Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Понятие как форма мышления




Логика изучает наше мышление как инструмент получения знаний (информации) о мире, хранения этого знания и его использования. Любым инструментом надо уметь владеть. У каждого из нас есть такие инструменты, как тело, руки, голос, но не каждый так умеет владеть своим телом, чтобы ставить мировые рекорды по бегу, прыжкам, плаванию и т.п. Не каждый из нас так умеет владеть руками, чтобы написать ими картину или изваять скульптуру, и не каждый из нас так владеет голосом, чтобы стать профессиональным певцом. Всем названным видам деятельности нужно учиться, нужно учиться пользоваться инструментами, данными нам природой. Учиться владеть мышлением также необходимо, так как человечество училось владеть им в течение не одного тысячелетия, и плодом этой работы стала наука логика.

Мышление как инструмент познания проявляется в различных мыслях. Мысли эти не случайны, они определенным образом упорядочены, организованы, сконструированы. Каким образом? Мы знаем, в частности, что мысли «разбираются» на простые высказывания. Высказывания – это такие формы мысли, в которых содержится описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в действительности. Например, в высказывании «Петров – студент» описывается определенная ситуация для человека по фамилии Петров и утверждается ее наличие в действительности. А в высказывании «Неверно, что Петров – студент» наличие той же самой ситуации в действительности отрицается.

Мы видим, что в суждениях устанавливается связь между двумя понятиями: понятием-субъектом суждения и понятием-предикатом суждения. Если суждение можно представить как элементарную «клеточку» рассуждения, то понятие (как отмечалось ранее) есть форма фиксации знаний о предметах мысли, это тот «атом», из множества которых строятся «клетки» – суждения. За это свойство быть простейшим, далее не делимым носителем информации понятие называют единицей мышления, основой мышления, а наше мышление – понятийным.

В понятии закрепляются мысли об отдельных вещах, или предметах мысли. Отличие предметов мысли от вещей реального мира состоит в том, что первых гораздо больше, чем последних, потому что предметом мысли может быть что угодно, а не только вещь. Например, тысячеугольник, которого мы не найдем среди природных вещей, а также похолодание, рассвет, голубизна, величина, охрана государственной границы, тактика, порядок применения оружия часовым, следопытство и т.д. Мы с помощью мышления как бы надстраиваем и расширяем мир физических вещей, и мир, в котором мы живем, оказывается не только миром вещей, но и миром, созданным нашим мышлением.

В наших мыслях мир воспроизводится особым образом, по определенным правилам, которые выявила логика. Есть такие правила и для понятия. Логика исследует понятия как мысли особого вида, изучает способы образования понятий, оперирование с понятиями-мыслями и терминами-словами, выражающими мысли в языке.

Итак, исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятия. Понятия – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных