Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.)




Мера — единство количества и качества. Меняется количество - меняется качество. Но качество не может изменяться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры, что в свою очередь приводит к коренной трансформации сущности предмета Н-р, вода - нагревание - из холодной она станет горячей - кипение (пар)

предмет - изменение количественных параметров - изменение качества - трансформация и наоборот.

В природе не всегда удается уловить тот момент, когда начинает происходить трансформация. Переход количества в принципиально иное качество может происходить резко, одномоментно и незаметно.

• Ср. древнегреческие апории*: «Куча», «Лысый»: При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу? С выпадением какого конкретного волоса человека можно будет считать лысым?

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно и само становится старым и отрицается все более новым (смена формаций, поколений, вкусов, эволюция рода). Развитие при этом может идти по восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс), хотя общая тенденция все же восходящая. Но развитие идет скорее не по прямой, а по спирали, где каждый, виток спирали повторяет прежние, но на новом более, высоком уровне.

Основными принципами диалектики являются:

> принцип всеобщей связи = взаимосвязь

> принцип системности = порядок, цельность, целесообразность,

> принцип причинности = обусловленность,

> принцип историзма = хронология, причинно-следственная зависимость, неуничтожимость мира.

Т. о., все предметы, явления, вещи окружающего мира взаимосвязаны между собой, и связь эта упорядоченная.

Порядок выполнения работы:

Ознакомиться с теорией.

Ответить на ряд контрольных вопросов.

Покажите прогресс и регресс на примере

> развития человека, или

> истории России XX века (формирование капиталистических отношений в начале и конце века)

Контрольные вопросы:

1. Что означает выражение Ленина: «...Единство противоположностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Возможно ли существование противоположностей друг без друга?

2. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.

а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

б) Качество— это система важнейших необходимых свойству предметов.

в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами,

г) Качество— это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.

3. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — «это...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1, С. 228).

б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М, 1962. Т. 2. С. 552).

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А. Г. Основы философии, М., 1988. С. 236).

4. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?

5. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия— двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы— разрешение всех противоречий,

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

6. Какое изопределений диалектики наиболее полно выражает ее сущность как науки?

а) Наука о движении понятий.

б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента.

в) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

7. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) В каком направлении идет развитие?

б) Что является источником развития?

в) Каков механизм новообразования?

8. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?

9. К какому закону диалектики можно отнести

ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых,

процесс охлаждения воды,

мода,

смена времен года?

10. Отнимите «чуть-чуть меньше» или добавьте «чуть-чуть больше» к следующим качествам человека: осторожность, честолюбие, разговорчивость, невозмутимость, точность, мягкость, доверчивость, принципиальность, строгость. К чему это приведет? Объясните поговорку: «Все хорошо в меру». Проанализируйте в этом же аспекте древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

11. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Все?

— Все...

— Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров?

12. Связь каких категорий нарушена в нижеприведенных стихотворных строках? Как их следовало бы перестроить, чтобы они имели смысл?

Потускнело зеркало— солнце померкло. Лавка упала— земля задрожала. Бабка чихнула— ветром подуло. Мял дед кожушок — растаял снежок.

13. Дайте философский анализ содержания стихотворения «Гвоздь и подкова»» в переводе

С. Маршака:

Не было гвоздя — подкова пропала.

Не было подковы— лошадь захромала.

Лошадь захромала—командир убит.

Конница разбита— армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,—

Оттого что в кузнице не было гвоздя.

14. Эквивалентны ли высказывания?

а) Все в мире причинно обусловлено.

б) Все в мире необходимо.

 

Практическая работа № 4

по дисциплине «Основы философии»

 

Тема: «Культура как форма самореализации человека»

 

Цель работы: закрепить понятие культуры в его узком и широком понимании;

сформулировать задачи, функции культуры;

познакомиться с разновидностями классификации культуры: доминирующей, субкультурой, элитарной, народной массовой, контркультурой, культурой экономической, политической, нравственной

Литература:

Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профобразование) – глава 10

Курбатов В.И. Обществознание; учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. – 544 с. – Духовная сфера жизни общества: духовная культура, с. 315-338






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных