Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические разработки практических занятий




Семинарские занятия предусмотрены программой по всем узловым темам курса. Они должны обеспечить контроль усвоения учебного материала студентами, расширение и углубление знаний, полученных ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Повышение эффективности семинаров достигается посредством создания творческой обстановки, располагающей студентов к высказыванию собственных взглядов и суждений по обсуждаемым вопросам.

При проведении семинаров целесообразно практиковать выступления студентов с научными сообщениями, докладами, рефератами, проводить «круглые столы», диспуты, практикумы, обзоры литературы, оппонирование выступлений и т.д. В целях максимального охвата студентов различными формами контроля за усвоением учебного материала целесообразно также использовать на семинарах письменные работы и тестовые задания.

В заключительной части семинара преподаватель обязан подвести общие итоги занятия, довести до студентов оценки за их выступления, дать общую оценку подготовленности группы к занятию и рекомендации по совершенствованию подготовки к последующим семинарам. При выставлении оценки учитываются показанные студентом теоретические знания, а также понимание того, как эти знания могут быть использованы им в процессе будущей профессиональной деятельности.

Семинары – один из самых эффективных видов учебных заня­тий, на которых студенты учатся творчески работать, аргументи­ровать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво изла­гать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством.

Основное в подготовке и проведении семинаров – это само­стоятельная работа студентов над изучением темы семинара. Се­минарские занятия проводятся по специальным планам-заданиям, которые содержатся в учебных пособиях, учебно-методических материалах, либо доводятся до сведения студентов непосредственно преподавателем. Студент обязан точно знать план семинара либо кон­кретное задание к нему.

В плане-задании семинарского занятия содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполнению задания. Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии. План-задание дополняется списком рекомендуемой основной и дополни­тельной литературы.

Готовиться к семинару нужно заранее, а не накануне его про­ведения. Необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, со­держание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.

Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим кон­спектам лекции и соответствующему разделу учебника. После это­го можно приступить к изучению руководящей и другой специаль­ной литературы, нормативного материала. Изучение всех источни­ков должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составле­нии развернутых планов выступления по каждому вопросу семи­нара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к док­ладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к се­минарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каж­дому предмету.

Семинарское занятие открывается обычно вступительным сло­вом преподавателя (3-5 минут). Затем выступают с небольшими, 8-10 минутными докладами студенты. Докладчики (выступающие) назначаются преподавателем здесь же на занятии (как правило, из числа желающих). Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и др.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путём свободной устной речи.

Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсужде­ние докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию пре­подавателей, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам.

Подготовка ре­ферата является важной частью учебного процесса. Она предполагает достижение глубо­ких теоретических целей. Под­готовка реферата способствует углублению, систематизации и за­креплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять полученные знания для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с первоисточниками, периодической и научной литературой, включая статистические и другие источники.

Подготовка реферата является одной из первичных форм самостоятельного научного исследования студента. В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать индивидуальное понимание избранной темы.

Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме.

Выбрав тему, студент подбирает литературу, начиная с озна­комления с предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить, прежде всего, тем главам, параграфам книг или статей, которые непосредственно связаны с планом реферата.

При этом студенту следует обращать внимание на расхожде­ния и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (формы, метода группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений.

В работе по сбору, изучению и обработке материалов можно использовать вес источники: материалы социологических исследо­ваний, научно-практических конференций, решения органов власти.

При подготовке реферата может возникнуть необходимость исторического исследования. Найти опубликованные ранее и неопубликованные архивные документы помогут специальные спра­вочники и указатели опубликованных работ.

Особое внимание необходимо обращать на ведение выписок. Рекомендуется делать их в тетради, на отдельных листках или на карточках. Записи лучше вести с одной стороны, что позволит по­следовательно использовать их в ходе оформления работы. Соб­ранный материал необходимо систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом, который представляет собой пе­речень основных вопросов содержания реферата. Он может быть как простым, так и развернутым, когда каждый вопрос детализиру ется, расчленяется на составные части. Рабочий план раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его – это самый ответственный этап в подготовке реферата.

Обычный развернутый рабочий план представляет детальный перечень согласующихся между собой вопросов и подвопросов, а если необходимо, то еще пунктов и подпунктов к ним. Это «кар­кас» реферата, который затем наполняется соответствующим со­держанием.

Если при подборе материала студент вышел за пределы установленного объема, то необходимо применить правку и сокраще­ние. Для этого следует внимательно прочитать текст, чтобы уб­рать малозначащие фразы, излишне и недостаточно убедительные доказательства, некоторые обороты речи заменить более сжаты­ми. В то же время сокращения не должны искажать содержания работы.

Положительно сказывается в работе студентов и использова­ние различных словарей.

Нередко возникает необходимость подкрепить отдельные по­ложения в работе иллюстрациями, схемами, таблицами. Надо оп­ределить наиболее целесообразное их размещение или в тексте ре­ферата, или в качестве приложения.

Важным элементом в подготовке рефератов является состав­ление списка литературы, который готовится по следующей схеме:

· фамилия и инициалы автора (если авторов несколько, то
они перечисляются в том же порядке, в каком даны на титульном
листе);

· полное название произведения (сборника статей, докумен­тов) с прописной буквы без кавычек;

· номер издания (собрания) сочинений, место и год издания.

Главными вопросами методики написания рефератов являются следующие: последовательность работы над текстом; соблюдение определенных требований к оформлению, использование источни­ков и правильное оформление научно-справочного аппарата, лите­ратурное редактирование.

Реферат должен включать следующие основные части:

1) Титульный лист.

2) План реферата.

3) Основной текст (введение, основные вопросы, заключение).

4) Список использованной литературы.

5) Приложения.

Одним из важных элементов написания реферата является правильное оформление источников. Опыт показывает, что уровень некоторых рефератов снижается из-за того, что их авторы не умеют правильно пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Как правило, все важнейшие положения в реферате студентом излагаются своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. В связи с этим необходимо помнить основные требования оформления сносок. Они заключаются в следующем:

· цитата берется из первоисточника; текст ее переписывается абсолютно точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

· цитируемые слова заключаются в кавычки.

Автор цитируемых слов и произведений, из которых они взяты, может быть указан по окончанию цитаты в строку с нею и в скобках (или в подстрочных примечаниях-сносках).

Правила написания справочных сносок являются обязатель­ными при оформлении рефератов.

Написание реферата целесообразно начинать с «Введения». В нем обосновывается актуальность рассматриваемой темы, дается оценка качества и полноты собранного материала, использованных источников, формулируются цели и задачи работы. Примерный объем введения 2-3 страницы.

Описательная, то есть основная часть работы, должна изла­гаться последовательно, а все части в реферате должны быть орга­нически связаны между собой и подчинены раскрытию содержа­ния темы. Основная часть должна составлять примерно 80% всего объема работы. Вопросов, рассматриваемых в реферате, может быть 2 или 3, в зависимости от построения плана.

При изложении теоретических материалов, независимо от то­го, рассматриваются ли они отдельно или в ходе изложения темы, студент должен на основе глубокого изучения истории политиче­ских и правовых учений, постановлений государственных органов, других источников показать значение исходных теоретических и методических положений, сложившийся опыт, тенденции и нере­шенные проблемы.

Логическим завершением реферата является «Заключение». Это краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Следует помнить, что выводы, кото­рые сделаны в конце каждого вопроса в основной части, не долж­ны повторяться, смешиваться с выводами в «Заключении». Выводы и обобщения в «Заключении» должны синтезировать все ранее сделанное и являются наиболее общими. Примерный объем «За­ключения», как правило, не превышает 1-2 страниц.

Последовательность написания работы необходимо сочетать со сложившимися правилами ее оформления.

Работа должна быть – объемом 20 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом 14. Желатель­но выполнять работу на бумаге обычных потребительских форма­тов (например, А4) с полями. Подготовленный реферат лучше сшить по левому краю.

Реферат оценивается на основании следующих критериев:

«Отлично» – тема освещена в работе глубоко и всесторонне, обстоятельно проанализированы вопросы темы, сделаны необхо­димые выводы, работа оформлена по всем технико-орфографическим правилам. Студент связал рассмотренный мате­риал с практикой своей будущей профессиональной деятельности.

«Хорошо» – на основе изучения литературы студент пра­вильно определил и достаточно полно осветил узловые вопросы. Реферат оформлен в основном правильно, но имеются отдельные неточности в изложении вопросов и стилистические погрешности.

«Удовлетворительно» – студент в целом правильно оп­ределил узловые вопросы темы, но недостаточно полно раскрыл их содержание, имеются недостатки в оформлении работы.

«Неудовлетворительно» – студент не понял смысл и содержание темы реферата, не раскрыл содержание поставленных вопросов, допустил ряд грубых теоретических ошибок и нарушил основные требования к оформлению реферата.

Студенты заочного и вечернего отделений под руководством декана факультета и преподавателя должны составить индивидуальный план самостоятельной работы по курсу на семестр и строго выполнять его. При этом не следует оставлять проработку всего учебного материала на конец семестра, необходимо регулярно осваивать его (в течение недели не менее 1-2 тем) с последующим самоконтролем по тем вопросам, которые содержатся в данной программе, а также по вопросам, имеющимся в учебных пособиях.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

В ответах студентов должны быть проявлены самостоятель­ность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса, убежденность в излагаемых взглядах. Выступления студентов должны быть грамотными в литературном отношении и отражать их индивидуальность.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, замечает ли про­белы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по об­суждаемому вопросу.

Обсуждение заканчивается заключением руководителя семи­нара – преподавателя.

В случае пропуска семинарского занятия студент обязан подго­товить материал семинара и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Студент не допускается к зачету и экзамену, если у него есть задолженность по семинарским занятиям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных