Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Романы И.С. Тургенева.




В 1856 году выходит в свет первый роман И. С. Тургенева «Рудин». Сознание, что русское общество переживает переломный момент своего развития, сказывается в этом произведении нео­бычайно остро. Проникнутый лиризмом «Рудин», как и осталь­ные пять романов писателя, вместе с тем публицистичен по зло­бодневности проблематики, что и дало право современникам назвать все произведения Тургенева «общественными в прямом смысле слова», а самого автора считать своего рода «политичес­ким деятелем». При всей явной заостренности такой оценки в ней есть значительная доля истины. Тургенев действительно безошибочно находит тот болевой центр общественно-полити­ческой мысли, который во многом определяет самоощущение времени. На потребность в общественно-активной личности Тургенев отвечает в «Рудине» созданием образа человека, у ко­торого, казалось бы, есть все данные, чтобы быть подлинным деятелем своего времени, и который тем не менее не смог им стать, хотя и смог им умереть. Находясь в одном ряду с Онеги­ным, Печориным, Вольтовым, Рудин лишен их ореола, хотя ав­тор во многом ему сочувствует. Философ-гегельянец Рудин — плоть от плоти университетских кружков 30-х годов с их высо­кими идеалами и устремлениями, но вместе с тем оторваннос­тью от реальности и не то чтобы незнанием действительности, а каким-то невольным пренебрежением к ней, вызванным иллюзией, что жизнь управляема» а судьба может быть «выстроена». Не стоит, однако, забывать, что такой же кружок дал русской культуре Белинского, историка Т.Н. Грановского (1813—1855), поэта и философа Николая Владимировича Станкевича (1813— 1840), чье влияние оказалось плодотворным и долговременным. В Рудине видели сходство с Бакуниным, но несоизмеримость масштабов их личностей все же очевидна. Рудин несет в себе те черты людей 30—40-х годов, которые сделали его нежизнеспо­собным в новых условиях. «России не знает, — говорит о Руди­не один из персонажей романа Лежнев. — Это, точно, большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

Роман прост по своему построению, несложна его фабула. «Рудину» свойственна некоторая фрагментарность. Тургенев не ставит перед собой цели сделать картину как можно более пол­ной, поэтому описания быта занимают сравнительно мало мес­та. Но роман предельно насыщен воссозданием иных примет времени — идеологических. Споры его героев на философские темы, рассуждения о морали и смысле жизни выявляют характеры. Тургенев пока не видит «деятеля» в русской действитель­ности. «Мы слышали от самого Рудина, — замечает Чернышев­ский в своем отзыве о романе, — что время его прошло; но он не указал нам еще никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли мы дождемся ему преемника...».

Вскоре после «Рудина» Тургенев создает еще один роман — «Дворянское гнездо» (1859). В своем втором романе писатель продолжает всматриваться в социальное явление, которое породило многих его героев: дво­рянскую усадьбу со всем тем комплексом черт семейно-бытовых, культурных, эстетических, психологических, которые она в себе заключала. Само понятие «дворянское гнездо» было вве­дено писателем еще в 1847 г. в рассказе «Мой сосед Радилов».

Если о прошлом Рудина мы знаем сравнительно мало, то предыстории Лаврецкого и Лизы, главных героев «Дворянско­го гнезда», занимают в романе большое место. Их характеры прослежены от истоков. Не только детство, но и родословная (особенно это относится к Лаврецкому).

Социальная типизация получает в романах Тургенева даль­нейшее развитие. История рода Лаврецких не могла не отра­жать те сдвиги, которые переживались страной. Не меньшее значение имели и специфические условия формирования лич­ности: мать Лаврецкого была крепостной крестьянкой, отец дал ему спартанское воспитание. Много переживший Лаврецкий вступает в роман человеком, выработавшим свои взгляды на смысл и задачи человеческого существования, взгляды, отда­ляющие его от отцов и дедов. События романа выявляют и про­веряют его концепцию жизни. У Лаврецкого, как неоднократ­но указывалось, есть общие с «лишними людьми» черты, но есть и основополагающее различие: высокая этика героя «Дворянс­кого гнезда» всегда определяет его поступки. Вот почему отно­шение, которое Лаврецкий вызывает к себе у читателя, отли­чается от отношения к тому же Рудину.

Простота композиции романа, поэтическое изящество его языка, психологизм, отличающийся не столько детальным вос­созданием психологического процесса, сколько изображением общего эмоционального состояния героя, замечательные тур­геневские пейзажи — все это создает тот, по выражению Добро­любова, «общий строй» «Дворянского гнезда» и других произ­ведений Тургенева, с помощью которого они «постоянно про­изводили... такое чистое впечатление».

Третий роман Тургенева, «Накануне» (1860), создавался в пору оживления русской общественной жизни, накануне отме­ны крепостного права. «В основание» нового произведения, по словам Тургенева, «положена мысль о необходимости созна­тельно-героических натур... для того, чтобы дело подвинулось вперед». Верно уловив эту необходимость, Тургенев не увидел ее в действиях представителей мужицкого демократизма — Чернышевского и Добролюбова. Герой приходит извне. Обра­зом болгарина Инсарова Тургенев ответил в романе на потреб­ность русского общества в героическом характере. Разночинец-демократ Инсаров, живущий идеей освобождения родной стра­ны, оказывается тем человеком, который нужен Елене Стахо­вой в ее стремлении к «деятельному добру».

Елена — тип новой женщины. Таким, как она, еще только предстояло появиться и стать реальными фигурами: Верой За­сулич, Верой Фигнер, Софьей Перовской. Тургенев впервые уло­вил саму возможность существования такой женщины в русском обществе. Инсаров при всей значительности его роли в романе дан все же в некотором «отдалении». Подлинной героиней ста­новится Елена, и Добролюбов, анализируя роман в статье «Ког­да же придет настоящий день?», именно с ней связывает харак­терную для передовой части русского общества «смутную тоску», которая выражает «потребность новой жизни, новых людей». Елена, пишет критик, «ищет возможности устроить счастье вок­руг себя, потому что она не понимает возможности не только счас­тья, но даже и спокойствия собственного, если ее окружают горе, несчастия, бедность и унижение ее ближних».

Роман «Отцы и дети»

Приступая к работе над романом «Отцы и дети», Тургенев ставил перед собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.

Роман начинается с самой обычной ситуации — приезда из столицы.молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепостников-самодуров, представителей «барства дикого». Братья Кирсановы — образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни.

Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сетованиях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли «отцов».

Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа. Еще более беспомощен в практических делах Павел Петрович. Кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Тургенев осмеивает славянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ «свято чтит предания», «не может жить без веры» и отличается патриархальностью. Он убежденный противник материализма — Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон».

Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа «Отцы и дети», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича,

Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». И вот Тургенев вводит нового человека — сына лекаря Базарова, действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян вроде Аркадия Кирсанова запекивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином.

Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не дворянская среда, образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь «поддакивает» Базарову. Аркадий склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого «дед землю пахал». Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками. Базаров не мыслит своей жизни без труда, (который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.

Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, складывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному «аристократишке». Споры «отцов» и «детей» велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов — дворян и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных