общему выводу. «Учение об идолах». Наше сознание затемняет призраком или идолом. Четыре вида идола: 1.Идол рода. Заблуждение, присуще всему человеческому роду. Поспешность обобщения. 2.Призрак пещеры. Индивидуальное заблуждение человека. 3.Призрак рынка (площади). Заблуждение связанные с неправильным исправление имен (языка). Задача науки – избавиться от слов или создать более точные понятия для некоторых слов. 4. Призрак театра. Заблуждение связанные с изменением верой в авторитет. Томас Гоббс Посветил описанию общества. Главная работа: «Левиофан», - описывает, как устроено обществу и как должно развиваться. Афоризмы: «Человек человеку волк», «Война всех против всех» Плюсы и минусы человека, когда он пребывает в состоянии общества или государства. Плюсы общественного состояния: Человек получает от общества гарантию стабильность своего существования. Минусы: Человек отчуждает часть своих свобод государству. Дж. Локк «Рассуждение о человеческом разуме» Ему принадлежит главная идея формулировка тезиса эмпириков: «В разуме нет ни чего, чего бы прежде не было бы в ощущениях». Человеческий разум характеризуется как «Чистая доска или чистый лист бумаги». Ели есть врожденное знания, то оно должно быть врожденного всем людям. Является автором двух видах качеств вещей: 1.первзичные качества 2.вторичные качества Первичные качества присущи самим вещам, тем вещам, которые можно и изучать объект. Вторичные качества это качество, которое возникают в процессе взаимодействия человека и вещи. Это субъективные качества. Математические и физические параметры относятся к первичным качествам. К вторичным качествам: цвет, запах, вкус, звук. Наука может изучать первичные качества вещей, которые подвергаются количественному анализу. Д. Берклин. Усугубляет идея Гоббса. Если мы будем опираться на здравый смысл, то получим что все качества вещей. Это субъективные качества. Все вещи зависят от человека. «Вещи существуют тогда, когда я их воспринимаю». Такая концепция получила название – солексизм указывает на то, что у человека существует одно душа

21.Эпоха Возрождения и Реформация. М. Монтель, М. Лютер.Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре.Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.* Вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.Человек становится творцом самого себя.* Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека.Философия вновь обращается к постижению природы. Огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер *Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, преобразование) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (31 октября 1517 года)..Мише́ль де Монте́нь(1533— 1592) — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты». Создал жанр «эссе», каждый день записывал свои мысли. Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский. В 1565 В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.).В "Опытах" (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо.Философия Монтеня.«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. В «Опытах» также представлена критика религиозной войны. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм. Большое влияние на него оказали стоики, например, Сенека.*Признает эгоизм главной причиной человеческих действий. Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие!*Все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.* Человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. Подобно Эпикуру, считал достижение счастья естественной целью человеческой жизни. *Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Долг человека перед самим собой – бороться против несчастья.* За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам.Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже. * В отношении политики Монтень был весьма консервативен, считал, что нужно уважать действующий политический строй. А религия по его мнению – инструмент политической борьбы.*Монтень писал и по поводу педагогики. Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств. Ма́ртин Лю́тер (1483—1546) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь. Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 году был посвящён в священники.В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге.Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов.В 1512 году он получил степень доктора богословия.В 1517 году папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций.Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается в том же 1517 году в «95 тезисах». Это не осталось незамеченным, и Лютер по указанию папы был предан анафеме (не сожгли его только потому, что он был доктором богословия). Философия Мартина Лютера.Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.*Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания».Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности.*Долг человека - прилежно трудиться, исполняя своё призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.*Основной целью его тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан.*«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер. Он также опровергал догмат божественности личности папы. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий.*В общем, Лютер отвергает притязания католической церкви на роль посредника между человеком и Богом. Он утверждает, что никаких посредников не должно быть, общаться с Богом человек должен лично (индивидуализм).*Спасение человека - дело личной веры, которую дарует Бог.*Свободы воли не существует (детерминистская позиция Лютера), т.к. человек постоянно находится между Богом и дьяволом, его выбор предопределен свыше.К спасению и к погибели человек определен. Противостояние католической церкви и Мартина Лютера перерастет в 30-тилетнюю войну. Лютер хорошо знал историю и теорию музыки. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке. Сам Лютер написал множество протестантских хоралов.

26.Ф эпохи просвещения.Вольтер.Руссо.Родина идей Просвещения — Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли XVII-XIX вв. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества.Классическую форму философия эпохи Просвещения получила во Франции. Патриархом французских просветителей стал Франсуа-Мари Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер (1694-1778). В своих “Философских письмах” он начал пропагандировать на континенте эмпиризм Бэкона и Локка, физику Ньютона, английскую конституцию и веротерпимость. Вольтер выступил с программой радикального обновления общественного сознания на основе критики католической церкви, религиозного фанатизма и суеверий.Основные его философские произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.Вольтер – деист, т. е., признавая детерминированность естественных и общественных явлений, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной.Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным. Жак Руссо (1712—1778), считал, что «человек — по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе — эпохе сословных привилегий и лицемерия — простоту, невинность и добродетель первобытных людей.Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение. Только такое соединение власти со знанием и мудростью способно, по его словам, «побудить правителей совершать хорошие поступки на благо человеческому роду».В самом значительном своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы: «Человек рожден свободным, — а между тем везде он в оковах». Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. Он предостерегает от упрощенного понимания равенства людей. По его словам, равенство предполагает «строгую умеренность во всем, устранение всяких излишеств», отсутствие злоупотреблений, ограничение размеров имущества знатных и богатых. В целях смягчения неравенства Руссо предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.Руссо отстаивал в целом утопическую идею социального эгалитаризма — устранение неравенства путем распределения между всеми относительно равной частной собственности.Реализация свободы и равенства возможна, по его мнению, лишь при республиканском образе правления, так как только в республике подлинным творцом законов является сам народ.

24. Становление проблемы субъекта в рационализме Нового времени. Р.Декарт.Рене Декарт (1596–1650) Его основные произведения включают «Рассуждение о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1647), «Начала философии», «Правила для руководства ума». Согласно Декарту, действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому он в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии. Декарт является основоположником рационализма (от ratio – разум) – философского направления, представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма. Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы имеют мало ценности. Но как можно найти абсолютно очевидные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненныС помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. 1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам. 2) Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы. 3) В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира. Правила метода ДекартаДекарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное. 1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». 3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. 4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной. Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению.

25.Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь изменение субстанции, ее переход в другое состояние. Субстанция неизменна в отличие от меняю­щихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Именно потребность объяснить существование многообразия и изменения привели к пониманию субстанции. Поэтому даже в предшествующих философии учениях встречаются представления о различных субстанциях: земле, воде, воздухе, огне. У древних философов в качестве субстанции выступало, как правило, какое-то вещество, а многообразие вещей — это различные состояния этого вещества. Если субстанций было несколько, то они считались неизменными и друг в друга не превращались. Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций из субстанций. Душа считалась состоящей из той же субстанции.В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций — телесной и духовной. Иначе нельзя было объяснить существование бессмертной души при смертном теле.В Новое время возникла проблема взаимосвязи этих двух субстанций. Действительно, есть вещь, например цветок. Мы его можем потрогать, даже уколоть руку его шипами. Но тот же цветок мы можем представить. Из чего же состоит тот цветок, который мы представляем? Ясно, что он из чего-то другого. Декарт, определяя субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, утверждал, что вещи состоят из протяженной субстанции, а их представления — из мыслящей субстанции. Но в таком случае как они связаны между собой? Например, когда мы (мыслящая субстанция) решили поднять руку, почему рука (протяженная субстанция) выполняет наше решение? Бенедикт Спиноза (1632-1676, «Этика», материалист, рационалист), Сохраняет Декартово определение субстанции как причины самой себя, то есть субстанция по Спинозе - то, что «существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться». Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция (монизм) - природа, которая является причиной самой себя, нет первоначала. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое – бог. Отождествляя природу и бога (пантеизм), Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы и уничтожает Бога в религиозном смысле.Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, едина, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом. Модусов бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Спиноза избавляется от дуализма Декарта тем, что протяжение и мышление объявляет не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции — телесной природы, или Бога. Происходящее в субстанции не является причиной соответствующих событий в каждом из 2 атрибутов. Атрибуты – только способы проявления субстанции.Для Спинозы вопрос о высшем благе связан не с почетом и богатством, а с вопросом о высшей форме познания. В «Этике» все отношения выводятся геометрическим способом, как в геометрии Евклида. Спиноза считает, что человеческий разум способен достичь абсолютного знания при помощи дедуктивных заключений, которые выводятся из аксиом, возникших из интуитивных знаний. Признавая основные законы природы, приобретается спокойствие духа и свободаПо Спинозе существует 2 вида морали: *Религия – мораль простых, не наука, цель – выработка практического поведения *Философия – мораль сложных, наука, цель – истинное знание Религия нужна тем, кто не задумывается о более сложном В политике Спиноза подчеркивает важность толерантности, главным для него являются свободы вероисповедания, мысли, самовыражения Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716, «Теодицея», «Монадология») Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению, но Лейбниц утверждал, что субстанция не может быть протяженной, так как протяжение означает, что она состоит из чего-то. Но субстанция не может состоять из частей. Значит, субстанция непротяженна. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. Но что может быть непротяженным, что не имеет длины, ширины, высоты? Это математическая точка. Но такая точка — результат мышления. Значит, субстанция — это нечто бестелесное, как душа. Лейбниц называет эти маленькие бестелесные души монадами. Монада - духовная единица бытия, из которого устроена вся вселенная, мельчайшая частица. Все вещи состоят из монад. Сами они бесконечно малы, но их совокупность составляет вещи, каждая монада уникальна, таким образом не существует ничего одинакового (принцип индивидуализма). «Мы отождествляем то, что не способны различить» Монады, в силу отсутствия у них внутренней структуры, не могут сообщаться между собой, они «без окон и дверей». По Лейбницу, человек состоит из монад, и сам представляет собой большую монаду. Как же маленькие монады знают о желаниях большой монады? Все монады приведены в движение согласно Божественному плану, Бог – инженер, менеджер. Монады – часть предустановленной гармонии. Можно сказать, что взаимодействие индивидов опосредовано через эту гармонию. Теодицея. Существуют 2 вида истины:)Истина разума – следствие логических законов, неизменны даже Богом, логика – критерий истины, 2)Истина факта – зависят от эмпирических обстоятельств, характеризуются степенями вероятности, поэтому случайны. Из фактических истин Бог выбирает наилучшую из возможных комбинаций. Таким образом, оправдывается зло физическое (например, наводнение). Зло моральное же нужно для понимания добра. Таким образом, мы живем в наилучшем из миров.

27.Теоретическая философия И.Канта. Основные понятия и проблематика «Критики чистого разума». Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода:докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так напервой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе».Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже – профессора логики и метафизики.Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизацииРазум по Канту В этом направлении его влечет разум (Vernunft). Разум вырастает из рассудка и трактуется Кантом как «способность принципов», способность мыслить безусловное и предельное. В известном смысле разум, устремленный к постижению первоначал, есть философская способность, ведь философия, по крайней мере «первая философия», или метафизика, всегда занималась началами бытия. Разум имеет логическую и реальную функцию. В «логической» функции он является способностью умозаключений, т. е. априорных выводов из всеобщих посылок, в реальной — используется для познания или создания предметов. Иными словами, разум допускает теоретическое и практическое применение. Теоретическое применение разума бывает, по Канту, регулятивным и конститутивным, причем правомочно лишь регулятивное применение, когда мы смотрим на мир так, «как если бы» (als ob) он соответствовал разуму. Конститутивное применение разума предполагало бы возможность доказательного соотнесения с вещами его априорных понятий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных