Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Главное. Художественная практика 20-х годов.

 

Размеживание.

«Размеживание». 1917 год. Новый этап. Первое разделение творческой интеллигентности. Первая волна русской эмиграции: Толстой, Бунин, Шмелев.

Горький. Рахманинов, Репин деятели культуры. «Размеживание» ослабило литератур. Лешив советский союз талантов. Те, кто покинул Россию остались в живых, а те, кто остались, погибли. Кто-то сам уехал, кому то помог Ленин.

Те, кто уехал, печатались за рубежом. Это отъезд многих писателей за рубеж. Первый кто оказался вне России: Булгаков.

Белая эмиграция сохранила в первозданном виде русскую культуру. Православную культуру. Русский язык и т.д. Распространяла русскую литературу, культуру, менталитет по всему миру.

Было несколько волн русской эмиграции. Франция, Германия, Чехословакия, Китай, Африка, Америка, Австралия.

Деятельность пролеткультов. Пролетарская культура.

Становление новой культуры, новой литературы «красной». Массовая организация пролетарской культуры. Возникли они до революции. А.Богданов врач. Погиб, проверяя на себе самом лекарство. Он решил вести просветительскую работу среди пролетариата. Писали все кому не лень. Пролетариат самовыражался.

Пролетариат приобщался к литературе, к театру, культуре и т.д.

Главные принципы: литература, должна быть классово выделена, интеллигенция это враг. Новая культура с чистого листа и литература тоже. В 1920 год в это дело вмешался Ленин. Пресек деятельность пролеткулитовт. Ленин был единственный образованный правитель. Закончил 2 курса юридического факультета. Закончил школу с золотой медалью. В постановлении по указанию Ленина:

1.Использовать великое наследие культуры.

2. Современное творчество. Творите, руководствуюсь наследием литературы.

Но, все таки, борьба не прекращалась. РАПП Российская Ассоциация Пролетарских Писателей. В 20-е годы в связи с борьбой, появляется масса группировок, школ, кружков и т.д. Кузница, Октябрь, ЛЕФ и др. У каждого свои пути. И каждый утверждает. Что все не правы, а правы только они. Каждый издавал свои журналы. Самые невежественные были сильнее. РАПП и Перевал самая ожесточенная борьба. Большая часть была за перевал. Тынянов, Зощенко, Тихонов, Е.Замятин. Принципы: мы не за белых, мы не за красных, мы с пустынником серпионом. Форма произведений так же важна, как и содержание.

12.11.12.

РАПП в тихую стал наследником пролетарской культуры.

РАПП 1.Зависит от идеологии соц. Заказа («7 ноября», поэма ко дню рождения Ленина) 2.Классова и партийна. Идея классовости и партийности. 3.Художественный метод соц. реализма. 4. Главное содержание. Форма вторична. Художник обязан поддаваться поручениям. 5. Классическое наследие оно враждебно новой литературе. 6. Темами литературы является современность.   Перевал 1.Литература самодостаточна, самостоятельная деятельность 2.Нельза навязывать принципы. 3.Художник свободен. 4. Перевал с последним не возражал. Но давить на писателя нельзя. Нельзя диктовать писателю.
Журналы «На посту», «На литературном посту» Журналы «Красная новь»

 

Эта борьба развернулась и в журналистике. Большинство поддержали РАПП.

Перевал уступал РАППУ. По разному, они относились к современным писателем. Настоящими художниками были пролетариями. Все остальные «попутчики». Попутчика отношение было подозрительное. Попутчики: Горький (центр уж ему тепло и сыро, мещанин), Маяковский, Есенин, граф Толстой, Шолохов (Казак), Пришвин (интеллигент) их, призывали немножко убрать от литературы, оградить.

Перевал считал, что нужно активно привлекать их к литературе. В красной нови были лит. Статьи.

У РАППА анализировались только РАППовцы. РАПП был очень агрессивной и многочисленной организацией. Перевал был образованной организацией. А. Фадеев талантливый писатель возглавлял РАПП, а перевал возглавлял А.К. Воровский. Его произведения были опубликованы в середине 60 годов. К сер. 60 годов РАПП вобрал в себя все остальные группировки. В 1925 в ЦКВКПБ постановление литературной борьбе. Партия поддерживает литературную борьбу.

В борьбе рождается истина. К попутчикам относится бережно. И не одна организация не должна действовать от имени партии.

Г. А. Белая о Перевале «Донкихоты 20-х годов» многие кого они печатали в своем журнале, были арестованы и расстрелнны, С. Шешуков «Неистовые ревнители».

Он раскрыл псевдонимы. Выделил талантливых писателей в РАППе.

1932 г. еще одно постановление о запрещении литературных организации и создать единый союз советских писателей ССП. Принцип РАППА партийность и классовость.

Во главе советских писателей встал Горький. 1934 г. первый съезд советских писателей. Свобода творчества еще соблюдалась. Блок, Маяковский, Державин, А. Толстой, Шолохов, Замятин.

Не смотря на, все эти сложности, все таки, в 20г. имеет место свобода творчества. И по тому лит. Практика 20-х годов богатейшая. В лит. Отличается множество жанровых форм, разнообразие тематики и проблематики. Стилевое богатство, особенно прозы. В центре каждого произведения – человек.

В 56г. Не вижу возможности дальше жить…… Фадеев покончит жизнь самоубийством.

Ведущей темой 20-х годов была тема революции и гражданской войны. Эта тема осмысливалась с разных позиций с разных точек зрения. С позиции «красных», в этих произведениях доказывали что красная армия защищала интересы народа.

Серофимович «Железный поток», Фадеев. Пельмяков «Голодный год». «Сенька Разин». Стихийное начало. Создал особый стиль повествование. Рубленная фраза, телеграфный стиль. Артем Веселый «Россия кровью умытая», В. Зазубрин «Две войны», В. Иванов «Бронепоезд 1469». Все эти произведения были запрещены. Авторы растрелянны. И.Бабель. изобразил интеллигента. Рассказ «Мой первый гусь». Роман «Кон Армия».

Значительная часть произведений этого времени написана с позиции белых. Они показали враждебность народу большевиков. Булгаков «Белая гвардия», Шмелев «Солнце мертвых». А. Малышкин «Падение Даира» взятие Крыма красными.

Самым великим произведением о революции. Эпопея Шолохова «Тихий Дон».

Революция с позиции народа.

13.11.12.

2 тема. Революция и деревня.

Пролетарская революция. Рабочая. 80% крестьянства. Россия это деревня. Русь в переводе с лат. Деревня.

Есенин, Леонов «Барсуки», Орешин, Клочков, Леонов, В. Иванов, Неверов, Пришвин и многие другие. Многие из этих произведений были запрещены. Писатели деревенщики так их назвали критики.

3 тема. Интеллигенция и революция.

Ленин (дворянин). Интеллигенция возглавила революцию.

Федин Константин «Города и годы». Находится под сильным влиянием Ремарка.

Горький «Мои университеты», «Жизнь Клима Самгина».

4 тема. Сатира.

Подобного взлета сатиры не было. Объект сатиры советская бюрократия. Маяковский «Подлиза», «Взяточник». Мурло мещанина. «Клоп» пьеса.

Общественная социальная неразбериха. Неустроенные социальные службы.

«Собачье сердце» Булгаков. Социально бытовая сатира. Михаил Зощенко. Сатира политическая. А. Платонов «Город град», «Усомнившейся Макар». Продолжал тему сатиры Салтыкова-Щедрина. Объект сатиры советская бюрократия. Гл. герой Шмаков пишет трактат о советской бюрократии. Замятин роман «Мы». Все ровны. Все строем. Замятин создает новую жанровую форму роман - антиутопия.

Высший пилотаж это философская сатира. М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца». Он был за природу революции. Показал вмешательство человека в естественную природу вещей.

Литература 20-х годов представила богатейшие эксперименты в форме, стиле. Стилизация по какой либо стиль, век, класс, организации и т.д. Орнаментальная проза. Лесков ввел сказ. Зощенко создает сказ на основе пролетарского просторечия. Довел до совершенства сатирический рассказ. Эту традицию продолжит Шукшин. Особенность сюжета анекдотический случай. Сюжет напоминает анекдот. Ситуации реальные. Контраст между заглавием и содержанием. Использует названия известных произведений. Сказ это ориентация на голос персонажа. Достигает этим достоверности. Зощенко политически опасный писатель. Запрещен до 60-х годов.

Литературная практика 20 - х годов была продуктивна и теоретически весома. Интересный язык прозы. Это будет продолжено. В 20-е годы развиваются все роды литературы. Формы драмы различны. С конца 20 годов идут дискуссии, какую драму развивать событийную В. Вишневский «1919», Погодин «Темп», В. Иванов «Бронепоезд 1659» или психологическую Горький, А. Арбузов, Эрдман Николай, К. Тренев «Любовь яровая». К середине 60 годов побеждает сторона Булгакого. Булгаков «Дом Турбиных», «Зойкина квартира». Он продолжает идею Булгакова. Развивают психологическую драму.

В это же время развивается жанры темы традиционные Исторический рома, историческая тематика. А. Толстой, Пришвин, Ольга Порш. А. Толстой пишет на Петровскую тему. Философская проза Пришвин, Платонов, Булгаков и др.

Идея революции, сатиры Олеша «Зависть». «Доктор Живаго» Пастернак - это полемика с А. Толстым.

30-50 годы второй период.19.11.12.

Укрепления социализма. Общий лозунг «Строительство социализма по всему фронту». Этот период резко от периода 20 х годов. 30-50 годы названы черной дырой. «Архипелаг Гулаг» Салженицын.

Темы которые были заказаны литературе: «Индустриализации» рассказы о строительстве дорог, домов, под удар ставилась деревня, «Коллективизация», был рожден жанр «производственный роман» это заказной жанр. Тема «нового человека» новая человеческая личность, новый быт. Форма производственного романа зародилась еще в 20-е годы. «Цемент» роман. В 30 годы он становится популярным: Гладков «Энергия», Шагинян «Гидроцентраль», Короваева «Хлебозавод», Котаев «Время вперед», «Я сын трудового народа» и т.д.

Решение подчинить природу. Партия коммунистов.

Платонов «Котлован», Леонов «Соть» пишут о страшном будущем. Пришвин «Жень - шень» и др. Роман «О, сударьева дорога» Тогда их осмеяли, критиковали.

Тема коллективизации: 50г. Бабаевский «Кавалер золотой звезды» и др.

Твардовский «Страна Муравия», Шолохов «Поднятая целина» - трибуна для кулака, Шолохов как был так и остался враждебным писателем. Второй роман он пишет через 30 лет. Тема коллективизации отражена в романе Платонова «Дядя Миша». Лозунг «Обладайте классовым чутьем». Звериное чутье= классовое чутье. Оно направленно на уничтожение человека.

В эти годы был определен общий строй романов. Сцены раскулачивания, трагедийный аспект. Белов «Год великого перелома», Можаев «Мужики и бабы».

Сквозная тема коллективизация, новый человек. «Люди из захолустья» А. Малышкин, Островский «Как закалялась сталь». Тема нового человека заказная.

Рядом развивается тема: Формирование молодого человека.

Первый подвиг Павки Корчагина 20лет (испортил тесто на куличи для многодетной семьи, насыпал махорки). В 20 лет, калека. Написал роман. Самопожертвование, а рядом агрессия. Булгаков «Мастер и Маргарита». Иван бездомный. Тема формирование человеческой личности. Шолохов «Тихий дон».

40-е годы тема ВОВ. Эта тема уже не является заказной. Симонов, Твардовский, Полевой. Тема была представлена узко. Очень жестко проверялась цензурой. Очень однобоко освещалась война. Ольга Бергольц прожила всю блокаду в Ленинграде. Читала стихи на радио. В 42 году получает письмо «Я раньше вас уважала, а теперь нет». Потому что она говорит оптимистично во время войны. «Или вы не знаете жизнь?». Она прочла это письмо и написала ответ «Мне ничего здесь не показывают, я сама живу в этом городе». «Я писала, пишу и буду писать только о том, что помогает выжить, что поддерживает наш быт. Беды много и так и множить в литературе я её не буду». 50-е годы. В. Некрасов, Б. Васильев, Быков, Остафьев и др. Они писали о предательстве, о неподготовленности к войне. Они расширили тему. «Лейтинатская проза», «Окопная правда». И становится европейски известной и всемирно известной. Развитию литературы мешала цензура. В 50-е годы тематика расширяется. Появляются исторические произведения, о судьбах современной деревни, о бедной советской колхозной деревни С. Антонов, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев.

Новое слово начал произносить Валентин Овечкин «Районные будни», «Письма с фронта», «Пусть говорят», «Говорит». Он заразил говорить правду. Он сумел призвать к творчеству писателей на много талантливей себя. Он начинает деревенскую прозу, антологическую прозу. Во второй половине 20 века русская литература приобрела мировую славу.

Период социалистического реализма. Период жестоких репрессий. Погибельный период для русских писателей.

Начало 60 г. это начало реабилитации.

Творчество В.В. Маяковского

Тематика

Проблематика

Традиции

ММ. Поэт новатор, реформатор, трибун. Реформирует систему стихосложения. До него система силаба-тоническая Ломоносов начал Тредьяковский Жуковский. Он создает тоническую систему стихосложения. Реформирует строфику «лесенка». Идеологически он был новатором, связал поэзию с политикой.

Трибун М. вывел поэзию на улицу из углов домашней эллегантности.

М. поэт урбанист. Город в центре. Футуризм будет держаться до конца 60г.

М. поэт метафоры. (театральная, движущаяся) Улица как сквозная рана, болит и стонет. Для М. поэзия эта та поэзия, которая выведена на площадь. Он начинает стадионную культуру.

Судьба его очень странная. Пока он жив и здоров, власть его критикует. Люди его любят. Чем больше его критикуют, тем больше его любят. После 27 г. Сталин говорит о том, что он великий. «Мистерия Буф» соединил библию и цирк. М. считал, что сцена это увеличительное стекло.

Отношение к М. было разное. Было очень много посвященных ему стихов. Традиция М. не особо прижилась в литературе. Его традиции продолжат Европа.

Театр Любимого «Таганка».

Маяковский и Есенин. Есенин оппонент М.

Лекция. 20.11.12.

Сборник «Я». Его отличает тема бунта. Название стихов «Вам», «Нати». «…Я сытых, с детства привык ненавидеть…». Неприязнь к баржуазному обществу. «Газетная», сатира тоже социально направленная «Гимны», «Гимн судье», «Гимн ученым».

Маяковский перекликается с ранним Лермонтовым. Поиск себя.

Лирический герой раннего Маяковского гениальная, знаменитая личность. Это общество не его пространство.

15 г. «Послушайте».

Футуристы относились к классике отрицательно. «Трагедия. В. Маяковский». Поэма «Облако в штанах» 1915г. новаторство Маяковского и по тематике и по форме. В ней представлены его взгляды на поэта и поэзии и кто такой поэт по отношению к народу. 4части. Долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Эта поэма о любви преданной, проданной. Мужчины залеженные, как больница и женщины затрепанные как пословица.

Толпе нечем кричать и разговаривать. Герой называет себя голосом народа, голосом бунта. М. в одной из глав вступает в полемику с поэтами.

Социальную значимость поэзии подчеркивает в этой поэме. Лирика «…Из любови и соловьев, какое то варево…». Он предсказывает революцию «…В терновом лице революции, грядет 17 год…». Он очень хорошо знает евангелие. Он атеист. Во всех пороках человека он обвиняет бога. Это чистый бунт атеиста. Поэма «Облако в штанах» собрала все ведущие темы и герои М. дореволюционные. Она называлась «13 апостолов». Цензура возмутилась.

Он возглавляет окна роста. Активно участвует в революции. М. гений до революции, а революция убила в нем поэта. Превратился в рекламщика. Он не считал, что это не унижение. Объяснение в любви к революции. Он искренне поверил, что революция переделает все. Призывая поэта устроить новую жизнь. В поэзии видит тяжкий труд, на благо общества.

Тема революции перетекает в тему новой родины, нового человека в разных жанрах: стихотворения, поэмы. Общий пафос прославление революции. М. все темные стороны революции. «Ода революции» - двуликая, великая, копеешная, звериная. М. оправдывает революцию во всех её проявлениях. М. утверждает классовый гуманизм. Революция имеет право на все. «150 миллионов», «Левый марш», «Товарищу Нетте пароходу и человеку», «По городам советского союза», «Людям Кузнецк строя», «Рассказ Ивана Козырева о вселении новую квартиру».

В этих стихах и тема революции и новая родина.

Многие исследователи пересматривали творчество Маяковского. Всячески критика изгоняет его из литературы. Он печатается в газетах. Обращается к трудовому народу. Появляются новые взгляды на М. «Новое о Маяковского» Каравчеевский.

Против Маяковского. Б. Горб «Шут у трона революции», М. вывел революцию на чистую воду. Революция это идея гуманизма и человеколюбия. Ритм марша част в стихах Маяковского. «Наш марш», «Левый марш». Революция в круге понятий связанных с атакой с боем. Сатира – оружие и т.д. Он активен в своем творчестве. Даже пейзаж он наполняет политической темой. Жанр марша соседствует с др. жанрами Разговор, письмо, беседа, спор, полемика. Все направленно на большую аудиторию. Поэзия М. связанна с громким, устным словом. Тема поэта и поэзии.

Особое место занимает сатира. «Клоп», «Баня» пьесы. М. один из первых сатириков. Защитил сатиру как явление творчества. Он прославлял революцию и клеймил ущербы. «Мурло Мещанина», «Бюрократия»- объект сатиры. «Взяточник», «Бумажные ужасы», «Пиво и социализм», «Столб», «Подлиза», «Клоп», «Прозаседавшийся». «… Что мне разорваться что ли…!». Ленин прочитал в газете этот стих и пришел в восторг.

Цикл стихов о боржуазном западе. Парижский цикл, Английский цикл «Небоскреб в разрезе». М. подчеркивал социальные неравенства. Страсть к деньгам, он считал проблемой. Испанский цикл. Восхищался экзотический природой.

«6 монахинь» он рисует их портрет. Картинка, а потом мораль. Его стихи напоминают басни. Америка отстает в духовном плане. Живого начала в нем нет.

Финал сборника об Америке. «Я бы лично Америку закрыл, а потом опять открыл вторично».

Крупные жанры это поэмы и пьесы. Он продолжает те же темы. Это тема родины, нового человека. «Про это» 23г, «Ленин»24г, «Хорошо» 27г.

По личным мотивам написал поэму об общем быте «Про это»23г. Лирический герой пытается понять почему не перемен в психики и в быту. Конфликт героя с окружающей средой. «…На первый крик товарищ, должна оборачиваться земля…». Предлагает новые формы семьи. Кроме лозунга поэт предложить ничего не может. Сюжет герой влюблен в избранницу ….

26.11.12.

Кроме поэзии М. развивает жанр поэмы. Он блистательный сатирик.

Лиро-эпическая форма поэмы. «В.И.Ленин» 24г., «Хорошо!» 27г.

«Про это» Фекла Довыдовна главная героиня. «Хорошо!» 2 сюжетные линии. 27 г. юбилей революции.

Тема гражданской войны. Серединные главы. Лирический герой близок автору.

Лирический и эпический герой тесно связаны между собой. Образ нового политика.

В 20 годы тип лиро-эпической поэмы был распространен. Есенин тоже обращается к этой поэме. «Анна Снегина» образ Анны и образ природы. Главный сюжет, сюжет лирический. Тема родины и весны представлены в лирической интонацией. Есени считает, что история приходи и уходит. А любовь и природа вечны.

Маяковский новатор в драматургии. Он считал, что драма должна быть представлена на сцен, только тогда она имеет какой то смысл. Зрелищность главное достоинство драмы. Очень важны значащие имена. Говорящие фамилии.

Имена и фамилии.

27.11.12.

3.12.12.

Зрелый период Есенина представлен разнообразно. Первый опыт публицистической литературы 18 г. «Ключи Марии», статья «Жезл Аарона», только избранные имеют возможность выйти к творчеству. Есенин полемизировал с белым. Василий Белов «Лад» в нем он расскажет о творчестве народа.

Тема поэта и поэзии представлена: стихи о Пушкине, о традиции Некрасова, о поэтах Грузии. Он продолжает утверждать себя как русского поэта, последний поэт деревни. Возникает тема новой деревни. В 24-25 годах возникает целый ряд стихов о новой деревни. Некий цикл. Маленькая трилогия. «Русь уходящая», «Возвращение на родину», «Русь советская» - в них есть лирический герой, он возвращается на родину и не узнает свою родину. Лирический герой переживает некое напряжение. Возникает тема одиночества лирического героя и поэта. В родном краю, как иностранец.

Обращается к философской лирике. В основе лежит неразрывная связь человека и природа. Эта связь необходима для человека. «Не жалею, не зову не плачу», «отговорила роща золотя», «Собаки Качалова» и др. В них он рассматривает смерть и бессмертие.

Цикл «Персидские мотивы» весь цикл пронизан знаками и символами персидской культуры, цвета, имена восточных поэтов и др. Он воссоздает картину природы. Восточный быт в деталях. Интерьер диван, чайхана, лавка менялы. Восточные девушки. Детали одежды. Знаки поэзии: соловей, роза, сад. Есенин передает восточную ритмику «восточная вязь» строфическая. 5 строчек в строфе. «Шеганэ ты моя Шегане», 5 строчек. 1 и последняя стока повторяются.

Мы никто, мы какие, мы замечательные)! У нас есть способность слышать чужую культуру.

Мелодизм Есенина. Это свидетельствует о народном в стихе Есенина.

 

Тема: Алексей Николаевич Толстой.

Пришел в поэзию до революции. Начинает как поэт символист, заканчивает как реалист прозаик. Выполняя заказ он имел возможность писать то, что он хочет. Власть была удовлетворена. Он до конца оставался графом Толстым. У него было тяжелое отношение с современной интеллигенцией. Его проза динамична и пластична и объемна. Любимая часть речи Толстого глагол. Роман «Петр 1» «Евдокия вздрогнула столько раз, сколько дверей прошел Петр…».

Графа посвященная Толстому «Алмазный язык».

Первая книга стихов «Лирика» Толстого обвинили в подражательности, он подражал символистам. Он овладел орнаментальной прозой, стилизацией.

Тема распада дворянских гнезд. Бунин работает в этой же теме. Толстой продолжил Салтыкова-Щедрина. «Заволжье», «Под старыми липами» - сборники. Обратился к изображению провинциального дворянства. Экономическая власть давно потеряна дворянством. Власть в руках баржуа. В начале века в дворянстве нет культуры. Роман «Чудаки». Закономерная кончина дворянства. Само дворянство повинно в их драме.

Природа. «Заволжье», «Под старыми липами». Для Толстого русская земля ведущая тема его творчества.

Роман «Хромой барин».

Эмигрантский период его творчества. Все рассказы авантюрного сюжета. Сборник рассказов «Черная пятница». Роман «Черное золото». Черный цвет, авантюры, убийства наполняют рассказы того времени, времени эмиграции. Единственное светлое пятно, воспоминание о России, детская повесть. «Детство Никиты».

Трилогия «Хождение по мукам», роман «Сестры». В 23 году А. Толстой возвращается в Россию. Толстому места нет! РАПП. Пути интеллигенции к новой родине «1918 г.», «Хмурое утро».

Первый роман сильный, второй исторический материал, третий «Хмурое утро» счастливое объединение интеллигенции и революции».

Полемика Толстого с Пастернаком «Доктор Живаго». Революция не дает интеллигенции выжить, так считал Пастернак. А. Толстой действовал по заказу.

В 20-30 годы пишет романы, повести и рассказы, сказки «Сорочьи сказки», «за синими реками», «Буратино». Рассказ «Гадюка».

Сквозная тема: Петра первого. «На дыбе». Западники (принимали Петра) и славянофилы (не принимали) Тютчев «Умом Россию не понять…». Роман – эпопея, теоретически это не возможно. Роман отменяет эпопею, и сосуществовать они не могут – Бахтин. Россия, образ России, жизнь Петровской России, образ эпохи, образ народа – это эпический сюжет. Романический сюжет Образ Петра первого. Роман «Петр первый». А. т

Толстой первый и единственный поэт, который рассказал о Петре с шестилетнего возраста. Формирование царя с шестилетнего возраста. 3 книги «Детство Петра», «Первые опыты политической деятельности», «Победа над Полтавой» третья книга не дописана в связи со смертью писателя. Создание символического образа эпохи. Он через события показывает, о каком времени идет речь. Это помогает уйти от публицистики, документального начала.

Несколько 100 персонажей, реальные люди перемешаны с вымышленными. Быт воссоздан блестяще. Психология эпохи изображена в образе Петра. В романе Софья враг Петра и Толстой делает все, что снизить образ Софьи и искажает правду. Софья защитница старого, а Петр реформатор, защитник нового. Толстой мастер языка. Активно использует формы старославянского языка, архаизмы, падежные и другие старомодные формы, активно использует иностранные слова, армейский язык, флот, быт, гламурная культура, вульгаризмы. Эта смесь воссоздавала картину Петровской эпохи.

Подчеркивает рост, усы кошачьи, глаза бешенные, когда он злиться, походка. Петр умел и знал 14 профессий. Толстой прекрасно это показывает. У Толстого образ Петра самый достоверный, в отличии от Мережсковского. В годы войны А. Толстой пишет сборник рассказов. Тема и проблема чужого лица. «Хромой барин». Катя невеста, любимое имя Толстого.

Создал новый тип исторического повествования.

14.12.12

Булгаков Михаил Афанасьевич 1891-1940

С середины 20 годов Б. прекращают печатать, и будет в запрете 40 лет. Стал печататься в период оттепели. В 90 годы полностью разрешен. «Мастер и Маргарита» на печатали в России. А в за границей были напечатаны все остальные его произведения.

Приходит в литературу в 20 годы. На войне работает хирургом. Пишет статью о революции. Пишет пьесы. «Дни Турбиных», «Сыновья Муллы». Он всегда стыдился этих пьес. Писал их только для того, чтобы прокормить Татьяну Николаевну.

В Москве начинает свою литературную деятельность. Его сравнивали с Чеховом. Оба печатаются в газете, сатира, оба врачи, работа с деталью, краткость.

Начинает писать первые повести «Похождения Чичикова» и т.д.

Его рукописи арестованы. Это первые рукописи которые были арестованы в Советском союзе.

20 годы активно протекает творчество Булгакова. Оттачивает газетный стиль, пишет повести, рассказы и драмы. Повесть «Морфий» во многом автобиографична. «Ханский огонь». Работает над «Белой гвардией». Раскрывает гр. Войну с позиции белых. Он считает, что война, трагедия России. При этом он понимает масштабность революции. Библейское начало, знаковое. Пишет о крахе тысячелетнего Русского мира. Пишет о людях, которые защищали, тысячелетнюю Россию. Киев город, с которого начиналась Русская земля. «… не мир, а меч принес я». Елена Ясная. Остается за мать. Мать умирает. Семейство Турбиных. Петлюра и красные входят в Киев. Основано на реальных событиях. В центре дом Турбиных. Образ дома, семьи для Булгакова принципиально. Быт, уют, шторы кремовые, абажур, печка и т.д. Описана библиотека. Всегда раскрыт рояль, звучит музыка, Николка играет на гитаре. Культура России многовековая и мировая культура представлена в романе. Приемы гостей. Весь уклад духовный, традиционный представлен Булгаковым.

Образы символы: контраст дом и бронепоезд пролетарий, 2 звезды красный кровавый марс (символ войны) и голубая Венера (мир). Символические эпизоды. Особенно в финале. Тема ребенка. Петька, которому сниться сон. Солнечный день и сияющий хрустальный шар. И Петька смеется во сне.

Создает галерею характеров, образов. Братья, сестра и их друзья офицеры. Алексей Турбин – врач.

Офицеры приходят обогреться, поесть, отдохнуть. Чувство долга и чести, воинской дружбы. Они приобщены к духовной культуре. Булгаков не идеализирует белую армию. Декабристы, Лермонтов, Толстой в их традиции он создает героев. Най- Турс, Малышев почти идеальные герои.

«Дни Турбиных» пьеса. Он очень любит театр. Алексей Турбин полковник, Най- Турс, Малышев. Пьеса связала его с МХАТом. А. Смелянский – монография. Пьеса антисоветская. Сатирическая пьеса «Зойкина квартира» это квартира оборотень. Сброд, советского народа. Это контраст «Дни Турбиных». Все они мечтают собрать средства для того чтобы сбежать из России.

Обличает новый мир, новая действительность. Пьеса имела громадный успех, но не была напечатана. Театр Вахтанговский. Пьеса опубликована в конце 60 годов, через 40 лет. Пьеса «Багровый остров» зависимость художника от заказа власти. «… Перевод Жуливерна» это пьеса в пьесе. Пьеса о войне красных туземцев и белых арапов. Драматург подвергается. Его террорезируют все. Он показывает, что делать власть над художником. В 30 создает «Записки покойного», «Мастер и Маргарита».

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Владислав Ходосевич | Гласные и согласные звуки


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных