Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество старших символистов




Реализм

Принцип жизнеподобия. Реализм: неореализм, традиционный реализм и соцреализм.

Неореализм появляется в Серебряном веке. Представители - Иван Бунин (его называют поэтом в прозе), Алексей Ремезев, Борис Зайцев, Леонид Андреев.

Соцреализм. Только один пример – Максим Горький, роман «Мать».

Традиционный реализм. Куприн, Горький.

Модернизм: символизм, футуризм и акмеизм

Интерес к бессознательному. Игра как принцип построения текста. Нелинейность времени. Мистика. Культура декаданса (90 годы 19 века – первый этап Серебряного века). К русским декадентам относились Мережковский, Зинаида Гиппиус (его жена), Федор Сологуб.

Символизм – 1900-1910

Тайнопись, максимальная зашифрованность. Символисты: Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Брюсов.

Акмеизм – 1912-1916

Ахматова, ее муж (Николай Гумилев), Осип Мальдештам. Акмеизм начался с теории Гумилева и его стихов. Принципы акмеизма: символизм наоборот. Яснопись, конкретика, точность, лаконичность, детальность. У Ахматовой поэтика жестов и деталей, показывает интерьер, время года, мимику, жесты, освещение.

Футуризм –

Футуристы: Маяковский (отличный оратор), Василий Каменский (летчик; «Юность Маяковского), Давид Гурлюк (отец русского футуризма), Велимир Хлебников (недооценен; орнитолог; учитель Маяковского; третий из реформаторов русского стиха – Ломоносов, Пушкин, потом Хлебников), Василиск Гнедов («Поэма конца» - кроме названия ничего нет, пустой лист).

Черты футуризма:

1. Взрыв традиций, отказ от них любой ценой

2. Экспериментаторство со словом, стихом, своим имиджем, поведением

3. Синтез искусств: пантомима, театр, музыка

4. Коллективность творчества

5. Антиэстетизм: никаких аристократов. Первыми вышли к массе, толпе.

Лекция 2.

Реалистическая литература на рубеже веков

Реализм и неореализм

Особенности прозы Ивана Бунина

Максим Горький и его творчество в контексте эпохи

Неореализм

Течение реализма, которое начинает развиваться в первом десятилетии двадцатого века.

· Изменяется соотношение понятий личность и среда. Личность теперь тоже способна влиять на мир, ход истории.

«Бытие через быт» - большое через малое.

· Интерес к деталям, их символизация.

· Обращение к событиям недавней истории.

· Тяга к провинциальному, уездному, незначительному – не имперское сознание России, а «маленькие» люди и обстоятельства.

· Тяга к мистике, иррациональному.

· «Поэтика образных сгустков» - все концентрировано, упор не на «о чем», а на том, как это сделано.

18??-1953 – Бунин. Сразу становится признанным, две премии российской Академии наук. Получает Нобелевскую премию в области литературы – первый лауреат. Сборник стихов «Листопад» несет в себе все принципы произведений Бунина. Духовная автобиография - роман «Жизнь Арсеньева» (Нобелевская премия). Девяностые годы – первые рассказы. Импрессионистическая проза: Антоновские яблоки; На даче; Танька. Важны не сюжет, а ощущения – это отличительная особенность Бунина. Толстой отговаривает Бунина от своего же учения при встрече в 1893 году. Бунин вспоминал об этой встрече с благодарностью. Бунин – одиночка, последний представитель дворянской культуры 19 века. Основная тема его прозы – уходящая эпоха, кризис дворянской культуры. Все писали об идеях революции, кроме Бунина. Он не принадлежал ни к футуристам, ни к последователям идей Ницше, всегда был сам по себе. Развенчание мифа о русском мужике-богоносце.

1907 год – повесть «Деревня»; «Суходол» (1911) – дилогия. Бунин видит крестьянские бунты после неудавшейся революции, отражает это в «Деревне». Его текст пытается выйти из канонов жанра – более ста персонажей. Название деревни – Дурновка. Один из героев говорит: «вся Россия - деревня». Феномен славянского сознания. «Суходол» - деревню воспринимают современники довольно странно. Лейтмотив – память или беспамятство. Мотив переносится на дворянскую среду. Дворяне ничем не отличаются от крестьян (в плохом смысле). Мотив запустения, вымирания, деградации.

Бунин путешествует по Востоку, читает Коран. Путешествие длится четыре года, становится буддистом, верит в реинкарнацию.

В 1917 году Бунин потрясен, он впервые изменяет своей дворянской отстраненной манере. Он боится за свою жизнь, их (его и жену) могут убить. Уезжают под Одессу, потом за границу – до конца жизни так и не вернется в Россию. 33 года живет во Франции. В 1933 году получает Нобелевскую премию. Были выдвинуты Бунин и Мережковский. 1926-27 – «Жизнь Арсеньева», получил ту самую Нобелевскую премию. Жанр духовной биографии. Герою Бунин дарит собственное восприятие природы и мировоззрения. 1935-43 – время написания «Темных аллей», знаменитого сборника новелл. Бунин первым делом включает радио и слушает сводки о наступлении немцев на Россию. Он переставляет флажки на географической карте, понимая, что там творится неразбериха и хаос, Россия быстро сдает позиции. Гитлера он сравнивает с Жанной Д’Арк. «Темные аллеи» – никакой политики, все о любви. На первый план выходит идея Бунина о том, что подлинная любовь недолговечна, она не может закончиться браком, обязана исчезнуть.

Бунин дружил с Чеховым. Смерть Чехова сильно переживал. Бунин хотел написать большую книгу о Чехове, но так и не. Книга должна была стать ответом на вопрос «была ли у Чехова настоящая любовь?».

Максим Горький

Антагонист Бунина. 1868-1936 – годы жизни. Алексей Максимович Пешков – настоящее имя. Взял имя отца в качестве псевдонима из-за комплекса вины, когда мальчик заболел, он заразил отца. Алексей выжил, а Максим, его отец, умер. Мать отдает ребенка на воспитание бабушки и дедушки. Горький означает опыт. Человек, который сделал себя сам. Практически пешком пришел в столицу, называл себя «босяком», его изображения на открытках хорошо продавались – тип человека из народа: короткая стрижка, старая одежда, сигарета. Никакого образования. Много читал, формируя собственный вкус. Много ницшеанских мотивов, хотя Горький никак не мог его читать. Оказывается, Горький состоял в переписке с переводчиками произведений Ницше.

Основная мысль прозы – сверхчеловек. Первое значимое произведение Горького – 1902, «На дне». Произведение сделало его знаменитым, было несколько спектаклей по пьесе. Экзистенциальная проблематика. «На дне» - карнавал масок в духе Серебряного века. Пьеса претворяет традицию театра абсурда. В репликах героев нет последовательностей, логики, законченных мыслей – каждый говорит о своем, не слушая других.

Бытийная (экзистенциональная) проблематика. Финал пьесы – играет музыка, один из героев покончил с собой. Другой персонаж говорит на это – «эх, испортил песню». Сатин – сверхчеловек, но «слегка помятый».

В 1905 году создает идеологический роман «Мать». Важен с точки зрения истории литературы как первый образец соцлитературы. Сын героини – революционер, «сверхчеловек». Мать говорит: «благое дело делает парень». Сын занимается переустройством мира, делает революцию; у него двенадцать сподвижников. Один окажется предателем, который всех сдает. Их арестовывают, на суде мать восхищается героизмом сына. Объективно – роман плохой.

Сборник рассказов «Карусель» - 1911-12. Подзаголовок сборника – «записки проходящих». Произведения связаны между собой идеей. Рассказ «Ледоход» - рассказ важен для понимания Серебряного века. Пасха, рабочий люд заканчивает работу на Волге, завтра праздник. Им хочется скорее перейти через реку домой. Они привязывают себя друг к другу и начинают прыгать по льдинам. Поток мощный. Кто-то ломает ногу, кого-то вытягивают из холодной воды. Добрались – сюжет закончен, а смысл только начинается. Для Горького важен коллектив, помощь других. Один погибает, вместе выживают. Еще один рассказ – «Кладбище». Витает идея сверхчеловека, но такого героя нет. Речь о разговоре на кладбище. Один герой предложил писать не дату рождения и смерти, а то, чем человек славен, что он после себя оставил. «Зрители»; первая фраза – «день начинался весело: хоронили генерала».

1917 – Горький за происходящие события. Пишет цикл статей «Несвоевременные мысли». Цикл опубликован только в 1988 году. Маленькие отчеты, репортажи, размышления о том, что происходит с Россией. Горький считал, что для революции нужна кровь.

Умирает в 1936 году.

 

Лекция 3

Творчество старших символистов

1. Декаданс и символизм

2. Трилогия Мережковского «Христос и Антихрист» как символистский роман

3. Зинаида Гиппиус – символистка

4. Творческая эволюция Валерия Брюсова

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных