Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие №7 Другие виды дедуктивных умозаключений




План:

1. Энтимема.

2. Условно-категорический силлогизм.

3. Разделительно-категорический силлогизм.

Литература

1. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие.
-М.: Новая школа, 1996. Глава 12.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. -М.: Юристъ, 2001. Глава 8.

3. Никифоров А.Л. Книга о логике. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996, Лекция 9, 10.

Энтимема.

Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом, или энтимемой.

Широко используются энтимемы простого категорического силлогизма, особенно выводы по первой фигуре. Например: «Николаев студент, поэтому он обязан сдавать экзамены». Здесь пропущена большая посыпка: «Все студенты обязаны сдавать экзамены». Она представляет собой общеизвестное положение, формулировать которое необязательно.

Полный силлогизм строится по 1-й фигуре:

Все студенты (М) обязаны сдавать экзамены (Р)

Николаев (S) — студент (М)

Николаев (S) обязан сдавать экзамены (Р)

Пропущенной может быть не только большая, но и меньшая посылка, а также заключение: «Все студенты обязаны сдавать экзамены, а Николаев — студент» или: «Все студенты обязаны сдавать экзамены, значит, и Николаев обязан сдавать экзамены». Пропущенные части силлогизма подразумеваются. В зависимости от того, какая часть силлогизма пропущена, различают три вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой и с пропущенным заключением.

Умозаключение в форме энтимемы может быть построено и по 2-й фигуре; по 3-й фигуре оно строится редко.

Упражнение № 7.1. Образуйте все возможные энтимемы из следующих силлогизмов:

Все люди, которые делают подобные вещи, порочны.

Этот человек делает подобные вещи.

Этот человек порочен.

 

 

 

 

Всякий порок заслуживает порицания.

Всякая скупость есть порок.

Всякая скупость заслуживает порицания.

 

 

 

 

Ни один невменяемый не наказуем.

Некоторые преступники невменяемы.

Некоторые преступники не наказуемы.

 

 

 

 

Ни один справедливый человек не завистлив.

Всякий честолюбивый завистлив.

Ни один честолюбивый человек не является справедливым.

 

 

 

 

Ни одна несправедливая война не может быть оправдана.

Некоторые несправедливые войны были успешны.

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы.

 

 

 

 

Примеры студента:

Упражнение № 7.2. Восстановите следующие энтимемы до полных силлогизмов, попытайтесь найти в получившихся силлогизмах формальные или материальные ошибки:

 

Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.

 

 

Некоторые оспариваемые положения заслуживают внимания, так как некоторые такие положения могут оказаться верными.

 

 

Раб - человек, поэтому его не следует держать в неволе.

 

 

Некоторые привычки заслуживают упрека, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

 

 

“... презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому” (Макиавелли).

 

 

“Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости” (Макиавелли).

 

 

“Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей” (Макиавелли).

 

 

“Но открывшись недовольному, ты тотчас даешь ему возможность стать одним из довольных, так как, выдав тебя, он может обеспечить себе всякие блага” (Макиавелли).

 

 

“Здесь уместно заметить, что добрыми делами можно на- влечь на себя ненависть... поэтому государь,...нередко вынужден отступать от добра” (Макиавелли).

 

 

“Пушкинский пророк никакого определенного призвания не имеет,... следовательно, он - не настоящий пророк” (В.С. Соловьев).

 

 

Упражнение № 7.3. В каждом из приведенных ниже отрывков, принадлежащих Льюису Кэрролу, попытайтесь выделить две посылки и вывести из них заключение, если таковое имеется; проверьте правильность получившихся силлогизмов.

 

Всякий, кому довелось охотиться на львов столько, сколько мне, скажет, что львы - животные дикие и среди них попадаются отдельные экземпляры, которые не пьют кофе, хотя я не собираюсь утверждать, будто такие львы не являются исключением из общего правила.

 

 

"…Да ведь это просто смешно - предлагать овсяную кашу и кому? Следовало бы знать, если вам вообще хоть что-нибудь известно, что ни один старый моряк не любит овсяную кашу!"

 

 

"…Простите, но мне казалось, что поскольку этот человек - ваш дядя, то...

- Он-то мой дядя, ну и что из этого? Несете какой-то вздор, даже слушать не хочется!

- Можете называть это вздором, если угодно. Я знаю одно: мои дяди - старые люди, и им овсяная каша нравится! - Это означает всего лишь, что ваши дяди...

 

 

"…Пойдем домой! Мне надоела эта давка. Ты же сама прекрасно знаешь, что в переполненном магазине не очень-то уютно. - Кто же думает об уюте отправляясь за покупками?! - Как кто? Конечно, я. И я уверен, что если пройти немного дальше по улице, то можно найти несколько магазинов, в которых не так много народа. Следовательно...

 

 

"…Почему вы решили, что это герань? С такого расстояния невозможно отличить один цветок от другого. Я могу лишь с уверенностью сказать, что все эти цветы красные: для этого мне не нужно телескопа! - Но ведь некоторые герани красные, не так ли? - Не отрицаю, ну и что? Уж не хотите ли вы сказать, что некоторые из этих цветов - герани? - Именно это я и хотел бы сказать, если бы вы могли проследить за ходом моих рассуждений. Но стоит ли мне что-нибудь доказывать вам, это еще вопрос!

 

 

"…Ребята! Вы выдержали трудный экзамен. На прощанье я хотел бы дать вам один совет. Помните: все, кто всерьез жаждет обрести прочные знания, должен работать упорно. - Благодарю вас, сэр, от имени моих школьников! Горд сообщить вам, что, по крайней мере, некоторые из них всерьез жаждут получить знания. - Очень рад слышать это, но почему вы так думаете? - Как же иначе, сэр? Уж мне-то известно, как упорно они работают (я хочу сказать, некоторые из них). Кому и знать, как не мне.

 

 

Упражнение № 7.4. Выделите из следующего контекста две энтимемы, восстановите их до полных силлогизмов:

“Обновитель очень ценит заботу о дальних потомках. Ни инстинкт, ни разум (в современном смысле слова) не дают для этого оснований. На самом деле он берет основания из старого доброго “дао”, одна из аксиом которого гласит, что мы должны заботиться о каждом, тем самым - и потомках еще неведомых нам. Однако другой вывод из этой аксиомы велит нам заботиться о родителях и предках. По какому же праву обновитель принимает одно, отвергая другое?” (К.С. Льюис).

 

 

 

 

 

Форму энтимемы принимают также умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных