Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнерусская поэзия 17 века.




В поэзии XVII столетия выделяются две основные тенденции, первая из которых ― это традиционное поэтическое творчество особ духовного звания, отличающееся «замкнутостью» библейских тем, сюжетов и образов и обращённостью этих библейских тем, сюжетов и образов на самих себя же (что особенно резко проступает в поэзии монашеской), либо, при всё сохраняющейся замкнутости сюжета, при исключительно внутрибиблейских художественных параллелях и аллюзиях, чисто условной обращённостью библейских тем, сюжетов и образов во внешний мир (своего рода жанры «поучения государю»); вторая же тенденция ― это присущее исключительно данному историческому периоду демократическое, т. наз. «разночинное» поэтическое творчество представителей разных слоёв российского общества.
В XVII веке даже такое традиционное, на первый взгляд, литературное творчество, как составление представителями чёрного духовенства летописных сводов, претерпело существенные изменения: если вплоть до XVII века древнерусские летописи были обращены вовне и содержали в себе описания реальных событий российской жизни, то с наступлением XVII столетия это творчество целиком обособляет и уходит вовнутрь, в само себя, т. е. перерождается из прозаических летописей в поэтические философские штудии, главной отличительной чертою которых являются а) полное исключение из содержания всего внешнего, внебиблейского, современного, когда российские реалии полностью уступают место библейской тематике (таковы хониковские произведения ― стихотворные надписи, посвящённые библейским сюжетам) и б) полная тематическая отстранённость такой поэзии от каких бы то ни было прямых контактов с внешним миром, с российскими реалиями (таково нафанаиловское обращение-увещание к собственной его душе, которую он пытается наставить на примерах из библейской истории).
Поэзия чёрного духовенства (а именно последним она, в основном, и представлена) в XVII веке ― это прямая предтеча духовной поэзии XVIII ― XIX столетий. образована такого рода поэзия из тех нравственно-философских рассуждений, которые имели место быть в древнерусских летописных сводах предшествующего исторического периода, путём вычленения этой самой философской религиозной составляющей и возведения её в жанровый абсолют ― иными словами, то, что в летописях являлось только второстепенным моментом (при сравнении княжеских деяний с поступками библейских персонажей), в поэзии чёрного духовенства трансформируется в самостоятельный художественный метод ― в метод чисто богословского рассуждения безотносительно ко внешним событиям русской жизни того периода.
Каким образом «действовал» данный метод? На протяжении всего XVII столетия «монашеская» поэзия практически не претерпела никаких особых изменений, методологических метаморфозы почти её сущности не коснулись, что видно на примерах поэзии как первой трети XVII века (в творчестве игумена Нафанаила), так и в середине (симеоновская «классическая» силлабика) и в конце (хониковское творчество) этого столетия. Итак, за основу всегда брался библейский сюжет либо библейская заповедь, вокруг которой монашествующий поэт начинал возводить целые здания из личных художественных описаний (личностное начало в поэзии той эпохи) и библейских аллюзий, на которых все эти личные авторские «мнения» были «завязаны».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных