Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА 3 страница




Особое внимание обратим на стихотворение «Вечер» (1806 год), оно показывает, какие новые тенденции существуют в русской поэзии. Это первая оригинальная элегия Жуковская. А кладбИще — это перевод Грея. Дело в том, что здесь проявляется очень характерный для романтизма психологизм. Именно с Жуковским в русскую поэзию входит серьезный психологизм, это заметил еще в свое время критиком Владимир Соловьев (сын Сергея Соловьева — знаменитого историка), его оценка селького кладбИща была: «так появляется истинно человеческая поэзия в России», то есть именно внимание к человеку с его особым внутренним миром, к психологии человека, к душе человека. Здесь присутствует лирический биографизм, существует некое отражение реальной жизни Жуковского. Это его главное открытие в этом произведении — личностное начало, личная рефлексия. Эта рефлексия посвящена характерной для элегии теме потери друзей. Это была не просто поза, Жуковский в то время потерял Андрея Тургенева (не Ивана!), это повлияло на его мироощущение, это реальность, парвда. Эти переживания он осмысливает поэтически, подвергает поэтической рефлексии в данном стихотворении. Надо обратить внимание на особенности описания пейзажа: мастерски описывает пейзаж (это его особенность — пейзажи ему удавались), и надо обратить внмание на мелодичность. Такой мелодичности не было ни у кого до него, это очень ценил Пушкин, который говорит о «пленительной сладости стихов» Жуковского.

Второй важный момент — психологический романтизм, очень важная деталь, внимательное отношение к психологии человека. Надо уделить внимание классическим стихотворениям жуковского «Теон и Эсхил», внимание к их психологии. Здесь скрываются некие психологические типы под античными именами. Очень внимательно исследует и представляет читателю разные психологические мотивы поведения, и психологизм перетекает в философскую мысль. Он философски представляет нам два типа поведения: первый — Теон, с его стоицизмом, с таким стремлением сдержанно относитсья ко всем невзгодам, веря в лучшее «там», мы снова встречаемся противопоставление двух миров, двоемирие. Теон говорит о том, что он надеется на встречу со своей возлюбленной там, и это спасает его отразочарования в жизни. Очень важный философский поворот в разработке темы потери близких. Второй герой — Эсхин, он предстает как Эпикуреец, желающий наслаждатсья жизнью, тратить жизнь на удовольствия. И он приходит к гораздо большему разочарованию, чем Теон. Домосед Теон оказывается проникнутым светлым чувством и надеждой на будущую встречу со своей возлюбленной, а Эсхин в этой жизни потерял все, потратил время на наслаждения, но в итоге неудовлетворен жизнью больше Теона. Это стихотворение 1814 года, когда Жуковский был главой романтиков, и стихотворение с совершенно программным значением, так определил Белинский.

Лирика Жуковского будет очень востребованной в связи с тем, что он очень серьезно разрабатывает философско-эстетические проблемы в своей поэзии. Не просто философия жизни — а философия искусства в поэтической форме. Тут мы можем выделить целый цикл произведений Жуковской. Стихотворение «Невыразимое» (1819) - одно из размышлений о сущности искусства, назначении творчества. После него последовала целая серия стихотворения. Например, «Ла(у)лла Рук» (1821 - по одноименной поэме Томаса Мура). В таких стихах он обосновывает свое понимание искусства. Главная цель — стремление одухотворения жизни через поэзию. Для Жуковского жизнь и поэзия — едино, но для него поэзия вовсе не везде, где жизнь, а у Пушкина — где жизнь, там и поэзия. Жуковский описывает те стороны жизни, которые он сближает с поэзией, которые он может поэтически поднять до высот духовности. Он не будет описывать серенькие тучи и падающий жеревенский забор6 как сделал Пушкин в «евгении онегине». В «Лалле Рук» он создает образ гения чистой красоты. А Пушкину стоило бы поставить кавычки вокруг этого выражения. Знание о истоках этого образа помогает понять, что Пушкин, который знал о тексте жуковского, акцентировал внимание не на красоте своей героини (Леоноре Керн), а на музе — он признает этот прекрасный женский образ своей музой, а вовсе не описывает ее прелести. Гений чистой красоты у Жуковского — это то самое вдохновение, которое должно слетать с неба к поэту и вдохновлять его на творчество.

«Невыразимое» написано в 19 году, но опубликовано только в 27. Оно выступает как манифест романтического подхода к искусству, когда поэзия призвана запечатлевать красоту бытия и ее тайны, но признается при этом, что отнюдь не все доступно земному языку. Жуковский признает, что есть миры и таинства, которые недоступны языку, которые лишь сердце знаний (вот такое противопоставление). Это первая очень четкая декларация того, что есть недоступные миры, на русском языке, немцы уже писали об этом. Это публикуетс только в 27 году, когда романтизм чуть ли не в кризисе, а воспринимается, как очень свежая мысль. И во многом отклик на это стихотворение — стихотворение Тютчева «Silentium» (силентиум).

Жуковский — знаменитый лирик, выразил себя не только в элегии, но и в жанре баллады. Батюшком, его близкий приятель, говорил о Жуковском как о балладнике. В мировой литературе баллада известна с очень давних времен — есть фольклорные баллады, есть английская и французская баллада, для нас важно, что для России баллады появились благодаря Карамзину. Сентиментализм и интерес к балладе закономерен. Но в творчестве Карамзина баллада не получила развития и не стала востребованным жанром, в том числе и у читателей. И только Жуковский, обратившийся к балладе в 1808 году (как раз набирал силу как поэт), выпускает первую свою балладу «Людмила» - это вольный, но довольно явственный перевод Бюргера, баллада которого называлась «Ленора». Жуковский меняет имя героини с типично немецкого на русское, меняет место действия, историческую подоплеку, привязывает к российской истории, но общий трагический колорит, характерный для немецких баллад, он сохраняет — гибель героини после гибели возлюбленного, причем как наказание за ее разочарование и неверие. Вторая баллада, которая приносит ему славу - «Светлана». Там уже другой акцент, другое настроение, переосмыслен сюжет (хотя первоначальный источник тот же - «Ленора»), но Светлана, в отличие от Людмилы, остается верна главным христианским принципам — вере, надежде, любви. Жуковский подчеркивает, что в отличие от Людмилы, которая ропщет на бога, что лишила ее возлюбленного, Светлана сохраняет веру. Сцена, когда она попадает в загробный мир, куда ее увозит жених, и входит в некий дом, и видит могилу, но она начинает молитсья и появляется белый голубок. Это, конечно, романтический образ (символика характерна для романтизма), этот белый голубок — знак самого творца. Этот голубок помогает ей противостоять смерти, и она побеждает. Заканчивается все свадьбой. В конце этой баллады Жуковский, нарушая западноевропейскую традицию, сам выходит на сцену и произносит некие важные, подытоживающие произведения, слова, как авторский комментарий: вера в благое начало, торжество добра. Эта мысль помогала ему всю жизнь. Неслучайно в последние годы жизни, ведя переписку со своим приятелем Петром Андреевичем Вяземским, Жуковский часто использовал свое имя в Арзамасе — Светлана. Неслучайно выбрали это имя — действительно, в нем очень четко проявляется светлое начало, которое торжествует в душе поэта и в самой его поэзии.

Он дожил творческой жизнью до 52 года, продолжал писать, хоть это и не было главным делом его жизни. Поздние стихотворения тоже значимы, как и переводы из Гомера.

 

Другой герой периода — Константин Батюшков.

Батюшков прожил очень сложную и более трагическую жизнь, это связано с болезнью, которая настигла его в 20-е годы, он стал душевнобольным. В поздних произведениях слышны интонации современной поэзии, метаметафоризм, загадочные конструкции и смыслы.

Батюшков начинает как поэт радости, как поэт, воспевающий эпикурейские ценности, правда с такой романтической подсветкой. Очень естественно, что его стали называть Русский ПарнИ (французский поэт), он действительно много взял от легкой французской поэзии. Характеризовал себя как «философа-ленивца». «Мои пенаты» - самое знаменитое стихотворение того периода, там он и называл себя таким названием. Про Жуковского там неправда (он не наперстник забавы), он был трудолюбивым и усидчивым, а не ленивцем, и не был врагом придворных уз, в 1815 году стал учителем жены Николая по русскому языку.

До 1812 года он воспевает гуманный эпикуризм. В 12 году обрывается эта линия эпикурейства, он чрезвыйчайно тяжело переживает нашествие французов, потому что сам был поклонником Франции — это тяжелое разочарование. Он ощущал некую обиду обмана, что они оказались вовсе не теми просвященными французами, в кого он верил. Трижды проехав через страдающую искореженную Москву, он пишет элегическое послание «к Дашкову», пишет, что видел «море зла», оно его потрясло. И в его поэзию проникают серьезные трагические ноты, вплоть ло нот, связанных с неким поиском и невозможностью найти веру. В конце концов приходит к христианству, но это приходит к нему тяжело. Для Жуковского приходи к религии не был поиском выхода из трагедии, для Батюшкова именно этот путь характерен. Все это отразила его лирика.

 

 

Сентября 2012

ПОЭЗИЯ РОМАНТИЗМА

Не все поэтические произведение — лирика, например, баллада — не лирика, баллада «Светлана» Жуковского — лиро-эпическое произведение.

Можно говорить о двух основных внутренних течениях в романтизме. Первое — элегический (философский) романтизм, главным представлением которого являлся прежде всего Василий Андреевич Жуковский, он зачинал этот тренд. С другой стороны его поддерживал Батюшков, это была выдающаяся пара. Вторая линия связана прежде всего с гражданскими настроениями. Главное философское настроение Жуковского связано кроме философии и крестьянства со стоицизмом. Стоицизм с его четкими установками на ценности высокого равнодушия (это выражение характерно для стоиков) проявился в программном виде в стихотворении Батюшкова «Мечта», в «Теон и Эсхин» Жуковского, провозглашает счастье в нах самих. Свобода от страстей, свобода от всего, что мешает крепости духа, что нас слишком приближает к земному и делает его раами — все это отрицается и появляется высокое равнодушие, счастье в нас самих. Но мироощущение той пары было не таким простым, они тоже были достаточно включены в литературно-общественную борьбу своего времени, и не так уж для них характерно запираться в башне из слоновой кости. Доказательство: в 1809 году появилось стихотворение Батюшкова «Видение на берегах леты», написанное в сатирическом духе, высмеивало архаистов прежде всего, эта история была включена в борьбу времени, связанную в борьбой. Оба поэта были карамзинисты и вступили в Арзамас. Но еще до арзамаса противостояние было сильным. Свое понимание борьбы Батюшком выразил в стихотворении. Но он не абсолютизирует правоту всех карамзинистов, и не низвергает огульно всех шишковистов. Прежде всего он выделяет среди тех, кто не должен погибнуть в Лете, самого Шишкова, «за грамаду его дел». Эта грамада дел, которой он отдавал должное, еще была не такой большой, всего 1809 год, еще и войны не было. Но уже за рассуждения о языке Батюшком готов признать в нем значимую фигуру в области языкознания. Другой писатель, который тоже принадлежал к шишковистам и тоже спасен, был Крылов. Чувство исторической справедливости, понимание реальных ценностей, очень характерно для Батюшкова. Гражданская позиция здесь не особо проявляется, но литературно-общественная страстность, а не отдаленность от страстей, как проповедовал стоицизм, тут отсутствует.

А гражданская страстность и патриотический подъем проявился в стихотворении «Певец восстания русских воинов», написанном в нехарактерном жанре. Там проповедуются ценности патриотизма и гражданского самосознания во время освободительного движения против французов. Стихотворение построено как перекличка слов письма и хора, это характерный для классицизма жанр хора, не элегия, а гимн. Соединение элегического и гимнического начала отделяет это стихотворение от всего остального творчества Жуковского. Поднимается кубок за героев древности от Дмитрия Донского и до сегодняшнего дня — характерный прием публицистики. Жуковский, пройдя школу классицизма, прежде всего романтик. Это романтическое начало, которое характеризуется индивидуально-человеческим, личностным, проявляется в нотах грусти, меланхолии, потерь русского народа во время войны. Это элегико-грустное начало (элегия всегда с грустилкой, это определяет вообще элегию) очень своеобразно включается в строй стихотворения. Жуковский и Батюшков записались добровольцами на войну. Позднейшие события, после войны — противостояние кого-то там отразилось в лирике романтиков гражданского направления. 1815-1825 годы, послевоенные десятилетия, очень богаты на романтические произведения, это расцвет романтизма в русской литературе, золотой век романтизма и начало золотого века русской литературы в целом. 19 век прошел под знаком прежде всего России. Союз поэтов-декабристов. Конечно, не все их них были однозначно признаны декабристами, если под этим понятием понимать причастность к декабристскому восстанию. Декабристами, так повелось, стали называть тех, кто так или иначе причастен к деятельности тайных обществ (16-25 годы), те, кто разделял в той или иной мере идеалы декабристов. Это достаточно большой круг людей, и не все участвовали в восстании. Участвовали из поэтов только Рылеев и Кюхельбекер, ну и Бесстужев.

Движение декабристов на литературу было велико. Пушкин явно выражал в ранней лирике идеалы декабристов, Грибоедов, ну и Федор Николаевич Глинка. Соединение декабристских идеалов, восторженности, патриотического и гражданского подъема было вполне созвучно общим идеалам романтизма. Романтизм как некое героическое начало проявляется в поэзии романтиков.

Союз благоденствия — второе тайное общество (после союза спасения), в 1818 году назвало необходимость вести пропогандистскую работу. Все они писали какую-то Зеленую книгу (зеленый — цвет надежды), призывали «излагать чувства высокие и к добру увлекающие». Чувства печали и разочарования поэтам-декабристам в начале их творчества были совершенно чужды. «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков» - написал кто-то в предисловии к «думам» Рылеева. Для них главное героика, это доминанта их творчества, причем очень жестким, утилитарным началом, установка на то, что поэзия должна быть полезна. Чтобы вести пропаганду, используют литературные общества, например, Арзамас. Еще они пытаются завести контакты и с другими обществами, например, «общество любителей русскогослова», председателем которого стал Глинка. То есть литературный кружок был органом, через который можно было влиять на умы. «Зеленая лампа» - литературное общество, в него входил Пушкин. Тоже зеленый цвет, перекличка не только с зеленой книгой, но и с зеленой лампой, висевшей в доме всЕволожского, в доме которого проходили собрания. Пушкин, Дельвиг превратили эти заседания еще и в «заседания остряков». Они называли друг друга лампистами. Они там веселились, но в этом веселье была некая оппозиционность скучному консерватизму.

Еще, конечно, скрещение с литературной масонской. Неизвестно, связаны ли декабристское и масонское движения, это большой вопрос. В России масонство зарекомендовало себя с двух сторон, в 18 веке масонское движение связано с новикОвым-просветителем. Еще оно связано с противостоянием крайнему вольтерианству, поиском религиозной истины. Так что масонство — это не обязательно что-то злобное и хитрое. В 19 веке масонство проходит сложный путь. Безусловно, масонство повлияло достаточно серьезно на углубление философско-религиозной тематике в русской литературе, на разработку таких тем, как любовь в природе, этические нормы, стремление к гармонии души и окружающего мира, это все масонская литература разрабатывала и в 18, и в 19 веках. И Карамзин, и НовикОв, и Пушкин были причастны к масонству, оно и наложило отпечаток на их поэтику и мироощущение.

Еще один аспект: почему происходит смешение масонского и декабристского. Конечно, декабристы использовали масонский опыт конспираторской работы тайных обществ. Принадлежность к масонам таилась опасность, в России в 19 веке масонские ложи были запрещены, сочувствие и причастность к масонству была оппозиционной.

Еще особенности поэзии декабристов — это то, что они романтики, но они романтики-славяне, как говорил Кюхельбекер в 1824 году о себе и своих единомышленниках. Тут неслучаен акцент на славянстве, романтики-европеисты — Жуковский, Батюшков, большинство арзамасовцев, а есть романтики-славяне, почему это так важно? И Кюхельбекер, и Рылеев, и Глинка исповедуют не в чистом виде романтические идеи, и карамзинистские идеи (Жуковский — ученик Карамзина). Карамзину противостоит Шишков со вниманием к древним российским книгам и церковнославянскому языку. Особая характерная программа национально-культурная была характерна и для декабристов. Пестель был идеологом этого движения, они все были пленниками очень серьезной национально-патриотической идеи. Патриотизм еще и подогрет 12 годом. Это идеализация древней России и прежде всего древнерусских республик Новгородской и Псковской, это обширная тема поэзии декабристов. Пестель говорил перенести столицу в Нижний Новгород или Москву. Даже не в Новгород. Дело было в том, что это середина России, русофильская идея о столице в коренных российских землях. Пестель, наподобии Шишкова, в своей программе отстаивает необходимоть не только использования коренных русских слов, а еще и создание новых слов. Даже слово пика его не устраивала, предлагал назвать ее тыкнёй. Это несколько извращенная национально-патриотическая идея. И все это отражается в поэзии декабристов.

Таким образом, гражданский романтизм объединяет в себе общую для всех романтиков устремленность к идеалу, возвышенность, эмоциональную приподнятость, абсолютное противопоставление мечты к действительности а с другой стороны укорененность в старорусском начале, любовь к старому русскому языку, и конечно же абсолютную акцентировку внимания на гражданских доблестях, не на личностном я, как у романтиков-европеистов, а концентрированность на героике.

Рылеев — яркий представитель этого движения. У него был очень короткий творческий путь. Очень ярко себя за него проявил и стал крупной величиной среди поэтов гражданского романтизма. Дебютирует он со «Стихотворением кременщику» в 1820 году, он входит даже позже Пушкина. Он был офицером, был в заграничном походе 14-15 годов. Он был не только поэтом, в отличие от Пушкина. Дебютирует он политической сатирой против Ракчеева (его называли кременщиков) — крупным вельможей, политического деятеля, которого он сравнивает с Персеем, деспотом и злодеем. Тут проявляется его понятие исторической справедливости, он предупреждает тирана о неизбежности его гибели, перечисляет три варианта, кто будет палачом тирана, среди других звучит имя народа. Декабристы признали роль народа, хоть и не хотели использовать народ в борьбе против крепостничества и аболютизма, были крайне далеко от народа, а Рылеев признает народ движущей силой истории. Стихотворение вызвало скандал, оно почему-то напечатано (по ошибке цензора), вызвало преследование, которое Аракеев попытался организовать. Тем не менее, Рылеев стал известным.

В 21-23 годах он пишет цикл «Дум», обращается к «Истории государства российского» Карамзина. Эта «история» делает безумный шум, и в 21 году Рылеев один из первых попытался использовать историческое исследование (хоть и весьма «поэтическое» по общему пафосу — Карамзина называли последним летописцем России) как основу для своих поэтических произведений. Он избирает жанр Думы, который был в основном известен только в Европе и польской литературе, практически все герои древнерусской истории проходят перед глазами читателей. Более 2- дум, и более 20 исторических сюжетов легло в основу.

Одну из дум выделил Пушкин, скептически оценив остальные. Он критиковал думы Рылеева за однообразие, шаблон: вначале преамбула историческая, прозой написанная, объясняющая ситуацию, о которой в думе пойдет речь, причем многие преамбулы написал Бесстужев. Следующая часть — дума, причем дума в финале имеет определенное заключительное слово-обращение к читателю, наподобие морали. Но не мораль. «Иван сусанин» в художественном плане избежало жесткого покроя дум. Оно построено в форме диалога, там нет морализаторского начала, очень ярко выступает Иван Сусанин. Рылеев, противник абсолютизма, республиканец, в «Иване Сусанине» воспевает человека, который спасает первого Романова от поляков. Может это показаться очень странным. Это был 1613 год — воцарение Романовых. Рылееву не важно, что это царь, важен патриотический подъем, доблесть. Ну и монарх выступает не как олицетворение монархии, а как олицетворение самостоятельности России.

Следующий важный этап — обращение к байроническому типу поэмы. Поэма «Войнаровский» - это племянник Мазепы, воспевается в поэме как символ свободолюбия, как предтеча декабристов. Рылеев вступает в соревнования с Пушкином, который одновременно с ним начинает разраюатывать байроническую поэму в южных поэмах. Поэму надо бы прочитать. Ее надо прочитать в сравнении с «Полтавой», она появилась в 25 году, прямо накануне восстания. Южные поэмы, которые байронически разрабатывал Пушкин — это другое, но «Войнаровский» соотносится именно с «Полтавой».

Надо подчеркнуть значимость посвящения к этой поэме в момент выхода ее в свет. Звучит характерное для Рылеева признание: в посвящении этой поэме Бесстужеву, другу и соратнику, пишет: «Я не поэт, я гражданин». Для Пушкина, и очень типичен его отклик об этом, это противопоставление невозможно, «Если ты не поэт, то лучше не писать стихами». В этом плане с ним согласен Дельвиг: «цель поэзии — поэзия, а не что-либо вне этого литературного ряда».

Следующий этап — поэма «Наливайка», она неокончена. Из-за восстания как раз. Типичен общий план этих отрывков, и само настроение декабристов накануне восстания, они понимали, что погибнут, тяжела участь тех, кто первый восстает на тех, кто правит неправедно. Это очень глубокое лирическое высказывание поэта-декабриста, одно из лучших в истории оппозиционной поэзии.

В 1824 году появляется знаменитая гражданская декларация Рылеева, это манифест всей поэзии декабристов, в ней очень любопытный финал, в котором упоминаются исторические деятели, с которыми сравнивали лирического героя: Брут, Риега. Для Рылеева было важно упомянуть именно это имя, не просто потому что в размер подходила. ПОЧЕМУ? (будут спрашивать на экзамене). Рылеев еще участвовал в литературно-журнальном процессе, и вместе с Бесстужевым создал альманах «Полярная звезда», которая объединила все лучшие литературные силы России, Пушкина, Батюшкова и так далее, пусть они и противники. Рылееву принадлежит честь создать лучший альманах благодаря своим связям литературным и литературной активности, и благодаря тому, что они впервые ввели гонорар. Профессионализация литературного труда — в середине 20-х годов начинает играть роль гонорарная система, печатаются не только для удовольствия, но и потому что за это платят деньги. Пушкин вот жил на доходы от литературного труда. Этому очеь много содействовали Рылеев и Бесстужев. Рылеев выступает не только как журналист, но и как критик, причем его литературно-критическая статья 25 года свидетельствует о замечательном даре — он бы мог стать одним из выдающихся критиков. Статья в «Сыне отечества» сделала шаг в развитии понимания романтизма. Теория романтизма, конечно, не создает никакой груз на русской почве. Рылеев выдвигает самобытность, национальное своеобразие творчество того или иного литератора, и кто обладает чувством эпохи и времени и самобытности, а не только отражают реальность — таких писателей Рылеев склонен считать романтиками. Он понимал, что аудитория для его декабристской пропаганды разнится по уровню образованности, в этом смысле он был очень большим прагматиком, понятно, что его стихотворения не могли быть восприняты широкой аудиторией, крестьянской и мещанской. И ему нужно было искать иные формы поэтического воздействия на аудиторию. И он с Бесстужевым начинает писать агитационные песни, которые можно было заучивать. В куплетной форме, очень запоминающиеся. «Шел кузнец», например. Это явная пропагандистская поэзия, явное орудие просвещенного дворянства за умы простонародья. Очень успешно и талантливо он его использовал. Некоторые песни были крайне радикальными и с жестокими мерами.

Федор Николаевич Глинка, в отличие от Рылеева, творил и жил очень плодотворно и долго. Он был долгожителем родился в 1786, умер в 1780, прожил почти сто лет. При это он был плодотворным, в 90 лет написал «Две дороги». В 90 лет человек может обладать удивительной свежестью ума и восприимчивостью к новому. Пишет о развитии дорог в России. Что касается вклада в поэзию декабристов, то надо обратить внимание на два стихотворения: первое - «Сон русского на чужбине» (1825) с явным политическим подтекстом. Еще это стихотворение интересно в другом отношении, там рамочная композиция, и во внутреннюю часть включена русская песня «Тройка». Второе стихотворение, которое надо выделить - «Песнь узника» (1826). Песнь — это востребованный жанр был. Написано в крепости, он привлечен по делу декабристов, позже сослан, хотя в восстании напрямую участия не принимал. Это отражение тех психологических переживаний, который были свойственны большинству декабристов. Было несколько линий поведения после ареста, вторая — обращение к богу, это характерно и для Рылеева. А это глинковское стихотворение говорит о необходимости милосердие, которое должен проявить царь в отношении к заключенного. Нет речи о преступлениях узника, почему он попал в тюрьму. Так или иначе, он сидит в тюрьме и надеется на царя. «Главным алмазом в короне царя будет милость». Пушкин похожее проповедовал в стихотворении «Стансы» в 1826, он тоже говорит о милосердии к декабристам, милосердие как главная ценность в отношениях между главой государства и подданными.

Заканчивая разговор о поэтах-декабристах, обратимся к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру, другу Пушкина, одному из лицеистов (царскосельский лицей). Пушкин неоднократно о нем высказывался, в том числе в очень комическом плане, потому что еще с лицеских лет Кюхля был известен как любознательный и начитанный человек, в лицее его прозвали «ходячей энциклопедии». Но он порой бывал капитаном очевидностью. Но Пушкин очень уважительно относился к Кюхельбекеру, а тот еще и с Грибоедовым дружил, короче с самыми лучшими поэтами. Лев Николаевич Толстой признался (симптоматично это): «Он может и не поэт, но преданность поэзии удивительна, и это стоит ценить». То есть может он и не так талантлив и значим, но он удивительно много делает для поэзии, предан ей, он служит поэзии, и в этом смысле он трогателен. В Начала 20 века его творчеством заинтересовался Юрий Тынянов, в этом Кюхельбекеру повезло, Тынянов написал много работ, в том числе роман «Кюхля». Для нас наиболее зачимым стоит признать стихотворение «19 октября 1837 года», как пушкинский цикл про лицей, там тоже дата была. Начинается со строчки об Ахилле, хотя речь идет о конкретной дате — дата основания лицея и год смерти Пушкина. То есть упал Аххил — это вроде Пушкин, звучит реквием Пушкина, но оказывается, что Пушкин по сравнению в лирическим героем счастлив, потому что Пушкин ушел в расцвете сил, пал как юноша Ахилл. Стихи. В то время как Кюхельбекер продолжает жить в темноте темницы, он жил в Сибири в бедности, и не мог обустроить свой быт. Еще он болел и терял зрение, и все это он показывает в стихотворении, полном трагических и лирических нот. Пора и мне умереть, говорит. Потеря способности писать, читать, работать — тяжелейшее наказание, как понимал Кюхельбекер, тяжелее, чем была бы смерть.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПУШКИНА

после пушкина будет контрольная работа! Конец октября.

 

Годы жизни: 1799 — 1837

Пушкин — общепризнанный гений русской литературы, причем бесспорный гений. Достоевский говорил, что Пушкин — второй российский гений после Ломоносова. С творчества его начинается период, когда русская литература не только реципиедт наработок зарубежных писателей, но и создатель чего-то нового. В мировом масштабе влияние Пушкина огромно.

Есть шесть основных периодов

1813 — 1817 — лицейский период

В 1813 году появляется первое стихотворение, которое можно считать первым дошедшим, раньше тоже были стихи, но они не считаются. В 1817 году летом он заканчивает лицей, остается в Петербурге и начинается Первый петербургский периол.

1817 — 1820 — первый Петербургский период, под знаком гражданской лирики. Хотя про любовь он тоже пишет, но тема политической свободы там преобладает. За нее он и поплатился первой ссылкой.

1820 — 1824 — период Южной ссылки. Ссылка была относительной, не был репрессирован в прямом смысле, он служил. Под знаком романтизма, пик романтического творчества и движение к реализму — в 23 году начинает писать «ео». За ним следует более жестокое наказание.

1824 — 1824 — ссылка в Михайловское. Это конечно развитие реалистических тенденций в творчестве, прежде всего в «ЕО», трагедия «Борис Годунов» - одно из ярчайших проявлений.

1826 — 1830 — в связи с началом следствия по делу с бекабристами возвращается в Петербург, знаменитый разговор с Николаем 1. Это период относительной свободы, возвращения из ссылки, но был под постоянным полицейским наблюдением. То в Москве, то в Петербурге. Москва для него — родной город, а Петербург он просто любил. Первая болдинская осень 30 года — циклы «маленькие трагедии», «Повести белкина», плодотворнейший период.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных