Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мери­лом жизни не только для граждан, но и для нее самой.




Теория правового государства была создана на 150 лет рань­ше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632—1704), фран­цузского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689—1755), немецко­го философа И. Канта (1724—1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реа­лиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблю­дением определенной процедуры, что позволяет их оценить с раз-


40 Глава 1. Теория государства

ных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть — это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разде­лить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, ра­ка и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих за­конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодатель­ная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о рас­пределении функций в государственном управлении, о рассредото­чении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не под­чиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, преду­сматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определен­ных условиях может быть досрочно распущен королем или пре­зидентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава прави­тельства, министры во многих странах назначаются с согласия


§ 9. Правовое и социальное государство 41

парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импич­мента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты дру­гих ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1) предотвратить злоупотребление властью;

2) повысить профессионализм в государственном управле­нии;

3) осуществлять контроль за действиями государственных органов;

4) возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечест­ва в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на
жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жи­
лища, право на образование, социальное обеспечение, судеб­
ную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.
В правовом государстве существуют реальные экономические, по­
литические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право — это кусочек свободы. О том, что лич­ность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредель­ным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы челове­ка и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отноше­
ния между государством как носителем политической власти и
гражданином как участником ее формирования и осуществле­
ния должны строиться на началах равенства и справедливости.
Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих
же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и
действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать спра­
ведливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву, государственные органы не могут нарушать его предписа-


42 Глава 1. Теория государства

ния и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисцип­линарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражда­нам, причиненный незаконными действиями должностных лиц. На тех же правовых началах строится ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного при­нуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного пра­вонарушения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных