Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативные качества речи




Набор таких характеристик речи, которые позволяют определить ее как оптимальную.

1. Правильность (построение речи в соответствии с действующими нормами литературного языка). Для того чтобы речь была правильной, необходимо соблюдение всех видов нормы (совокупность устойчивых, традиционных реализаций языка, отобранных и закрепленных в результате общественно-речевой практики):

· Акцентологическая (звуки), которая регулирует постановку ударения в слове (духовн`ик, апост`роф).

· Орфоэпическая, которая регулирует особенности произнесения отдельного звука или сочетания звуков (афера, не Ё; скушно).

· Словообразовательная, которая регулирует особенности сочетаемости морфем (соколлеги, олесить).

· Лексическая, которая регулирует употребление слова в соответствии с его значением и стил. окраской (труп скончался полтора часа назад).

· Морфологическая, которая регулирует особенности образования форм слова (победю, махайте).

· Синтаксическая, которая регулирует построение словосочетаний и предложений (Я соскучился за тобой).

· Стил., регулирует построение текста в связи с особ-тями функц. стиля специфич. жанра (хар-на только для текста).

2. Точность (соответствие речи избранному фрагменту действительности или системе понятий). Фактическая и понятийная.

а) знание и умелое исп-ние понятий

б) умение различать значения многозначного слова

в) умение выбрать нужное слово из синонимичного ряда

г) умение различать синонимы

д) умение разграничивать паронимы

3. Логичность (построение речи по законам непротиворечивого мышления). Для того, что бы речь была логичной, следует:

а) избегать употребления в близком контексте слов с противоречивым значением

б) следует избегать как речевой избыточности, так и речевой недостаточности

в) следует избегать слов паразитов, затемняющих инф-ю

г) следует употреблять средства связи предложения в соотв. с их знач.

д) нельзя нарушать порядок слов

4. Чистота (отсутствие в речи элементов внелитературных разновидностей языка и слов-паразитов).

5. Выразительность (такое построение речи, которое поддерживает к ней постоянный интерес слушателей).

6. Богатство/ разнообразие речи. Речь считается бедной, когда в ней повторяются одинаковые цепочки языковых знаков.

7. Уместность (соответствие речи условиям общения либо предмету речи): ситуативная, стилист., личностная.

8. Действенность. Хорошей будет считаться та речь, которая достигла поставленной коммуникативной цели. Построение действенной речи достигается при объединении ее вербального и невербального компонента (мимика, жесты). При построении прямого речевого акта коммуникативная цель поставлена в явном виде (эксплецивно). При построении косвенного речевого акта коммуникативные намерения завуалированы (представлены в скрытом виде). Косвенная речевая тактика обычно применяется в следующих ситуациях:

1) При желании сохранить требования вежливости;

2) При желании оказать более действенное влияние на адресата, т.к. при косвенной речевой тактике принятое решение адресат считает исключительно собственным;

3) При желании уменьшить ответственность;

4) Если необходимо «изменить действительность»;

5) Если избираются предосудительные коммуникативные цели. Таким образом, косвенная речевая тактика своеобразно интерпретирует действительность и по сравнению с прямой коммуникативной тактикой имеет явно больше возможностей.

Коммун. неудача – обрыв коммуникации или отсутствие понимания и взаимодействия в процессе общения.

Грайс “Принципы речевой кооперации” – постулаты Грайса:

а) максима кол-ва – каждый должен говорить не >, чем следует, но и не <, чем следует.

б) максима качества – не говори того, что считаешь ложным, не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований

в) максима отношения – не отклоняйся от темы

г) максима способа – выражайся ясно, будь краток, будь организован.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных