Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интонационная система Е. А. Брызгуновой




§ 116. В основе этой концепции лежит понятие интонационной конструкции (ИК) как минимальной смыслоразличительной единицы просодического уровня.

Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом, например: Студенты вернулись. // Студенты вернулись?

То или иное фонетическое различие создает разные ИК только в том случае, если оно используется для смыслового противопоставления хотя бы одной пары высказываний, совпадающих по сегментному составу (такие просодические различия называются «различиями, несовместимыми в одном контексте»). Выделение ИК происходит практически так же, как выделение сегментных фонем: если они встречаются в одной позиции и могут самостоятельно дифференцировать значения, то являются разными системными единицами.

Интонационной конструкцией (ИК) называется тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний.

В качестве минимальных компонентов, из которых складываются все ИК, выступают:

• три тональных признака (восходящий, нисходящий и ровный тоны),

• один динамический (увеличение интенсивности гласного),

• один фонационный (гортанная смычка).

 

ТИПЫ ИК И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

§ 117.

ИК–1 используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления: Пошел дождь.

 

ИК–2 употребляется:

 

• в вопросе с вопросительным словом: Который час?

 

• во второй части альтернативного вопроса (1-я часть — обычно ИК–3): Он приедет завтра / или послезавтра?

 

• в утверждениях с противопоставлением: Ты поедешь в командировку (а не он).

 

• при обращении, волеизъявлении, предостережении: Наташа! Подожди! Заблудишься!

 

ИК–3 используется:

 

• в общих вопросах: Ты поедешь в командировку?

 

• при выражении незавершенности в неконечных синтагмах утвердительных предложений: Следующий поезд / уходит поздно вечером.

 

• при усилении отрицания или утверждения в предложениях с частицами но, же, ведь, однако: Но он же больной!

 

• при повторении вопроса в ответе: — Когда я приеду? Сегодня.

 

• при выражении вежливой просьбы: Закройте окно.

 

ИК–4 употребляется:

 

• в сопоставительных вопросах с союзом а: — Перепечатала почти все. — А выводы?

 

• в частных вопросах с оттенком назидания, отчитывания, раздражения: — Почему ты пришла так поздно?

 

• в «анкетных» вопросах: — Документы?

 

• в ответах при выражении вызова, настороженности, удивления, противопоставления, возражения: — Сказала отцу? — Сказала (А что?).

 

• при приглашении к дальнейшему разговору: — Здравствуйте.

 

• при выражении незавершенности (в официальной речи): Московскоевремя / пятнадцать часов.

 

ИК–5. Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции:

• оценочные предложения, выражающие большую степень проявления признака, состояния, действия (эти предложения чаще всего содержат местоименные слова): Какая прелесть!

 

• выражение отрицания или невозможности признака / действия / состояния в повествовательных предложениях (наряду с ИК–7): Где ему в институт! Он же троечник!

 

ИК–6 употребляется:

 

• при выражении незавершенности в неконечных синтагмах (наряду с ИК–3 и ИК–4), придавая при этом эмоциональный или официаль-но-торжественный оттенок высказыванию;

 

• при выражении большой степени признака, состояния, действия: Голос у него!

 

• при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом: И что он этим хотел сказать?

 

ИК–7 употребляется при выражении отрицания или невозможностипризнака / действия (Где ему в институт! Он же троечник!), а так же при усилении утверждения или отрицания: Не говори!

 

41.

ГРАФИКА

Графика — это раздел науки о письме, который определяет:

• инвентарь графических средств языка (алфавитных и неалфавитных знаков);

• систему соответствия между графическим средством (обозначающим) и единицей звучания (обозначаемым: звуком или фонемой).

Единицу графики называют графемой (термин И. А. Бодуэна де Куртенэ).

Графема часто совпадает с тем, что принято называть буквой; однако, например, строчное и прописное начертание, которое считается одной буквой и дается как один алфавитный знак

(а и А, б и Б), следует рассматривать как разные графемы, поскольку существуют определенные правила употребления строчных и прописных букв, и нарушение этих правил считается ошибкой. Следовательно, с точки зрения орфографии эти буквы не равнозначны и не взаимозаменимы.

В состав графических средств языка входят не только буквы, образующие состав основных графем, но и диакритические знаки и знаки препинания, которые называют вспомогательными графемами.

Разные графемы, которые передают одно и то же звучание, называют омофоничными. Например, строчное и прописное начертания буквы — одного алфавитного знака — рассматриваются как омофоничные графемы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных