Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Магнитное склонение и правило учета поправок




В навигации в качестве начала отсчета выбирают различные направления. В географии, как и во многих других науках, азимут (пеленг) отсчитывают от северного направления географического меридиана.

В навигации любой географический меридиан (дугу большого круга, проходящую через полюсы) называют истинным меридианом, а измеренные от него направления истинными. Например, истинный пеленг самолета (ИПС), истинный курс (ИК) и т.д.

Истинный пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и направлением на самолет.

В этом определении о «северном направлении» упоминается потому, что в любой точке (кроме полюсов) меридиан направлен как в сторону северного полюса, так и в сторону южного. Начало полярной системы координат, то есть, от какой точки берется направление на самолет, здесь не упоминается, но подразумевается в каждом конкретном случае. Так, если ИПС получен с помощью наземного радиомаяка, то подразумевается направление на самолет от этого радиомаяка.

Очень часто в навигации в качестве начала отсчета используется северное направление магнитного меридиана. Дело в том, что одним из древнейших навигационных приборов является магнитный компас, поэтому полученные с его помощью направления называются магнитными.

За северное направление магнитного меридиана в данной точке принимается направление горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля Земли в данной точке. Это направление не совпадает с направлением истинного меридиана из-за несовпадения магнитных и географических полюсов и из-за неравномерности магнитного поля Земли.

Магнитное склонение ΔМ – угол, заключенный между северным направлением истинного и магнитного меридианов в данной точке. Оно отсчитывается от истинного меридиана к востоку со знаком плюс, а к западу – с минусом (рис.1.23).

 

 

Рис. 1.23. Магнитное склонение.

На английском языке для истинных величин используется прилагательное true, а для магнитных – magnetic, например, true bearing. Магнитное склонение – magnetic variation или просто variation.

В различных точках Земли ΔМ разное и может меняться от –180° до +180°. Правда, очень большие значения наблюдаются, как правило, лишь в районе магнитных и географических полюсов.

Определить величину ΔМ в любой точке можно с помощью аэронавигационных карт, на которых нанесены линии, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением, – изогоны.

Рис.1.24 Изогоны на карте мира.

 

На радионавигационных (маршрутных) картах изогоны наносят пунктиром голубого цвета.

Для того, чтобы узнать магнитное склонение в интересующем месте, нужно найти ближайшую к нему изогону.

 

Рис. 1.25. Истинный и магнитный пеленги самолета

Если измерять одно и то же направление от истинного или магнитного меридиана, их численные выражения будут различными и отличаться на величину ΔМ (рис. 1.25, ΔМ изображено положительным).

Пилот должен безошибочно уметь переходить от одной системы отсчета к другой. Зная магнитный пеленг самолета (МПС) можно найти истинный (ИПС) и наоборот:

МПС=ИПС – (± ΔМ);

ИПС=МПС+(± ΔМ).

 

например:

ИПС=219 °, ΔМ =–5 °, МПС=219º– (–5º)=224º

Вообще, все величины, которые имеют знак (в том числе ΔМ) в навигации принято записывать со знаком, то есть плюс не пропускается. Неправильно писать ΔМ =5, а правильно ΔМ =+5.

 

Таким образом, при переходе от МПС к ИПС магнитное склонение нужно прибавить, а при переходе от ИПС к МПС – вычесть. Разумеется, это правило справедливо и тогда, когда рассматривается не пеленг, а какое-либо другое направление: курс, путевой угол и т.п

В процессе последовательного учета поправок измеренное (приборное) значение становится все более правильным или, как говорят, более «истинным». Правило учета поправок может быть сформулировано следующим образом.

При переходе от приборных величин к истинным поправки прибавляются, а при переходе от истинных к приборным – вычитаются.

Применительно к учету ΔМ это правило может быть применено следующим образом. Магнитный меридиан как начало отсчета, конечно, является более «приборным», чем истинный, поскольку он связан с магнитным компасом. Поэтому при переходе от магнитных величин (пеленгов, курсов и т.п.) магнитное склонение необходимо прибавлять, а при переходе от истинных к магнитным – вычитать, разумеется, с учетом собственного знака ΔМ.

В англоязычных учебниках по навигации похожее правило приводится в следующем виде.

«Variation west – magnetic best. Variation east – magnetic least».

Дословно это означает: «Магнитное склонение западное – магнитный (курс, пеленг) лучше (то есть, больше истинного). Магнитное склонение восточное – магнитный (курс, пеленг) наименьший (то есть, меньше истинного)».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных