Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Три подхода в понимании культуры




Параметры для сравнения деятельностный знаковый аксиологический
Рассматривает культуру как…      
Культура- это…      
Культура выступает как…    
Общая цель культуры:  
Задача культуры:  
Смысл культуры:  

 

Выполнить по вариантам // группам контрольные вопросы

Контрольные вопросы (по группам // вариантам)

Культура (1 вариант)

1. Соотнесите понятия с определениями:

  культура А учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности, или: система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к другим людям, семье, народу, обществу
  ценность Б понимается как обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу
  этика В правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, к обществу, это одна из форм общественного сознания
  мораль Г положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом
  духовная культура Д исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; в широком смысле слова - все, что создано обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в более узком смысле -идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы
  элитарная культура Е своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии
  духовность Ж культура, ориентированная на избранную интеллектуальную небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.

Ответить на вопросы.

Что такое «культура»?

Каковы ее основные виды?

Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего?

На какие ценности опирается культура?

Что является этической основой культуры?

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Что такое культура

1. Техника... сама по себе не есть культура

Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов - истина, добро, красота, святыня, - подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное...

То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношении к истинной культуре. Кельнский собор, Акрополь, Сикстинская мадонна, Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она однако отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры».

С.Л. Франк. Очерки философии культуры

С.Л.Франк (1877 – 1950) – русский религиозный философ и психолог, профессор Саратовского и Московского университетов. В 1922 г. выслан из советской России. Жил и работал в Германии, Франции, Англии.

2. Культура как духовное оснащение личности

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности и есть то, что мы называем «культурой». «Культура» - термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества...

В этой книге мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура - это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее дело - дело средств массовой коммуникации. Сведениями, которые попадают в поле зрения современного человека и которые он берет себе на вооружение, он чаще овладевает, пассивно погружаясь в поток сообщений, чем в процесс рационального образования, которое, бесспорно, более методично и лучше организовано, но осуществляется лишь в течение ограниченного периода жизни...

Термин «культура» имеет два противоположных значения— индивидуальное и коллективное. Каждая группа, которую можно выделить внутри человеческого общества, имеет свою «культуру» в прагматическом смысле; можно говорить о западной культуре, о германской или средиземноморских культурах...

На другом полюсе противопоставления «общество - личность» располагается индивидуальная культура, понимаемая как совокупность знаний, усвоенных человеком в результате обучения и из жизненного опыта (вспомним такие понятия, как «культурный человек», «эрудит», «научная культура»)... Мы определяем культуру как духовное оснащение личности...

Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества -памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках.

А. Моль. Социодинамика культуры

А. Моль - современный французский ученый, директор Института социальной психологии Страсбургского университета, автор многих книг по философии, социологии, культурологии.

Вопросы

Что понимает Франк под культурой?

Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение?

Как трактуется культура Молем?

Какие общественные институты способствуют восприятию человеком культурного богатства общества?

Какой смысл исследователь вкладывает в понятие «индивидуальной культуры»?

Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?

Культура ( 2 вариант)

1. Соотнесите понятия с определениями:

  культура А учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности, или: система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к другим людям, семье, народу, обществу
  ценность Б понимается как обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу
  этика В правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, к обществу, это одна из форм общественного сознания
  мораль Г положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом
  духовная культура Д исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; в широком смысле слова - все, что создано обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в более узком смысле -идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы
  авангардное искусство Е своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии
  духовность Ж течение в искусстве, для которого характерен разрыв с существующими традициями и нормами, поиск необычных форм и средств выражения.
  субкультура З культура в рамках основной культурной традиции, но присущая какой-то одной социальной группе.

Ответить на вопросы.

Какие противоречия являются движущей силой развития культуры?

Что включает в себя духовная культура?

Как вы понимаете гуманистическую направленность культуры?

Определите критерии нравственного поведения.

3. Сравните две позиции и обоснуйте свою точку зрения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных