Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неологизмы. Пути их появления и особенности использования в различных стилях.




Неологизмами называются слова, сохраняющие оттенок свежести, новизны. В основе классификации неологизмов лежат различные критерии их оценки. По способам образования выделяют неологизмы семантические (присвоение новых значений (крутой (парень, мотив), овал (нац. валют), зеленые (доллары)) и лексические (появление новых реалий (кутюрье, интерфейс)). В зависимости от целей создания новых слов, их назначения в речи все неологизмы можно разделить на номинативные (футурология, феминизация) и стилистические (звездолет, первопроходец). Исходя из условий создания неологизмы следует разделить на анонимные (читабельный) и индивидуально-авторские (прозаседавшиеся (В.Маяковский)). К этой же группе неологизмов принадлежат и так называемые окказионализмы - лексические единицы, возникновение которых обусловлено определенным контекстом (широкошумные дубравы (А.С. Пушкин)).

По-мнению Л.И. Рахмановой, неологизмы появляются в языке по следующим причинам:

1. как наименование новых реалий, понятий, возникших в нашей жизни. (армрестлинг, евро, ЕГЭ, импичмент, клип, маркетинг т.д.)

2. как более удобное однословное обозначение того, что прежде называлось при помощи словосочетания. (дайджест (обзор печати), тинейджер (молодой человек в возрасте от 12-20 лет), рейтинг (показатель популярности какого-либо лица) и пр.)

3. в результате необходимости подчеркнуть частичное изменение предмета или представление о нем. Например: сбербанк (прежде – сберкасса), СМИ («средства массовой информации» вместо прежнего СМИП – «средства массовой информации и пропаганды»), ГИБДД (вместо ГАИ) и некоторые другие.

4. обусловлено влиянием другой культуры. Таким влиянием американской жизни, музыки, культуры объясняется, появление в молодежном жаргоне последних лет многочисленных англицизмов: мен (человек, мужчина), пипл (народ, люди, компания), шузы (обувь) и т.п.

Номинативные неологизмы встречаются во всех стилях речи, и несут соответственно номинативную функцию. Стилистические новообразования можно встретить и в разговорной речи, и в речи публицистической. Однако основная сфера, где рождаются авторские неологизмы, - это язык художественной литературы. В основе их создания лежит стремление дать образное описание предмета, причем автор не ставит перед собой цели ввести изобретенные им слова в широкое употребление. Индивидуально-стилистические неологизмы потому так выразительны, что от обычных наименований они отличаются свежестью внутренней формы слова. В таких, например, неологизмах, как в тяжелозмейных волосах (А.А.Блок), огнекистые веточки бузины (М.И.Цветаева), ясно просматривается внутренняя форма слов, а необычное соединение корней усиливает их образную основу.

В некоторых случаях авторский неологизм оказывается одним из проявлений своего рода словесной игры, иронического отношения как к предмету, явлению, обозначенному по-новому, так и к самому языку (кюхельбекерно, огончарован).

Сатирическую окраску индивидуально-стилистических неологизмов ценят публицисты (совглупость).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных