Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ВОКАЛИЗМ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ




1. Вокализм. Артикуляционная и акустическая характеристика гласных звуков.

2. Фонетические процессы в области гласных звуков (аккомодация, редукция, йотация, переход звука [и] в [ы].

3. Фонетическая транскрипция текста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Вокализм. Система гласных звуков современного русского языка. Артикуляционная классификация гласных.

Таблица артикуляции гласных звуков

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие из голоса при почти полном отсутствии шума. Артикуляционная характеристика гласных звуков современного русского языка осуществляется по следующим признакам: 1) по степени подъёма спинки языка; 2) по месту подъёма спинки языка; 3) по наличию/отсутствию лабиализации; 4) по наличию/отсутствию ударения.

Подъём   Р я д
Передний ряд Средний ряд Задний ряд
Верхний И Ы У
Верхне-средний Ь ИЭ    
Средний Э Ъ О
Средне-нижний   Λ  
Нижний   А  
Лабиал./нелабиал. НЕЛАБИАЛИЗ. НЕЛАБИАЛИЗ. ЛАБИАЛИЗ.

II. Фонетические процессы в области гласных звуков современного русского языка

Фонетические процессы в области гласных:

1. Аккомодация – частичное приспособление артикуляции гласных [а], [о], [у], [ы] картикуляциирядом стоящих мягкихсогласных. Аккомодация может быть прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная аккомодация -это частичное приспособление начала артикуляции (экскурсии) последующего гласного звука к концу артикуляции (рекурсии) предшествующего согласного звука: мясо [ м' ˙а́ съ], мёд [м' ˙о́ т], люк

[л' ˙у́ к]. Регрессивная аккомодация – частичное приспособление конца артикуляции (рекурсии) предшествующего гласного звука к началу артикуляции (экскурсии) последующего согласного звука: мать [ма́˙т'], моль [мо́˙л'], куль [ку́˙л'], мыть [мы́˙т']. Если гласные [а], [о], [у] находятся между мягкими согласными, то происходит двойная аккомодация – регрессивно-прогрессивная: мять [м' ˙а́˙ т'], в мёде [в м' ˙о́˙ д 'ь], в люке [ в л' ˙у́˙ к' ь].

2. Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная– это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [с ы н – с ы ны – с ы нΛвj ˙а́], [с у́́ днъ – с у да́ - с у дΛво́˙ị], вижу [в'и́ж у ], сыночек [с ы но́˙ч'ьк], дубликат [д у бл' и кат́].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Гласные [а] и [о] после твердых согласных в первом предударном слоге произносятся как ослабленный звук [а] - [Λ]: [сΛды], [дΛма], во втором предударном и заударном слогах – как гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный [ъ]: [съдΛво́т], [дъмΛво́˙ ị]. Гласные [а], [о], [э] после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как [иЭ], а во второй предударной и заударных позициях – как гласный переднего ряда верхне-среднего подъема [ь]: [л'иЭдо́к], [л'иЭса́], [п'ьтΛч'˙о́к], [л'ьдΛко́л], [по́˙ л˙ьсу]. Гласный [э] твердых согласных в первом предударном звучит как [ыэ], а во втором предударном и в заударных как [ъ]: [ш ыэ с'т'и́], [ шъс'т'иба́˙л'ныị].

Качественная редукция может быть частичной (в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова) и полной ( во всех остальных слогах); например, качественная редукция наблюдается в словах: вода [в Λ да́], водовоз [в ъ д Λ во́с], окно [ Λ кно́].

3. Йотация – осложнение гласного предшествующим мгновенным «j», йотированные гласные возможны: а) в начале слова: яма [ j ˙а ́м ъ], юла [ j˙у ла́], ель [j э л']; б) после гласных: твоя [твΛ j˙а́], ночная [нΛчна˙ ́j ь ]; в) после орфографических мягкого и твердого знаков: подъезд [пΛд j э ́ст], воробьи [върΛб' j и ].

4. Переход [и] в [ы] после твердых согласных наблюдается в следующих случаях: а) на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на твердый согласный, а корень начинается с И: и грать – сы грать; б) в составе фонетического слова: к Ире [ к - ы́˙ р'ь]; в) в сложных словах: пединститут [п'ь ды нст'иту́т]; г) в составе синтагмы: кот и слон [ко́т – ы - сло́н].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Вокализм. Фонетические процессы современного русского языка в области гласных звуков».

2. Законспектировать статью «Вокализм». Энциклопедия «Русский язык» (С. 74-75).

3. Затранскрибируйте предложения. Дайте характеристику всех гласных, используя таблицу артикуляции гласных звуков.

1) …Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 2) Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я; и вот уже мечтою странной душа наполнилась моя… 3) На холмах Грузии лежит ночная мгла; шумит Арагва предо мною. 4) Там, где море вечно плещет на пустынные скалы, где луна теплее блещет в сладкий час вечерней мглы, где, в гаремах наслаждаясь, дни проводит мусульман, там волшебница, ласкаясь, мне вручила талисман (А.С.Пушкин).

4. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных: [а]- [ы], [у]- [о], [и]- [э], [и]- [у], [э]- [о], [у]- [ъ], [ь]- [о], [ы]- [ь]?

5. Охарактеризуйте гласные звуки в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.

Атом, вьюн, глаз, грязь, ёж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цинк, черный, шелк, шест, шип, шок, эвенк, юг, ялик.

6. Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных. Определите ее тип.

1) [а]: рука, задание, ананас, книга; ряд, вязать;

2) [о]: очи, дорого, уголь, сковорода, облака; нёс, ковер, самолет;

3) [э]: небесный, невезение, вечер, человек; эхо, экран, эксперимент;

4) [и]: линия, линкор, линовать;

5) [ы]: сын, сыны, сыновья;

6) [у]: друг, друзья, дружелюбный, вытянуть.

7. Сколько звуков обозначают буквы Я, Е, Ё, Ю в следующих словах?

1) Я: я, яма, ясень, яркий, вязь, вялый, дядя, дятел, зябь, зять, ляг, мять, мяч, нянчить, пять, ряд, свая, борзая, аллея, батарея, фея, коллегия, элегия, соя, стоя, передняя, синяя, семья, скамья, свинья, ладья, судья, ничья, съязвить.

2) Е: есть, ей, если, ехать, ель; тень, день, пень, лень, мел, жезл; будущее, действие, легкие, жаркое, насекомое, скорее, белые, новые; аканье, тиканье, сиденье; съезд, въезд.

3) Ё: ёж, ёлка, ёрш, ёканье, ещё, всё, сёмга, жёлтый, лёжка, нёс, пёс, ружьё, жильё, гнильё, жнивьё; съёмка, съёмщик.

4) Ю: юг, юбка, юрта, юнга; бюро, бюст, дюжина, дюйм, жюри, нюанс, нюхать, пюре, пюпитр, рюкзак; пью, бью, вьюк, вьюн.

8. Протранскрибируйте словосочетания, учитывая переход И в Ы при произношении.

1) Климат Италии, брат Игоря, Осёл и Соловей, Конь и Всадник, Лягушка и Волк;

2) в Италии, с Ирой, в игре, без идей, под именем;

3) с (играть), по (играть); под (искать, по (искать); без (исходный, иглый);

4) пед (институт), обл (исполком).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 42-47.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону. 1997. С.19-21.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и Литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Практикум по фонетике, графике, орфографии современного русского языка: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 - Русский язык и литература», «03 30 00 - Родной язык и литература» /Сост. Л.П.Колоколова. Стерлитамак, 2001. С.4-5.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

8. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1, 1982. С. 14-21.

9. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов.М., 1997. С. 74-75, 87-88.

10. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С. 107-108, 112-113.

11. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 37-38, 42-45

12. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. М., 1984.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных