Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» русский бунт назван «бессмысленным и беспощадным»?




Кто не знает слова из пушкинской «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?

В романе, основу сюжета которого составляют события крестьян­ской войны под предводительством Пугачева в 1773-1774 гг., дейст­вительно показаны сцены крайней жестокости бунтовщиков во время взятия Белогорской крепости. Но для понимания авторской позиции очень важно учесть особый композиционный ход, который использу­ет Пушкин. Перед главой VII «Приступ», где изображается казнь за­щитников крепости и гибель Василисы Егоровны, жены повешенного по приказу Пугачева капитана Миронова, помещена глава VI «Пуга­чевщина», где дается сцена допроса пленного башкирца. Он был страшно изувечен, что является красноречивым свидетельством жес­токих карательных мер правительства по отношению к участникам незадолго до того прошедшего восстания в Башкирии. Оказывается, что и добрейший человек капитан Миронов считает необходимым «выстрочить спину» этому бунтовщику и не видит в таком действии ничего предосудительного.

Пугачев также представлен в романе неоднозначно. Он нарисован не только как «изверг и злодей», каким его признавали дворяне, но и как защитник слабых и обездоленных, каким его видел простой на­род. У Пушкина это человек со своим своеобразным кодексом чести («Казнить так казнить, миловать так миловать»), придерживающийся четких нравственных принципов. В таком подходе нашла отражение особая авторская позиция. Дело не в том, плохи или хороши участни­ки «русского бунта», он в любом случае будет «бессмысленным и беспощадным» — таков непреложный закон жизни. И эту важней­шую идею автор стремится не просто выразить в запоминающейся фразе, но и показать всем ходом сюжетного развития.

Вот почему так необычно вплетаются в канву исторического по­вествования события личной жизни героев — Маши и Гринева. Тот, кто был «злодеем для всех», для влюбленных оказался благодетелем, «посаженым отцом», без участия которого их судьбы никогда не со­единились бы. Но для этого перед нами должен был предстать не просто предводитель восстания, злодей или герой, а человек, умею­щий слышать и понимать другого человека.

В том и состоит не только «беспощадность», но и «бессмыслен­ность» бунта, что он заслоняет от его участников главное — способ­ность сочувствовать другому, понимать его, видеть в нем не только «врага», но и просто человека, с его достоинствами и недостатками. Лишь поднявшись над бесчеловечным «законом» бунта, дворянин, офицер Гринев и предводитель бунтовщиков Пугачев смогли найти взаимопонимание и преодолеть жестокость.

Видимо, Пушкин хорошо понимал, что посредством бунта нико­гда нельзя добиться ни свободы, ни счастья, ни благополучия. Ведь жестокость порождает только ответную жестокость, а потому она все­гда будет бессмысленной.

Пугачев в изображении Пушкина: злодей или жертва исторических обстоятельств? (по роману «Капитанская дочка»)

Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» не является цен­тральным, но очень важен для изображения эпохи. С одной стороны, Пугачев показан как историческая личность — талантливый руково­дитель военных действий повстанцев. С другой стороны, автор обра­щает внимание на человеческие качества Пугачева, которые раскры­ваются во взаимоотношениях с Гриневым — это линия вымыш­ленная.

Первый раз появляется Пугачев в романе в ореоле тайны: он воз­никает из метели «не то волк, не то человек». Именуется автором как «вожатый», «бродяга». В первую встречу Пугачев изумляет Гринева сметливостью, «тонкостью чутья».

Образ Пугачева и его дальнейшее участие в судьбе Гринева спроецированы на страшный (символический) сон Петруши, который он видит в то время, когда вожатый выводит кибитку к постоялому двору.

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера. Автор обращает внимание на ши­роту натуры Пугачева («Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай»), способность испытывать чувство благодарности, совершать благородные поступки: он «помиловал» Гринева за его «добродетель, за то, что тот оказал услугу, когда принужден был скрываться (Пугачев) от своих недругов». При описании героя («Пу­гачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком») возникает мотив богатырства. И, конечно, автор подчеркивает главное качество Пугачева — свобо­долюбие, вводя как вставной элемент сказку старой калмычки об орле и вороне.

Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его ре­чи, для которой характерно использование пословиц, поговорок, ус­тойчивых выражений («А разве нет удачи удалому?», «Закусим, за­пьем и ворота запрем», «Будет дождик, будут и грибки»).

В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты. Герой одинок, он одинок даже среди единомышленников. Пугачев понимает, что они готовы предать его, если появится возможность та­ким образом спастись. Он наделен чертами романтического злодея («Не могу изъяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного»).

Одним из основных средств раскрытия образа является портрет­ная характеристика. Портрет Пугачева дан глазами Гринева: «Наружность его мне показалась замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В широкой бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали». В другом описании Гринев отмечает «сверкающие глаза», что является важной деталью, характеризующей «народного царя».

В характере Пугачева Гринев постоянно отмечает что-то плутов­ское (когда разыгрывает из себя царя) и одновременно по-детски про­стодушное.

В романе «Капитанская дочка» Пушкин не идеализирует ни дво­рян, ни восставших. Пугачевский бунт показан как национальная тра­гедия. Свою обреченность понимает и сам Пугачев. Недаром вводит­ся в текст «бурлацкая» песня. С помощью этой песни автор показывает предрешенность судьбы Пугачева.

Величие, государственный масштаб образа Петра и ничтожность ограниченность кругом личных забот Евгения подчеркивается компо­зиционно. Монолог Петра во вступлении («И думал он: Отсель гро­зить мы будем шведу...») противопоставлен «думам» Евгения («О чем же думал он? о том, / Что был он беден...»).

Конфликт поддерживается стилистически. Вступление, эпизоды связанные с «кумиром на бронзовом коне», выдержаны в традиции оды — самого государственного жанра. Там, где речь идет о Евгении, господствует прозаичность.

Противостояние человека и власти, личности и государства — вечная проблема, однозначное решение которой Пушкин считает не­возможным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных