Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прагмастилистический анализ текста




Никонова М.Н. 1 сем. 2011-12 уч. год

 

Стилистика текста. Семинар 4.

Прагмастилистический анализ текста

Рекомендуемая литература:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1983. – То же. – М., 1993.

2. Кохтев Н.Н. На трибуне ученые (О языке и стиле научно-популярных лекций) / Н.Н. Кохтев. – М., 1976.

3. Кудасова О.К. Роль стилистического приема в организации научного оценочного текста // Язык и стиль научного изложения. – М,, 1983. – С. 23-34.

4. Культура русской речи: учеб. для вузов / С.И. Виноградов и др.; под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2003. С. 22–23; 170-207. - То же. – 2000. – С.19 – 24; 264-281.

5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.

6. Проблемы экспрессивной лингвистики: сб. науч. тр. / отв. ред. ТГ. Хазагеров. – Ростов, 1987.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. - 5-е изд., испр. и доп. М., 1987; То же / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1974.

8. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М., 1985.

9. Сметанина С.И. Игровые стратегии в медиа-тексте // Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб., 2002.

10. Фадеева Т.А Учителю о тексте: учеб–метод. пособие / Т.А. Фадеева. – Омск, 1999. – См.: Заголовок, Зачин и концовка текста.

 

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте таблицу с точки зрения исчерпанности представленных в ней оснований для классификации жанров речи; доработайте ее, если есть необходимость. Заполните, используя материал для справок.

 

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
       
       
       
       
       
       

 

Материал для справок: монография, закон, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, приказ, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо, научная статья, информационная заметка, фельетон, стандарт, справка, инструкция, постановление, реестр, конспект, анекдот, интервью, письмо редактора.

 

Дополните данную таблицу названиями других известных вам жанров. Встречаются ли дважды (в двух графах) какие-либо жанры, если да, то почему?

Приведите примеры жанров, которые можно охарактеризовать словами это диалог или это монолог.

Какие из жанров особенно значимы для вашей будущей профессиональной деятельности?

2. Определите, какие функции выполняют следующие тексты. Назовите главную функцию для каждого из текстов.

А) Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Б) Шайбу! Шайбу! Судью на мыло! Шляпа! Мазила!

В) Алло! Здравствуйте! Это говорит Иван Семенович Ильин. Алло! Вас плохо слышно! Говорите громче!

Г)

· Умел ошибиться – умей и поправиться.

· На веку – не на боку: всего будет.

· Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

· Всякому овощу свое время.

· В лес дров не возят, в колодец воды не льют.

Д) Естественная форма всякой жидкости – шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него.

(Я.И. Перельман)

3. Отредактируйте тексты таким образом, чтобы в них смогла реализоваться недостающая функция. Какая?

a) Дайте мне хлеба. Передайте соль – она стоит во-о-он там.

b) Алло! Позовите Витю к телефону!

c) Мой реферат посвящен энантиосемии – разновидности антонимии. Энантиосемия в настоящее время не очень распространенное явление. Приведу несколько примеров…

4. Дайте определение понятию «прагматическая установка текста». Какова связь между прагматической установкой (ПУ) и функционально-стилевой принадлежностью текста?

5. Определите виды и ПУ заголовков, укажите источники экспрессии (см. прил. 1):

Эта вечно юная флора; Много шума и… ничего; Бушечное мясо [ст. о наемниках амер. армии, воевавших в Ираке]; «Серебро» Владимира Ковалева; Хорошие примеры заразительны; Поющая глина; Обещанного Врубеля три года ждут; Эмиссия: опиум для народа; Бумага не все стерпит; Российские ученые выброшены на обочину реформ.

6. В чем сущность и какова функциональная нагрузка языковой игры? Составьте конспект-схему (с примерами), отражающий основные типы и приемы языковой игры, см.: [9].

7. Дополните таблицу, необходимую для прагмастилистического анализа текста, которую Вы сделали на лекции (см. прил. 2), колонкой: Языковые ресурсы выразительности (обеспечивающие реализацию стилевых черт и обеспечивающие наилучшее осуществление коммуникативного намерения автора), предварительно уточнив для каждой ФС разновидности коммуникативные цели автора.

8. Выполните прагмастилистический анализ текста:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных