Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА 1 страница




Ирина Евгеньевна Прохорова

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Конспект Митрошиной Александры

 

Сентября 2012

Нужно не только знать произведение, но и анализирвоать его. Надо знать теорию литературы, история (и не только русская), нужно иметь представление о неком историческом движении; культуру.

Сегодня принято называть литературный текст прецендентным — то есть текстом, к которому мы обращаемся, чтобы обыграть, представить новые свои идеи и информацию. Например, с прецендентными текстами круто работал замечательный питерский журналист Александр Невзоров (программа «600 секунд»). Тогда произошли известные события в Литве и Латвии, он совершенно правильно (как и Пушкин) и гениально вспомнил о стихотворении Пушкина «Тройникам (?) России». Когда наши танки СССР вошли в Вильнюс, Невзоров вспомнил о такой же ситуации в 30-31 годах, когда российские войска подавляли польское восстание. Он сумел с одной актуализировать пушкинское стихотворение (в нем говорится что Россия права в своем праве объединять все эти территории под своей эгидой, что не надо вмешиваться другим странам в русско-польские отношения, что Россия вполне вправе подавить любое национально-освободительное движение в своей империи). Это очень удачное использование прецендентного текста. «Пушкин — это наше все», сказано уже давно, но сказано очень точно.

Экзамен будет невозможно сдать, если не знать все произведения Пушкина, которые входят в программу

Короче, 4 священные коровы:

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герц.

Но на лекции ходить надо. Потому что надо знать не только содержание текста (учебник Красовского не годится — говорит Прохорова). Сайт: прохор-и-е, в поисковике забить. Есть другая Ирина Прохорова, сестра известного олигарха, это не та. Тезка.

Мы еще будем изчать Жуковского, Батюшкова (писатель натуральной школы), и много еще других авторов.

Есть еще одно новшество. Первая половина 19 века в принципе исчерпывается этими 4 именами. Нам надо присоединить еще две крупных фигуры мирового класса — Гончаров и Тургенев. Это тоже коровы. А в следующем семестре будет дикое количество романов.

Еще один момент. Точнее, еще одна корова-журналист. Публицист-критик Белинский. Белинский создал новую критику, это именно журналистская критика — использовал произведения как некий повод высказываться на политические, нравственные темы. Чисто эстетическая критика интересна очень узкому кругу читателя, а вот общественно-публицистическая критика популярнее. Длинноты были очень естественны и даже нужны в то время — журнал выходил раз в месяц, так что это было чтение на весь месяц. Очень многие идеи Белинского живы до сих пор. Даже то, что от некоторых идей открещиваются, говорит о том, что они еще живы и есть, и их имеют ввиду. Особая тема — отношения Белинского с Гоголем. Все это обсуждалось на телевидении и где только не обсуждалось.

 

Учебники.

Хороших учебников нет.

 

Юрий Михайлович Лотман. Книги указаны на сайте.

Немецкий сайт

 

начинать знакомство с писателем стоит с энциклопедии про русских писателей 1800-1917. Начали издавать в 1989 году, дошли пока до буквы С. Вышло 5 томов. Там есть основные Коровы. Нету Тургенева. Это краткая литературная биография. Вадим Эразмович Вацура — один из крупнейших пушкинистов, надо знать его имя, это он написал статью. Про Лермонтова написал статью Манн — тут сразу учебник как подспорье (только там акцент на поэтику, а нам это не нужно): Юрий Владимирович Манн «Эпоха романтизма».

 

И все-таки в КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ можно обратиться к учебникам:

Александр Николаевич Соколов «История русской литературы 19 века первая половина» 1976 год — последняя правка. Туда не входят Тургенев и Гончаров, конечно.

Методичка Прохоровой — про тенденции и тренды того времени. Культура, искусство. Прочитать внимательно. Ее можно проносить на экзамен!

 

Будут контрольные работы. Самая главная контрольная работы будет в начале-середине октября, она будет касаться предпушкинской эпохи в литературе и пушкинского творчества. Вторая — Лермонтов, третья — Гоголь, четвертая — Герцен, Гоголь, Гончаров.

Герцен написал большие тексты!! И он плохо запоминается. Герцен писал круто — он умел дать литературные пртреты современников — Белинского, Чаадаева и так далее. Выписывать характеристики.

 

 

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Первая половина 19 века — эпоха двух императоров: Александра 1 и Николая 1. В 1801 году, на заре нового века, на престол вступил Александр Павлович — Первый, который позднее, после войны 12 года, получит имя Благословленного за эту победу. Причем это звание ему было присвоено искренним порывов всех сословий. Эта эпоха, как и сам Александр, была противоречивой. Начало ознаменовалось надеждой на перемены в России после достаточно тяжело воспринимавшегося всеми сословиями царствования Павла 1 (убит 11 марта 1801 — не без участия самого Александра Павловича), грех отцеубийства обсуждался в обществе и литературе. «Царь Эдип» (трагедия Озерова) — намек на эти события. Официально это не было подано как убийство, объявлена была смерть от болезни. Пушкин описал это в оде «Вольность». Во второй половине своего царствования Александр не реагировал на оппозиционные движения и общество, названное позднее декабристами. Он мало кого арестовывал, по видимости, потмоу что сам был не без греха. Вступил на престол он при всеобщем ликовании. С ним связывали надежды, тем более, что он обещал, что при нем все будет как при бабке Екатерине II, при которой империя торжествовала и территория расширялась (хоть тогда и было пугачевское восстание). Но Екатерина воспринималась как символ величия России и золотого века дворянства. Так что Александра 1 поддерживало дворянства. По воле бабки Александр воспитан Лагарпом, швейцарским республиканцем, и либеральные идеи ему были не чужды. Он хотел решить две глобальные проблемы России: первая - крепостное право, проблема, которая не только с гуманистической позиции неприемлема, но еще и экономически невыгодная и неэффективная,крепостное право мешало экономическому развитию — в Европе такого не было, Россия могла потерять свой экономический статус. Вторая проблема — абсолютизм, многие, например Пушкин, воспринимали ее как вообще самую главную. Абсолютизм — недопущение никаких сословий к обсуждению поитических решений в стране. Отсутствие какой-либо представительской системы во многом мешало воспринимать Россию как процветающее государство и тормозило развитие. Либеральные идеи — идея закона, который превыше всего, нормальный суд и все такое. Александра приходит к идее правового государства — поставить закон превыше всего. С одной стороны, объявлял что как у бабки все будет, а с другой стороны — сразу же конституцию объявил. Идея конституционной монархии овладевает умом Александра первого и его ближайших сподвижников — негласного Комитета. До 12 года все его правления проходит под эгидой ввести Конституцию, закон. Естественно, в России были противники такой идеи, и оппозиция была довольно сильна. Довольно широко использовалась литературы для пропоганды.

Поэты-Радищевцы (Радищев дожил до этих времен, но умер темной смертью, разочаровавшись в переменах — преемники остались) — Иван Книн, например. Это поэты и писатели, либерально настроены — в 1801 «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» - ВОЛСНХ. Первое десятилетие 19 века — это серьезная литературная сила. ВОЛСНХ — первое литературное общество как официальная организация, а не как дружеский круг. Некий праобраз Союза Писателей. Объединялись причем сразу любители искусства, науки и художеств, после такого не было. Первую скрипку играли литераторы. Иван Мартынович Горн (торн? Ворн?) — первый председатель. Либеральные идеи, поддерживали традиции высокой, гражданственно-настроенной литературы.

Потом были Карамзинисты, Шишковисты — по именам предводителей. Это важно не только в литературном плане, но и в общественном. В начале 19 века внимание к проблемам языка было обострено, потому что многие стали понимать, что именно язык определяет нацию. Консервировать ли язык, который зиждется именно на традиции, или дать русскому языку свободное развитие с восприятием большого количества иностранных слов? А ведь за словами идут и понятия. Это очень важный идеологический вопрос. Реформа Карамзина — связана с реформированием сознания, а не только языка. Карамзин выступает как новатор, который стремится к обновлению языка и мышления россиян, с другой стороны ему противостоит адмирл Шишков, участвовавший не в морских, а литературных боях. Шишков был за консервацию русского языка на основе церковно-славянского. Противостояние Карамзинистов и Шишковистов добавляло определенные краски, причем на Карамзина и карамзинистов были доносы, обвинявшие их в противостоянии Богу (в церковь не ходили, книги читали и писали только светские). Если иметь ввиду, что церковь была официальной части государства, такого рода доносы, обвиняющие в неверии, было равносильно обвинению в государственном преступлении, и они были очень чреваты. Но Карамзин сумел отстоять свою позицию. В 1803 году он стал государственным историографом и перестал быть литератором, вышел из всех литературных и общественных споров. До этого был активным — писал в своих журналах и все такое. Но сторонники его боролись на его идеи и после него.

Борьба была также бортбой за умы современников. Карамзинистов часто называют либералов, хотя сам Карамзин был консервативен в политическом плане. Но либерализмом их идеи отдавались. Карамзинисты и их борьбы породили Пушкина. Лицеист-Пушкин очень много внимания уделял той борьбе и высказвался в пользу Карамзина — есть например эпиграмма про него. «Шишков, Шехматов, Шеховской» - это все шишковисты-писатели, Пушкин над этим посмеялся. Но Пушкин учитывал и опыт шишковистов, и он сказался в его очень внимательном отношении к высоким жанром, которые не культивировалик арамзинисты, работавшие в жанре послания, элегии, но не оды и гражданские гимны. А Пушкин, вспомните, после выпуска из лицея, пишет оду вольность. А жанр оды проповедовали Шишковисты. То есть Пушкин впитывает лучшее не только от Карамзинистов, но и от противников. В этом его величие и его гений.

 

Этот период начала 19 века — расплывчатый. Некоторые считают весь период до 25 года, но это несправедливо, Прохорова имеет ввиду период до 12 года. В 12 году все литераторы проходят очень серьезное испыание и объединяются на время. В России очень явственно проявляется идея того, что когда опасность грозит отечеству, все идеологические, прлитические враги объединяются чтобы защищать родину. Так и произошло в 12 году. Три поколения писателей объединяются во время той войны. Продолжается творчество Державина (умрет в 1816 году) — париарха русской поэзии дл тогдашних людей, глава писателей, которые поддерживали шишковистов. Именно в его доме проходили собрания гигковистов. Державин — одно поколение. Другое поколение — поколение Жуковского (родился в 1783 году). В 1806 году он становится первым писателем России. Он, Батюшков и так далее — среднее поколение. Младшее поколение — лицеисты, поколение Пушкина.

 

После войны 12 года идейное литературное противостояние еще больше обостряется. После того, как Россия провела победоносную вону с Наполеоном, когда Александр 1 на белом коне въехал в париж, где подписана капитуляция, эйфория всеобщего патриотического подъема привела, с одной стороны, торжеству идей монархизма, но ненадолго — среди офицеров-победителей Наполеона стали возникать сомнения: почему Россия — победительница, а народ в ней живет хуже чем в Европе? Идея этой несправедливости стала занимать умы того времени. Тогда усиливались идеи либерализма и расцветают тайные общества. 1816-1825 годы — период развития обществ. В них не было много участников, но они были чрезвычайно активны, и вообще были личностями и интеллектуалами. Декабристы понимали, что литература и слово — это оружие, которое даже чем важнее, чем обычное оружие.

 

Сентября 2012

Период начала 19 века связан с первыми профессиональными литературными сообществами. Это не столь малозначительный факт, потому что это свидетельствует о некотором движении в сторону профессионализации литературного труда. Это новое явление в мире литературы и журналистики, каждое профессиональное литературное общество стремится издавать произведения участников, а кроме книжного формата есть журнальный. Таким образом, ВОЛСХ, конечно же, известно и своими литературными журналами.

В 1816 году в одном из этих сообществ председатель стал некто Измайлов — писатель 2 ряда, фамилию надо запомнить. Но это своеобразная и важная фигура, он с одной стороны председатель общества ВОЛСХ, тогда называвшееся Михайловским (заседания были в михайловском дворце в Петербурге). Тогда была война шишковистами, поклонниками старого слога, и карамзинистами, 1816 год — год «страшной войны на Парнасе».

Главная работа Шишкова, ее надо знать - «Рассуждение о старом и новом слоге русского языка», в ней остались антикарамзинские идеи нереформирования языка, в связи с некоторой изоляцией от западным идей. Шишковистов можно назвать «изоляционистами», а Карамзин, напротив, выступал за обогащение русского языка и русской ментальности новыми понятиями и словами. Например, «актер», «мораль», «эволюция», «прогресс» - не было раньше таких слов до 19 века.

В 1811 году изоляционисты объединяются в «Беседы любителей русского слова» под руководством Шишкова — как раз перед войной. Началась война, все силы объединились перед врагом, Россия при угрозе извне объединилась, и было не до борьбы. И только в 15 году карамзинисты дали достойный в организационном плане ответ — сообщество «Арзамас», в 1817 году членом этого общества становится Пушкин. Вскоре общество распадается, слишком различные силы в нем объединились, кроме того, члены общества собирались использовать литературу в качестве средства пропаганды антикрепостнических и либералистских идей. Три имени литераторов-пропагандистов: Николай Иванович Тургенев (очень известен тем, что он был автором замечательных политических и экономических работ, интерес к экономике был редок в дворянстве.Не имеет отношения к Ивану Сергеевичу Тургеневу и его семье! Александр Иванович Тургенев — помог поступить Пушкину в лицей, и еще он сопровождал гроб Пушкина после смерти — единственный), Михаил Федорович Орлов (сопровождал Александра в 14 году во время сдачи Парижа), Никита Михайлович Муравьев (известный как один из авторов проектов конституции, который предлагали декабристы).

Декабристы, вступившие в Арзамас, стали склонять остальных в активной пропагандистской деятельности, что остальным не особо нравилось, особенно Жуковскому, который был одним из важнейших лиц в обществе. Большинство членов, к тому же, были дипломатами и разъехались по разным местам, не могли присутствовать на собраниях в Петербурге.

В Арзамасе была особая культура поведения — игровая. Неофициальное сборище, атмосфера была эмпатическая, они даже использовали красные колпаки. В красных колпаках заседали деятели французской революции — Робеспьер и его соратники, это якобинский знак. Это очень важно. С одной стороны, это была игра, эпатаж, а с другой стороны, это признание, но не в том, что они якобинцы, а что они сочувствуют неким реформаторским устремлением во всех сферах, не только в литературной.

В 1818 году Карамзин начал издавать «Историю государства российского», все считали это очень значимым трудом — глобальная история, очень профессионально сделанная, хоть и литературно. Карамзинисты продолжали свою борьбу до 17 года.

Измайлов, который приводит к руководству ВОЛСНХ в 1816 году, приходит в момент разгара борьбы между «Беседой» и «Арзамасов». Измайлов — не тот, ни тот, не поддерживает однозначно никого, и ВОЛНСХ становится третьей стороной, неким обществом, куда входили многие арзамасцы и беседчики, но они старались там умерять свои полемические аппетиты, некое возвышение над схваткой — это тоже вариант позиции. Измайлов был таким человеком над схваткой. Его вклад в литературу был интересен, он обращается к двум жанрам в основном, которые станут очень значимыми как раз в середине 20-х годов, он как бы подготавливает почву для расцвета басни (пишет интересные басни, во многом предвещающие и помогающие торжеству Крылова, хотя в художественности с ним он спорить не мог — но почву подготовил), роман — а вторая половина а то и две трети 19 века проходят под знаком романа, хоть и есть всякие стихи, повести и рассказа. Но роман был жанром номер один. Невозможно представить мировую значимость русскую литратуру без русского романа.

В 1823 году Пушкин начинает писать «Евгения Онегина», в 1825 выходит первая глава. Первое произведение, признанное на мировом уровне. Пушкин не на пустом месте начинает свою деятельность, и как раз Александр Ефимович Измайлов, автор романа «Евгений или пагубные следствия дурного воспитания», стал его предтечей. Лотман отмечает, что Пушкин неслучайно называет своего героя Евгений. 1799 год — начал выходить роман Измайлова и в тот же год родился Пушкин. Но неизвестно, специально ли.

Что касается басни и романа, важно помнить о тех начинаниях, которые ознаменовали первые десятилетия 19 века. Мы в характеристике периода дошли до 1812 года. В 15 году возобновляется борьба между карамзинимстами и шишковистами. Тут надо иметь ввиду влияние интеллигенции на движение литературного процесса.

Поражение декабристов 14 декабря 1825 года и последующие казни становяся переломным во многом моментом в истории России и литературы в частности. Письмо Петра Андреевича Вяземского примечательно, он в начале 26 года писал Жуковскому, что былого, того, что было до казни (12 июля 26 года), уже не вернуть. Мы уже не те, потому что у каждого из нас есть близкие люди, пострадавшие во время этих событий. Во время тех писем он говорит, что те, кто вырос в александровскую эпоху, во время надежд (Александр обещал и золотой век екатерины, и либеральные реформы), потеряли после 25 года ощущение общественного подъема и приобрели оущщение политических сумерек. Конечно, александровская эпоха была не столь однозначна в своих настроениях и надеждах. У Александра был негласный комитет — 4 близких ему человека, он взошел на царствие молодым человеком 20 лет, это было ответственным положением, и нужна была помощь. Не справившись, этот комитет уходит в тень к 1807 году. Тильзитский мир — позор Алексанлра, серьезные уступки Наполеону, все его критикуют, в том числе и в том, что он выдвигает на первый план Сперанского. Фигура эта по тому значению, которое он имел во время правления Александра 8-12 года — фигура номер один. Толстой в романе «война и мир», хоть и негативно о нем отозвался, это признал.

Роль Сперанского — важный момент связан с тем, что он пытался провести достаточнос ерьезные политические реформы, которые ели бы были реализованы до конца, то может быть и не было бы тех трагических потрясений 25 года. Он пытался мирным путем постепенных реформ сверху привести российское законодательство в соответствии с современными требованиями европейского развития. И, конечно, получил достаточно серьезное сопротивление со стороны правых сил России, а также помещичества и доврянства, которые не хотели расставаться со своими привилегиями. Его обвинили, что он пособник Наполеона. Он был сослан в Сибирь за государственную измену, лишен всех званий. Об этом стоит почитать в книге: Зорин Андрей Владимирович «Кормя двухглавого орла».

В 1812 году на смену Сперанскому, который был государственным секретарем (фигура номер 2 после императора), на пост государственного секретаря претендовало несколько человек, среди них был Карамзин, который параллельно с работой над историческим трудом «записки о древней и новой россии» - это политический манифест, а не художественный, где он очень строго судил Сперанского, критически высказался против Петра и его реформ, то есть это был манифест с консервативной идеологией. При дворе тогда шла серьезная борьба за влияние на Александра 1, и очень большую роль играла его сестра, которая жила в Твери — Тверская царица. Именно для нее Карамзин и написал то письмо. Александр мгновенно отреагировал, многое учел, но секретарем Карамзин не стал. Стал им адмирал Шишков. И это было очень кстати, Россия закономерно двигалась к войне 12 года, все эти события происходили накануне вторжения Наполеона, и как раз генерал Шишков с его стилем, архаической лексикой, умением языком древних летописцев, сумел писать такие манифесты, которые действительно поднимали дух нации. Карамзин бы так писать не мог — это не его манера. И даже сторонники Карамзина признали, что выбор Александра в сторону Шишкова был оправдан. И как спич-райтер Шишков оказался на своем месте. Именно Шишкову приписывают продвижение Кутузова в сторону главнокомандующего после Смоленска.

С декабристским восстанием связано много литературы. Три имени надо выделить, и с их произведениями познакомиться:

Крупнейший поэт-декабрист, руководитель северного общества, республиканец Кондратий Федорович Рылей. Очень талантливый человек, особенно в жанре романтической поэмы, в этом смысле он даже был соперником Пушкина в середине 20-х годов. Поэма «Войноровский» была высоко оценена даже Пушкиным (Полтава — полемика Пушкина), оба писателя описывали русско-украинское восстание времен Петра. Это не стихотворение, это поэма. Вильгельм Карлович Кюхельбекер — его любил Пушкин, с ним учился. Ему посвящен роман Тынянова «Кюхля». Федор Николаевич Глинка.

К псиателям-декабристам примыкали многие — это была периферия декабристского движения, они не входили ни в одно общество, не выходили на Сенатскую площадь, но поддерживали, как, напрмиер, Пушкин. Отразил идеи в «Оде Вольность», «К Чаадаеву». Еще это Грибоедов (написал «Горе от ума» - надо знать, потмоу что Прохорова называет это произведение гениальным).

 

Второй большой период в развитии русской литературы — вторая четверть 19 века. Это период царствования Николая 1 (годы царствования — 1826-1855). Он с Александром были братьями, и после смерти престол должен был перейти к младшему брату Николая — Константину, но перешел к Николаю. Поэтому и декабристы восстали, хоть и не планировали, но пришлось, в связи с заварушкой в царском доме, когда в связи со смертью Александра, надо было решить, кто будет царем, все начали присягать Константину, не зная, что тот уже отрекся от престола, хотя женитсья на женщине не царских кровей. А так как он был в Польше, пока туда-сюда гонцы, произошла заминка, междуцарствие — когда Александр уже умер, а править некому. Николай взошел на престол, хоть его никога и не готовила к царствию, и это была большая проблема для России. Александра готовили, он получал соответствующее образование, а Николая готовили к военной службе, и царствие его было похоже на упражнение военного человека. Его сына воспитыва Жуковский, и он отменил крепостное право.

Царствование Александра называли «зеленым» - цвет надежды, хоть и были разочарования уходом комитета и сперанского, а Николай приходит в декабре (неслучайно — командовал подавлением восстания) - «зимнее», «голубое» царствование. Николай был очень красив, у него были голубые глаза, и они очень точно ассоциировались с олодным Петербурским небом и голубыми мундирами, которые начинали шествование по России — третье отделение канцелярии, политический сыск. Начинается тяжелое политическое репрессирование всякого своемыслия, то, чего не дозволял Александр. «Зимой пахнУло на Россию» - псиал Тютчев о приходе Николая 1. Апатия, потерянное поколение, поколение Лермонтова, формирующееся в пост-декабристский период. Лермонтов, родившийся в 1814 году, в подростковом возрасте видел все события связанные с декабристами, он становится голосом потерянного поколения и выражает всю эту апатию. А Пушкин формировался в период надежды, «зеленого» царствования. Лермонтов был пессимистом.

Но нельзя ограничиваться характеристикой периода как периода апатии и деградации — это полная неправда. Действительно, был некий общественный спад, политические репрессии выбили силы из оппозиции, но мысль российская не умирает. Мыслящие россияне обращаются теперь не столько к политическим проблемам, сколько к философским. Период 30х годов — это своего рода философский ренессанс в России. Ренессанс — это возрождение, но надо понимать, что должно было быть нечто, что можно было возражать, а русская философская мыль была в крайне зачаточном состоянии, так что это не возрождение, а зарождение и начало расцвета русской философии. Мирового значения философские мысли России достигают к концу 19 века. Все значимые имена — КирЕевский, Хомяков, Самарин принадлежат к поколению Лермонтова. Не зря в поэзии Лермонтова распространена философская тема. У него творчество более сконцентрировано на философской тематике, чем у Пушкина. Это политическая апатия, безвременье, безотрадность, но с другой стороны — новые серьезнейшие философские интересы. 30-е годы, николаевский период, отмечены еще и рождением так называемой массовой литературы.

Булгариным в 25 году была образована газета «Северная пчела». Там издавался какой-то роман какого-то романа, ставшего бестселлером — был популярнее Пушкина и Лермонтова. Но с другой стороны он не смог достичь их литературных высот. Первым, кто вступает с ним в соревнование был Гоголь — он объединяет в себе массовое и элитарное искусство. Пушкин все-таки — автор для духовной элиты, для развитых людей. А Гоголь неслучайно так восторгался тем, что мог быть писателем для черни и для таких строгих критиков, как Пушкин и Жуковский, которые его очень любили. Гоголь был достойным ответом Булгарину, и очень серьезным развитием высокой русской литературы.

Еще во время правления Николая рождается натуральная школа литература — через нее прошли писатели следующего после Герцена (тоже принадлежал натуральной школе) поколения — Достоевский, Толстой, Тургенев (Записки охотника), Некрасов, Гончаров. Это условно «питомцы натуральной школы».

 

Сентября 2012

Одним из ведущих жанров была басня. Конечно, это не новый для русской литературы жанр, например, был Сумароков. В 18 веке это был востребованный жанр, да и раньше — например, первый баснописец древней Греции Эзоп. Басни несли в себе некий оппозиционный взгляд и возможность его высказать благодаря иносказанию, благодаря тому, что истина «впол открыта», как говорил Крылов в одном из басен. Язык басен считают «рабским языком» (Эзоп по преданию был рабом), только так рабы могут высказать свою позицию. Иной взгляд в своей статье «Басни и басня господина Крылова» высказал Жуковский, говорил, басня — не только язык рабов, вынужденного (!) иносказания, но это еще и иносказания, связанного с вымыслом, творческим преображением действительности, изображением не фотографического, не в прямом виде, а через некие метафоры, сопоставления, ассоциации. Конечно, здесь большую роль играет зооморфная система образов — обращение к миру животных, которые выступают как носители определенных человеческих качеств. Это эстетическая прежде всего задача, а не просто вынужденное положением раба иносказание.

Тут сливаются две линии, и басня становится очень востребованной, причем больше всего в начале 19 века, благодаря соревнованию двух замечательных баснописцев — ближайшего друга Карамзина, Ивана Ивановича Дмитриева, реформировавшего язык, привнесшего более разнообразную лексику и более легкий синтаксис, он начинает новый тип басни — сентиментальный тип, с очень активной моралистической позицией (это конец 18 — начало 19 века) и Ивана Андреевича Крылова. Крылов тогда был востребованным псиателем и работал в сатирическом жанре - «Почта Духов», «Каир». Басней он начинается в самом конце 18 века, он их не распространял. Как баснописец он приобретает известность в начале 19 века. В то же время он перестает обращатьсяк другим жанрам, и 19 век в его творчестве проходит под знаком исключительно басни. Он немного переживет Пушкина. Это пистель двух веков — и 18, и 19, он своеобразно соединяет оба века, и в каждом из них работает в новом жанре.

Басня Крылова отличается прежде всего тем, что он идет в ином направлении, чем Дмитриев. Он вносит новые тенденции в развитие басни и считается великим баснописцем мирового класса, и первым баснописцем России. Ни до него нет таких фигур, ни после. Пушкин, который попробовал себя практически во всех жанрах, превзошел предшественников во всех жанрах, кроме басни, он не стал вступать в литературную борьбу с Крыловым. Это знак того, что Крылова превзойти было чрезвычайно сложно. Чтобы понять соотношение русской и мировой литературы (а нам есть чем гордиться), надо иметь ввиду статью Жуковского, где он очень справедливо противопоставляет творчество Крылова с его предшественниками — Эзопом, Федром, Лафантеном. А у Крылова очень большой процент «переводных басен», он берет сюжеты из классики, например, от Лафантена, который, в свою очередь брал их у Эзопа. Речь идет не о плагиате, а о том, как сюжет разработан. Есть много перекличек русской и мировой классики. Эпигон — это механическое повторение, обладает негативной коннотацией. Влияние, использование текстов-предшественников — это не негативный момент, а необходимая часть литературного процесса.

У Крылова можно выделить две новаторские линии. Прежде всего, его басни — установка прежде всего на мораль, а не на изображение, не на дидактику, а на изобразительно-выразительные реалии. В этом отношении прав был Белинский в статье «Иван Андреевич Крылов», вышедшая в 44 году как некролог Крылову. Статья дает достаточно точный ис ерьезный анализ творчества Крылову. Виссарион Григорьевич Белинский в 44 году и Жуковский в 1808 году (статья связана с выходом первого сборника басен Крылова — что-то вроде рецензии, классическая статья «О Басне и басни господина Крылова») оба обращаются к творчеству Крылова. Статья Жуковского полемична, и говорит о том, что Дмитриев превзошел Крылова во многом, из-за своей про-карамзинистской позиции. Но он не мог отдать должное творчеству Крылова: развитому изобразительному ряду. Все персонажи ярки, выпукли, их называют сценками — это мини-драматургия, Крылова можно считать предшественником развития русской драматургии. Басни пластичны и изобразительны в плане изобразительного ряда, и в этом есть некая тенденция к реализму. В классицизме установка была на дидактику, а в реализме — на изображение. Вообще движение от классицизма к реализму ознаменовало начало 19 века.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных