Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Президент в России, обладая реальными и сильными полномо­чиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.





156 Глава 3. Конституционное право

При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности вет­вей власти. В России этим занимается Президент. Он коорди­нирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в от­ношении исполнительной ветви власти. В частности, он назна­чает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Прави­тельства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музы­кантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логич­ное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демо­кратических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руково­дит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полно­мочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ни­чем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и фе­деральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функциони­рует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена опреде­ленными рычагами влияния на иные ветви власти и на Прези­дента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

• ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

• всенародные прямые вы'боры;

• альтернативный характер выборов;

• недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

• возможность отрешения его от должности;

• возможность признания не соответствующими Конститу­ции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента России. Они связаны важнейшими ос­новами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Кон­ституции РФ).


§ 8. Президент Российской Федерации 157

1. Президент — гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Прези­дент несет персональную ответственность за бесперебойную ра­боту механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2. Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независи­мости и государственной целостности. Для этой цели он наде­ляется особыми полномочиями на оперативное решение вопро­сов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.).

3. Президентгарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществля­ет.координацию деятельности ветвей власти и для этого наде­ляется соответствующими полномочиями.

4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы,- с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

5. Президент представляет* Россию внутри страны и в между­народных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следую­щим образом.

Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, ко­торый либо одобряет назначение Президентом высших долж­ностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Пре­зидентом кандидатур. Президент:

• назначает Председателя Правительства;

• назначает заместителей Председателя Правительства;

• назначает министров;

• имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства;

• принимает решения об отставке Правительства;


158 Глава 3. Конституционное право

• предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

• предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

• предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности;

• может формировать свою Администрацию;

• определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

• назначает высшее командование Вооруженных Сил;

• назначает дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к власти законодательной:

• назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

• распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

• вносит законопроекты в Государственную Думу;

• подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

• под,ает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании;

Полномочия в военной области. Президент утверждает воен­ную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии вво­дить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о вве­дении чрезвычайного положения на территории России.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней по­литики страны, он осуществляет руководство внешней полити­кой, ведет переговоры и подписывает международные догово­ры, ратификационные грамоты, принимает верительные и от­зывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

• решает вопросы гражданства;

• предоставляет политическое убежище;

• награждает государственными наградами Российской Фе­дерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

• решает вопросы помилования.


§ 8. Президент Российской Федерации 159

Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конститу­цией и федеральными законами являются базой для нормо-творческой деятельности Правительства. Указы бывают как не­нормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президен­та не должны противоречить Конституции и федеральным за­конам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по кото­рым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномо­чий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Га­рантией конституционности актов Президента выступает Кон­ституционный Суд.

Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Пре­зидента Российской Федерации» (1999 г.).

Выборы Президента проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, и поэтому установ­лено, что на эту должность может претендовать человек не мо­ложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубеж­ных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуаль­ных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хоро­шо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот по­чему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны со­брать в его поддержку не менее 1 млн. подписей избирателей.


160 Глава 3. Конституционное право

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

Прекращение полномочий Президента России. Таковое преду­смотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекра­щения полномочий Президента.

1. Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с мо­мента принесения присяги вновь избранным Президентом;

2. Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь ме­сто в трех случаях:

а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;

б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­
лять свои полномочия;

в) отрешения от должности (ст. 93). Основанием для возбу­
ждения данной процедуры может быть только обвинение в со­
вершении государственной измены или иного умышленного
тяжкого преступления, за которое может быть назначено нака­
зание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции, очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных