ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билетыЖаворонкова А.С. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты
Полный зачет – 79
«Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты»: Аллель; Москва; 2009 Аннотация
Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по философии, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера! В издание включено 90 вопросов с ответами.
Оглавление
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ • 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ • 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ • 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ • 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК • 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА • 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА • 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС • 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ • 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ • 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА • 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) • 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ • 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ • 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ • 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ • 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА • 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. • 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ • 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. • 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. • 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. • 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ • 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН • 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ • 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА • 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА • 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ • 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ • 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ • 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ • 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ • 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА • 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ • 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO • 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ • 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. • 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ • 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ • 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ • 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ • 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ • 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ • 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ • 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА • 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА • 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ • 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ • 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ • 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА • 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ • 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ • 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ • 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ • 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ • 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ • 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ • 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ • 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА • 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ • 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО • 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ • 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в. • 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ • 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА • 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ • 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ • 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ • 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО • 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ • 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ • 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ • 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ • 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ • 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ • 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. • 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ • 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА • 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ • 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ • 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); — теорию познания; — проблемы теории познания и творчества; — этику; — эстетику; — теорию культуры; — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Функции философии: — мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира); — методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); — прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); — критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); — социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: — философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; — философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; — философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение может быть: — идеалистическим; — материалистическим. Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи). Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества. Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий. Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу. Идеал — это мечта: — о совершенном обществе, в котором все честно; — гармонически развитой личности; — разумных межличностных отношениях; — нравственном; — прекрасном; — реализации своих возможностей на благо человечества. Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Убеждения составляют: — духовное ядро личности; — основу мировоззрения. Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|