Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Grundbegriffe der Phonetik und der Phonologie




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Педагогический институт

Факультет иностранных языков

Кафедра немецкого и французского языков

Гайлит М.В., Гедина М.А.

Курс лекций

по дисциплине «Теоретическая фонетика немецкого языка»

Для студентов ВлГУ,

Обучающихся по направлению

Педагогическое образование

(профили подготовки: немецкий язык и английский язык)

Владимир, 2013

Оглавление

Введение. 3

Лекция № 1: Grundbegriffe der Phonetik. Die deutsche Aussprachenorm.. 4

Лекция № 2: Phonostilistische Varianten der deutschen Aussprachenorm.. 15

Лекция № 3: Phonologie und Phonetik. 19

Лекция № 4: Phonologische Oppositionen. Probleme der phonologischen Bewertung der Phoneme 26

Лекция № 5: Lautmodifikationen. Die Silbe. 31

Лекция № 6: Der Wortakzent. Die Intonation. 37

Лекция № 7: Intonation als Redemittel 41

Лекция № 8: Vergleichende Analyse der deutschen und der russischen Phonemsysteme. 44

Лекция № 9: Interferenz. 48

Список литературы.. 55


Введение

Целями освоения дисциплины «Теоретическая фонетика немецкого языка» являются:

- формирование у студентов теоретической базы по фонетике как разделу языкознания;

- освоение и совершенствование студентами терминологического аппарата немецкого языка по теоретической фонетике;

- формирование у студентов умения проводить теоретическое исследование по фонетике как разделу языкознания;

- углубление и расширение знаний, полученных студентами в ходе изучения общего языкознания и истории языкознания.

 

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплины первой профильной подготовки» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 050100 – Педагогическое образование. Профиль «Иностранный язык-1, Иностранный язык-2».

Для успешного усвоения курса требуются предварительная подготовка по курсам общего языкознания и практической фонетике немецкого языка, владение базовым терминологическим аппаратом фонетики на немецком языке, знание истории немецкого языка.

Знания, полученные в ходе изучения теоретической фонетики немецкого языка, служат для углубления и расширения сведений, полученных при изучении курсов введения в языкознание и истории немецкого языка, а также найдут применение в курсах лексикологии, в практике устной и письменной речи, а также в теоретическом курсе второго иностранного языка.

Важный акцент при освоении дисциплины делается на самостоятельную работу студентов, в частности, на исследование и анализ практического материала.

Лекция № 1: Grundbegriffe der Phonetik. Die deutsche Aussprachenorm

 

Цель занятия: формирование общего представления об изучаемой дисциплине.

 

Занятие направлено на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения);

ОК-6 (способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь);

ОК-8 (готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией);

ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям);

ОК-15 (способен обобщать закономерности исторического процесса немецкоязычного сообщества);

ОК-16 (способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики);

ОПК-2 (способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);

ОПК-3 (владеет основами речевой профессиональной культуры);

 

Образовательные технологии: метод проблемного изложения в сочетании с интерактивными методиками в виде встроенных в ход лекции вопросов к аудитории, апеллирующих к наличному опыту и знаниям последней.

 

План занятия

1. Grundbegriffe der Phonetik und der Phonologie

2. Entstehung und Kodifizierung der deutschen Aussprachenorm.

3. Phonetische Basis der deutschen Sprache.

 

I. Grundbegriffe der Phonetik und der Phonologie

1. Die phonetischen (lautlichen) Einheiten der Sprache sind Gegenstandsbereich der Phonetik. Sie müssen von allen Mitgliedern der Sprachgemeinschaft im Kommunikationsprozess gebraucht werden.

Die lautlichen Einheiten sind: Sprechlaute, Silben, Akzentgruppen, Sprechtakte (Syntagmen), Aussprüche (Sätze), und Äußerungen (Sprechtexte). Diese Redeeinheiten werden während der Segmentierung des Redestroms festgestellt. Das sind Segmente verschiedener Großen:

Die Äußerung gliedert sich in Aussprüche, der Ausspruch besteht aus einem oder mehreren Sprechtakten (Syntagmen), der Sprechtakt aus einem oder mehreren Akzentgruppen, die Akzentgruppe enthält eine oder mehrere Silben, die Silbe umfasst einen oder mehrere Laute.

Die größte Kommunikationseinheit – die Äußerung – ist ein geschlossenes Informationsgebilde, das aus mehreren Sprüchen besteht.

Als Mittel zur Verbindung einzelner Redeeinheiten im Kommunikationsprozess dient die Intonation. Durch den Melodieverlauf und die Akzentuierung wird signalisiert, ob der Gedanke abgeschlossen oder nicht abgeschlossen ist.

Die Intonation untergliedert den Redestrom durch Tonhöhen, Lautstärkeveränderungen und Sprechpausen in kleinere Redeeinheiten.

Die Prosodik ist die Lehre, die solche Mittel wie Tonhöhe, Akzent, Sprechtempo, Pausen usw. zum Gegenstand der Forschung und Beschreibung hat. Die phonetischen Erscheinungen, sowohl die Segmente, als auch die Prosodik, bilden das phonetische System der Sprache, in dem jede phonetische Einheit in einem Zusammenhang mit den anderen phonetischen Einheiten steht. Sie alle unterliegen bestimmten phonetischen Gesetzen der Verbindung und Modifikation.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных