Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему в произведениях А.С. Пушкина одним из главных героев является стихия?




В творчестве Пушкина в произведениях разных жанров возникает мотив стихии. Вода, огонь, метель — это природные стихии, которые в художественных образах писателя приобретают символическое зна­чение. Стихия непредсказуема, непреодолима, может закружить в вихре событий, перепутать, перемешать и разбросать человеческие судьбы. Метель, как символический образ, возникает в творчестве Пуш­кина в поздний период, в тридцатые годы поэт пишет о метели и в стихах, и в прозе. Это повесть «Метель» из цикла «Повести покойно­го Ивана Петровича Белкина», стихотворение «Бесы», глава «Вожа­тый» в романе «Капитанская дочка».

В повести «Метель» природная стихия является основой сюжет­ной интриги, но не становится главной темой. В произведении два любовных романа, природная стихия находится в центре, разделяя или объединяя их. В самый кульминационный момент повести, побег Маши из родительского дома, появляется новое действующее лицо — Метель («Вдруг» «в одну минуту поднялся ветер», «небо слилось с землей»). С появлением метели заурядное течение любовной истории обрывается, судьба разлучила влюбленных, но одновременно соеди­нила церковным таинством двух незнакомых людей.

«Бесы» написаны в очень сложный для духовной и творческой жизни автора период. В начале стихотворения путник уже во власти метели и предчувствует приближение пугающих событий:

Страшно, страшно поневоле. Средь неведомых равнин...

Угроза гибели осознана, и дальше действие развивается более стремительно. Первое упоминание беса — просто присказка («В поле бес нас водит, видно»), но уже в следующей строчке этот образ имеет реальные очертания: «Посмотри: вон, вон играет. / Дует, плюет на меня». Метель не отступает: «Вьюга злится, вьюга скачет», и окру­жают ездока уже полчища бесов: «Вижу: духи собралися средь бе­леющих равнин». Рефреном проходящая строка «Мчатся тучи, вьются тучи» делит стихотворение на 3 части, меняя настроение каждой.

В повести «Капитанская дочка» метель называется бурей, бура­ном — это нечто могущественное, страшное. Буря разразится еще и в социальном плане. Метель сведет Гринева и Пугачева. Здесь она не­что вроде пророчества, предвещающего глубокие социальные потря­сения. Стихия сближает совершенно разных людей — «народного ца­ря» и «обычного человека».

Во всех произведениях Пушкина метель есть мистическая, сверхъ­естественная сила, которая управляет судьбами людей, как правило, ра­зумно и справедливо («Метель», «Капитанская дочка»). Человек оказы­вается неспособным изменить что-либо. Находясь в окружении стихии, которая символизирует судьбу, рок, случай, герой оказывается бесси­лен перед ней. Он представлен как песчинка в мире, управляемом выс­шими силами, и ему приходится подчиниться их воле.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных