Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и признаки государства. Определение государства




Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политике-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации поли­тической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, по­литической (социологической) географией и др. Предметом ис­следования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, су­ществующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, кото­рое не поддается непосредственному эмпирическому воспри­ятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указа­ния на его существенные признаки (рис. 1.1).

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно мо­жет изменяться со временем (уменьшаться в результате пораже­ния в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Терри­тория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Тер­риториальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без граждан­ства», «иностранец». На своей территории государство поддер-


2 Глава 1. Теория государства

живает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Рис.1.1. Признаки государства

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — поня­тия не тождественные. Народ (нация) — это социальная груп­па, члены которой обладают чувством общности и принадлеж­ности к государству благодаря общим чертам культуры и истори­ческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отноше­ния между нациями могут быть напряженными или даже кон­фликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.


3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязы­вать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В го-.


§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 3

сударстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учрежде­ний, объединенных в единую иерархическую систему. Меха­низм государства, являющийся материальным выражением го­сударственной власти, позволяет обеспечить нормальную жиз­недеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меня­ются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в от­личие от других видов власти (политической, партийной, рели­гиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все населе­ние, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые во­просы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобяза­тельность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность при­нимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитим­ности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. ус­тановление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Сущест­вует множество средств обеспечения легитимности власти, сре­ди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, рефе­рендумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использо­ваться с появлением государственности. Государство осуществ-- ляет правотворчество, т. е. издает законы и другие норматив­ные акты, адресованные всему населению. Право позволяет вла­сти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не вы-


4 Глава 1. Теория государства

полняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта систе­ма не является нейтральной по отношению к интересам раз­личных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного
аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему,
в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, ор­
ганы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, та­
моженные органы и др. Они необходимы любому государству,
поскольку власть правителей осуществляется на основании
норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.
Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута
только с помощью мер государственного принуждения. Если к
власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранитель­
ных органов применяются санкции,
предусмотренные правовой
системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих
причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротив­
ление ей велико, а, следовательно, принуждение используется
ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею из­
данные, не отражают объективную реальность, также прихо­
дится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные
органы работать с перегрузкой. Насилие является последним
аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
ослабляется ее идеологическая основа и возникает возмож­
ность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взы­скание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохрани­тельные органы используются также для предупреждения дис­баланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примире­ние судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохра­
нение территориальной целостности государства. Хорошо из­
вестно, что пограничные споры между смежными государства­
ми часто являются причиной военных конфликтов. Оснаще­
ние армии современным вооружением делает возможным
захват территории не только смежных государств. По этой
причине вооруженные силы страны и сейчас являются необ­
ходимым атрибутом любого государства. Но применяются они
не только у для защиты территориальной целостности-. Армия


§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 5

может использоваться и в критических внутренних конфлик­тах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым мно­гократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется об­ществу дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмезд­ные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в оп­ределенные сроки, необходимые для содержания органов управле­ния, правоохранительных органов, армии, для поддержки социаль­ной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В ос­новном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налого­вой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существую­щая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе го­воря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на террито­рии данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других госу­дарств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутрен­ний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних де­лах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более ста­новится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международ­ного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скррр-; стью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообще-


6 Глава 1, Теория государства

ства и международных организаций ставит деликатную пробле­му: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, еди­ное экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать опре­деление государства.

Государство— это организация суверенной политической вла­сти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных