Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Третий носитель ритма. Число слогов

Первый носитель ритма – строфика.

- Одностишие

- Двустишие

- Трехстишие - терцина

- Четырехстишие – катрен

- Пятистишие

- Шестистишие – секстина

- Семистишие

- Восьмистишие – октава

- Четырнадцатистишие – Онегинская строфа

Второй носитель ритма. Рифма – концевые созвучия.

Типы:

1) Парная (смежная) рифма; перекрестная рифма; кольцевая (опоясывающая) рифма.

2) Открытая (заканчивается на гласный звук) и закрытая (на согласный)

3) Женские (предпоследний), мужские (последний слог) и дактилические (третий с конца)

Третий носитель ритма. Число слогов

В 18 веке обязательно 12-13 слогов.

Четвертый носитель ритма. Ритм ударений – правильное чередование ударных и безударных слогов. Этот носитель ритма стал работать в поэзии 19 века.

5 типов правильных чередований или 5 видов стоп.

Стопа – группа из ударных и безударных слогов, несколько раз повторяющаяся в строфе.

Двухсложные стопы. Ударный – лунка, безударный – строка. Ударение на 2 слог – ямб, на первый – хорей.

Трехсложные. Дактиль – на первый (Анна Ахматова), амфибрахий – на второй (Марина Цветаева), анапест – на третий (Николай Гумилёв).

Спондей – вариант двухсложной стопы, когда рядом стоят два ударных.

Пиррихий – вариант двухсложной стопы, когда ударения нет.

Пятый носитель ритма – внутренняя рифма.

Шестой носитель ритма – концевые паузы. Увеличение пауз означает замедление интонации, она становится говорной.

Седьмой носитель – внутренняя пауза. Цезура.

Восьмой носитель - повтор синтаксических конструкций.

Ассонанс, Аллитерация.

 

Логика анализа ритма стихотворения.

1. Пронумеровать строки стихотворения

2. Пронумеровать слоги в каждой строке и сделать вывод о ритме слогов

3. Расставить ударения

4. Нарисовать схему ритма, определить стопу и размер стиха

5. Выяснить, какие еще носители ритма работают в данном стихотворении (см.образец в лекциях)

6. Сделать вывод о типе поэтической интонации (напевная (плавная), декламативная (риторическая), говорная (беседы).

 

Перенос – строчка закончилась, а высказывание нет.

 

 

Системы стихосложения.

В разные эпохи в стихах были ведущими разные носители ритма.

18 век. Классицизм. Силлабическое стихосложение. (силлабо – слог)

18 век начиная с Ломоносова. Силлабо-тоническая. Правильное чередование ударных и безударных слогов.

20 век. Тоническое. В стихотворных строчках должно быть одинаковое (примерно одинаковое) количество ударных слогов. Количество безударных между ними – неважно.

Приш ё л в парикм а херскую – 1_2_3

Сказ а л спок о йный; 1_1_1

- Б у дьте добр ы, 0_2_0

Причеш и те мне у ши! 2_2_1

Типы тонического стиха.

Интервал между ударными:

от 0 до 2 – дольник

0-3 тактовик

3< акцентный стих

Эстетические функции ритма:

1. Функция звуковой изобразительности (напр., повторение «ш»)

2. Создание интонации стиха

3. Акцентуация отдельных слов

4. За определенными размерами стиха закрепляется особый семантический ореол. (напр., пятистопный хорей – осмысление жизни, четырехстопный хорей – частушечный, плясовой)

5. Ритм превращает хаос словесной материи в гармонию стиха, играет мироустроительную функцию

 

 

Тема 6. Художественное пространство и время. Хронотоп.

План.

1. Общее понятие о хронотопе. Типы хронотопических образов по Бахтину

2. Функции хронотопа

3. Основные элементы хронотопа

 

1. Модель реального мира, возникающая в художественном произведении – это внутренний мир произведения. Понятие ввел Лихачев.

Для характеристики внутреннего мира используется понятие хронотопа. Оно было введено М.М.Бахтиным в 30-е годы XX века. Он определил хронотоп как «существенную взаимосвязь пространства и времени».

Время и пространство тесно друг с другом прикасаются, они созвучны.

М.Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе» описал несколько моделей хронотопа.

 

1 тип – хронотоп дороги, воплощает жизненный путь человека, позволяет следить за духовным изменением персонажа и изображать самые разные пространства. Время в таком хронотопе открытое, линейное. Главный хронотоп русской литературы.

2 тип – хронотоп порога, кризиса и жизненного перелома. Человек показан в ситуации сложного и незамедлительного выбора. Проявляет себя в пространствах лестниц, дверей, коридоров. Время – длящееся мгновение. Достоевский.

3 тип – хронотоп дома. Это уютный мир, в котором человек чувствует себя спокойно, защищено. Время данного хронотопа – циклическое, связанное с повторяемостью. Сон Обломова.

4 тип – хронотоп провинциального городка. Мир затхлого быта, в котором нет событий. Время движется по узким кругам. По Бахтину это «обыденно-житейское циклическое время», «это густое, липкое, ползущее в пространстве время».

5 тип – хронотоп замка. Мистический хронотоп, характерный для авантюрного исторического романа. Насыщен историческим временем, в нем отложились следы веков и поколений. Тупики, лабиринты, а следовательно – богатая почва для остросюжетности. «Пиковая дама». Мириам Петросян «Дом, в котором». Каждый художник по своему воссоздает разные типы хронотопов.

Хронотоп выполняет важные функции в худ.произведении.

1) Через пространство и время становится наглядно зримой эпоха, которую осваивает художник

2) Хронотоп всегда ориентирует на человека, т.е. имеет ценностный характер. Автор изображает время и пространство, всегда имея в виду ценности человеческого бытия, его надежды. Петербург Достоевского. Затхлый, желтый, грязный Петербург уничтожает все живое, человеческое, поэтому он отдельный герой произведения.

3) Культурологическое значение. Воплощаются те представления о времени и пространстве, которые существовали в конкретную эпоху. Довлатов.

 

 

Как анализировать пространство.

1. Величина пространства – маленькое, большое, каково в нём человеку.

2. Закрытое, замкнутое или открытое?

3. Пустое или заполненное? Может тесное?

4. Как оно освещено – светлое или темное?

5. Как оно озвучено – звучащее или беззвучное?

6. Динамичное или статическое?

7. Напоминает ли что-нибудь это пространство, на что оно похоже? С каким типом хронотопа соотносится?

 

 

Как анализировать время?

1. Время движется линейно или циклично?

2. Тянется или мчится?

3. Пустое или наполнено событиями

4. Есть ли в нем детали конкретно-исторического времени, или это время вечности.

 

 

Практическое занятие № 2 стиховая форма. 2 пункт.

Текст Блока «Россия». Ритмическая схема.

3. основные элементы хронотопа.

Элементы, предназначенные для создания пространственно-временного образа мира.

1) Фабула и сюжет. Фабула – изображение событий в хронологической последовательности. Сюжет отражает то, как изложил эти события автор. Ахронологическое изложение событий (в сюжете, как правило, есть отступления в прошлое – ретроспекции – и экскурсы в будущее – проспекции).

Лермонтов «Герой нашего времени». 1. От автора – сообщение о смерти главного героя 2. Бэла – о Печорине рассказывает Максим Максимыч. 3. Максим Максимыч – странствующий офицер, рассказчик 4. Дневник Печорина: Тамань, Княжна Мэри и Фаталист.

Двигателем сюжета, или его пружиной, является конфликт произведения, поэтому этапы развития конфликта связаны с главными ступенями сюжета.

Экспозиция – знакомство с героями и обстановкой

Завязка – момент столкновения сторон.

Развитие действия

Кульминация

Развязка – момент, когда конфликт исчерпан.

*Пролог – что было задолго до события или авторское назидание

*Эпилог – что произошло несколько после основного события или авторское назидание

Если в произведении не один, а два конфликта (внешний и внутренний), то и сюжет будет выстраиваться как двуплановый: сюжет внешних событий и сюжет внутренних переживаний персонажа.

Надежда Тэффи «Жизнь и воротник».

2) Система характеров или персонажей – форма отражения социальных связей как их понимает автор.

3) Пейзаж, интерьер, окружающий человека физический мир.

Функции: 1. Сюжетно-композиционная – пейзаж описывает пространство и время действия. 2. Психологическая - пейзаж раскрывает образ героя, мир его переживаний 3. Философская - пейзаж раскрывает авторскую концепцию бытия (Бежин луг) 4. Функция выражения авторской оценки суждений, поступков персонажей

4) Портрет, внешний облик человека. Краткий (Пушкин)– в таком портрете возрастает роль деталей. Подробный (Гончаров) – упомянутые предметы. Статический (Мертвые души)– все описание внешности дается сразу. Динамический – дети внешности постепенно накапливаются в тексте. Функция портрета – раскрытие психологии и внутреннего мира героя, функция авторской оценки

5) Вводные эпизоды – события, вспоминаемые в связи с основной историей. (глава 9 – сон Обломова).

6) Подтекст – дистанцированный повтор какого-либо элемента в тексте. Функция подтекста – создание смысловой ёмкости произведения, глубины текста.

7) Интертекст – сигналы в тексте, которые вызывают у читателей историко-культурные ассоциации, подключая их извне к художественной реальности. В результате горизонты художественного мира существенно расширяются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примирение с равнодушием | Библиотека Ашшурбанапала (Ашшурбанипала) в Ниневии


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных