Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятия рода и вида




Понятие А является родом по отношению к понятию В, если А может быть получено в результате обобщения В.

Понятие В является видом понятия А, если В может быть получено в результате ограничения А.

Упражнение № 1.7. Определите, какие произведены операции с понятиями и правильно ли они проведены:

парламентарная республика ® республика ® форма правления - ________________
_________________________________________________________________________

юридический факультет ® факультет ® университет - _________________________
_________________________________________________________________________

кража ® преступление ® деяние - __________________________________________
_________________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.8. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

Кража (тайное хищение имущества)__________________________________________

_________________________________________________________________________

Потерпевший (лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред)

_________________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.9. Обобщите следующие понятия при помощи присоединения признаков через союз “или”:

Судья____________________________________________________________________

Преступление_____________________________________________________________

Экологическое право______________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.10. Укажите ближайший род для следующих понятий:

Адвокат__________________________________________________________________

Клевета__________________________________________________________________

Преступление_____________________________________________________________

Следователь______________________________________________________________

Юрист___________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.11. Укажите виды и ближайшие виды следующих понятий:

Деяние___________________________________________________________________

Преступление_____________________________________________________________

Следственный отдел_______________________________________________________

Россия___________________________________________________________________

Демократия_______________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Замечания преподавателя:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие № 2 Понятие (продолжение)

План:

1. Виды понятий

2. Отношения между понятиями

3. Обобщение и ограничение понятий

4. Определение понятий

Литература

1. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие.
-М.: Новая школа, 1996. Глава 5,6,7.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. -М.: Юристъ, 2001. Глава 4.

3. Никифоров А.Л. Книга о логике. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996, Лекция 3.

Виды понятий

Понятия делятся на следующие виды:

· единичные и общие,

· конкретные и абстрактные,

· положительные и отрицательные,

· безотносительные и соотносительные.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Упражнение № 2.1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие -не регистрирующими; выделите собирательные понятия.

Примеры:

1. “Юридический факультет РГГУ" единичное понятие.

2. “Высшее учебное заведение" - общее (не регистрирующее) понятие.

3. “Северный флот России" единичное (собирательное) понятие.

Юридическое лицо________________________________________________________

Преступное деяние________________________________________________________

Источник права___________________________________________________________

Правовая норма___________________________________________________________

Студент РГГУ____________________________________________________________

Следователь Степанов_____________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.2. Установите, в каком смысле - собирательном или разделительном - употребляются выделенные понятия.

Примеры:

1. “Граждане Российской Федерации имеют право на образование" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2. “Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

Человек имеет право на гражданство_________________________________________

Искусство принадлежит народу_____________________________________________

Ничто не возвышает человека больше, чем знания______________________________

В странах Азии проживает более половины всего человечества__________________

Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются
только закону_____________________________________________________________

Закон составляет основу системы права государства____________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Примеры:

1. “Юридический закон" — конкретное понятие.

2. “Невменяемость" — абстрактное понятие.

Преступность_____________________________________________________________

Диктатура________________________________________________________________

Двуличие________________________________________________________________

Адвокат__________________________________________________________________

Бескорыстие______________________________________________________________

Родина___________________________________________________________________

Гражданское мужество_____________________________________________________

Самоотверженность_______________________________________________________

Взаимодействие___________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Примеры:

1. “Законный" - положительное понятие.

2. “Незаконный" - отрицательное понятие.

Верность_________________________________________________________________

Безволие_________________________________________________________________

Беспорядок_______________________________________________________________

Гуманизм________________________________________________________________

Произвол________________________________________________________________

Ненависть________________________________________________________________

Антифашист______________________________________________________________

Антиквар________________________________________________________________

Анархия_________________________________________________________________

Аноним__________________________________________________________________

Недееспособность_________________________________________________________

Компетентность___________________________________________________________

Халатность_______________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.5. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Примеры:

1. “Народный суд" — безотносительное.

2. “Начало" — соотносительное понятие.

Причина_________________________________________________________________

Верх_____________________________________________________________________

Политика________________________________________________________________

Истец____________________________________________________________________

Копия___________________________________________________________________

Положение_______________________________________________________________

Проблема________________________________________________________________

Опасность________________________________________________________________

Взяткодатель_____________________________________________________________

Право___________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример: “Юрист” — понятие общее (не регистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

Государство______________________________________________________________

Невиновность____________________________________________________________

Законность_______________________________________________________________

Кража___________________________________________________________________

Бескорыстие______________________________________________________________

Преступление_____________________________________________________________

Министерство юстиции____________________________________________________

Судимость_______________________________________________________________

Случайность______________________________________________________________

Невменяемость____________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных