Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Романтизм в Западной Европе и США.




Романтизм, как художественная система, представляет собой с одной стороны следствие всех тенденций предшествующих эпох, с другой стороны, основу для многих явлений последующих периодов, продолжающих нереалистические тенденции(декаданс, символизм, модернизм, постмодернизм).

Романтизм 19-го века с одной стороны представляет собой наивысшее воплощение, которое было присуще человечеству с начала его самосознания, а с другой стороны – это формирующаяся, или уже сформированная художественная система, которая включает в себя, помимо литературы, и философию, и музыку, и живопись, и скульптуру, и экономику, и юриспруденцию.

Романтизм, как художественная система, имеет и общие истоки, и национальные отличия, с связи с чем следует говорить и о типологических сходствах, и о национальных различиях, и о взаимовлияниях. Также необходимо соотносить национальные литературы со всем национальным искусством(прежде всего с живописью), поскольку поиски романтиков велись и в направлении поисков уникального метаязыка, синтезирующего в себе языки всех видов искусства.

Хронологически, а также по сыгранной в культуре роли первое место занимает немецкий романтизм.

В силу своей связи с философией теоретической разработанности, особой яркости и необычности художественных произведений именно немецкий романтизм оказал наибольшее влияние на другие европейские романтические системы. Немецкий романтизм тесно связан с философскими системами идеалистов Фихте и Шеллинга, с религиозными идеями Шлейермахера, с этикой и историографией Гемстергейса, что и нашло отражение в изображении мира человека и природы, отношение к искусству, общественной жизни и любви, когда между всеми этими сферами прорисовывается связь.

Немецкий романтизм делится на два этапа:

1) Йенский. Его центральными фигурами выступают: Новалис, Шлегель, Тик, Ваккенродер, Гёльдерлин.

В этот период авторы ориентируются на идеалистические системы Фихте и Шеллинга, которые сыграли ключевую роль в формировании эстетики романтизма, основой которой выступает связь между человеком и богом, философией и литературой, формируется концепция любви, как особой формы познания, а также представления о творческой личности, творческом акте и интеллектуальной интуиции. Также складывается понятие романтической иронии, которая представляет собой отстранённое восприятие окружающей жизни сквозь призму эстетики. В данном периоде практически отсутствует трагическое мироощущение, которое будет преобладать на втором этапе.

2) Гейдельберский. Э.Т. Гофман.

На данном этапе, когда становится неоспоримым, что романтический идеал недостижим, усиливаются тенденции пессимизма и иронии, определяющей становится философское учение Шопенгаурена о мировой воле.

В этот период углубляется характерная для романтизма концепция двоемирия, в связи с чем особую роль приобретает художник, как личность, способная видеть другие миры и проникать в них.

Гейдельберский этап, в отличие от предыдущего этапа, когда развивается преимущественно лирика, становится временем развития прозы.

Следующим этапом развития литературы германии становится творчество Генриха Гейне, в котором наряду с тенденциями романтизма развиваются и становятся преобладающими реалистические тенденции.

Во Франции на данный период открытия романтизма совершаются на уровне повторного открытия человеческой души, когда исправляется специфический перекос литературы эпохи просвещения отдававшей приоритет разуму. При этом категория души у французских романтиков имеет мало общего с той же категорией у немцев, которые воспринимают человеческую душу частью всеобщего универсума(всеобщее единое начало). Душа французов – это нечто сугубо личное и потому во французской лирике(Де Мюссе, Де Виньи) чаще всего звучат интимно камерные мотивы, при этом подчёркивается обособленность души от мира. Эти мотивы будут жить во французской литературе вплоть до Жерара де Нерваля, в творчестве которого впервые прозвучит мысль о всеобщих связях единого одушевлённого мира.

Также французский романтизм характеризуется своим интересом к противоречиям и классовой борьбе своего времени, что в частности, отразилось в творчестве Жорж Сант и Виктора Гюго.

Интерес романтиков к эмоциональной сфере приводит к открытию не только мира человеческих чувств, но и внутреннего мира человека как такового. Именно ими была открыта зависимость темперамента человека от географического места проживания, а мотивы человеческих поступков уже романтики часто объясняли особенностями темперамента. Также романтиков впервые заинтересовал вопрос насколько среда оказывается решающим фактором в формировании характера человека и его личности как таковой.

Всё это в последствии оформится как принцип психологизма, который станет одним из фундаментальных для будущего реализма.

Ещё одной особенностью французского реализма становится интерес к истории, как фактора формирования личности, когда сам тип этой личности формируется, как следствие реальных исторических обстоятельств.

Спецификой английского романтизма становится его бунтарски богоборческие тенденции, ярче всего проявившиеся в творчестве Джорджа Гордона Байрона.

Специфика литературы английского романтизма и в её интересе к внутреннему миру человека, в котором равноценную роль играет и душа, и разум. Эти мотивы, в частности, характерны для представителей так называемой озёрной школы(Джон Китс, Уильям Вордсворт, Роберт Саути). Таким образом у английских романтиков преобладает мотив приоритета познания осуществляемого на стыке логического и чувственного, причём пути этого познания часто за гранью добра и зла, отсюда некоторый демонизм героев романтизма, в частности Байрона и Шере. Также для английского романтизма характерен интерес к истории, как фактора формирования исключительной личности(Вальтер Скотт).

Проводя параллели между прошлым и настоящим, интересуясь факторами формирования личности английские романтики наряду с французскими создают основу для будущих принципов психологизма и социологизма, на которых будет основан в последствие реализм.

Спецификой американского романтизма является то, что именно с него начинают формироваться национальная американская литература на основе европейской(в частности в творчестве Эдгара По отчётливо прослеживаются традиции страшной романтики, позаимствованной в частности у Гофмана, а в романах Фенимора Купера очевидно влияние Вальтера Скотта).

Именно в американском романтизме закладываются жанры, которые впоследствии будут разрабатываться уже европейской литературой рубежа 19-20 веков. Таковы детективные, мистические и психологические новеллы Эдгара По, традиции которых будут восприняты английским неоромантизмом рубежа 19-20 веков(Артур Конан Дойл).

Интересным явлением поэзии американского романтизма стало творчество Лангфелло, поэма «Песнь о Гайавате», в которой предпринимается попытка создания эпоса на основе индейской мифологии и традиций европейского эпоса.

Литература английского романтизма складывается в специфических условиях, когда уже на предыдущем этапе ключевой темой становится свобода слова(начиная с билля о правах). Первый этап английского романтизма связан с творчеством так называемых поэтов-лейкистов(среди которых Саути, Ворцвард, Корейдж) известных также, как поэты озёрной школы. Каждый из поэтов этой группы создаёт неповторимый стиль, и каждый имеет свой взгляд на теорию романтического искусства, которое в их понимании может как связываться с представлениями о явлениях своего времени, так и развиваться в отрыве от происходящих событий. Следует учитывать, что деятельность их, равно как и других романтиков Англии развивается в период завершения промышленного переворота и выработки новых взглядов на мир и на искусство, который подводил итог исканиям просветителей, а также открывал новую страницу в истории лирической поэзии.

Своего рода символом не только английского романтизма, но и всей романтической эпохи становится творчества Джорджа Гордона Байрона.

В связи с Байроном формируется понятие «Байронизма» и Байронического героя: мрачная пессимистическая тональность и настроенность, загадочная власть над людьми, определённый тип поведения и отношения к жизни. Позиция Байрона была тесно связана с его активным участием в национально освободительной борьбе и в политической деятельности.

Эстетика Байрона тесно связана и с просвещением, и с классицизмом, тенденции которых прослеживаются и в используемых им жанрах, в частности лиро-эпическая поэма(паломничество Чайльда Гарольда), представляет собой своеобразный сплав лирического и эпического начал, с помощью которого решается вопрос о взаимоотношениях героя, автора и лирического персонажа.

Особым циклом выступает восточный цикл поэм(Гяур, Лора, Корсар, Абидосская Невеста), в которых формируется общий тип героя, ключевая черта которого – романтический индивидуализм.

Поздний этап английского романтизма представляет творчество Вальтера Скотта, автора как исторических романов, так и исторических сочинений, представляющих собой жизнеописание современников-писателей. Специфика подхода Вальтера Скотта к истории в том, что её события он рассматривает сквозь призму интересов его современников.

Литература французского романтизма.

Здесь романтизм возникает позже, отличается интересом к фольклорным традициям и глубокому изучению древности, при этом практически не развивается жанр героической и эпической песни и преобладающим остаётся влияние классицизма.

Три этапа французского романтизма:

1) Представлен творчеством Шатобриана и Жермены де Сталь. Оба автора творили в период революции и пост революции и потому, по их мнению, романтическое мироощущение тесно связано с бунтом и революцией, тяга к которым заложена в самой природе человека.

Опыт революционной эпохи отвергает идею мирного постепенного развития человечества, и человеку всегда присуще скрытое волнение и недовольство, что особенно характерно для периодов общественного упадка.

2) Отличается большей сложностью и противоречивостью, связан с эпохой реставрации, которая в это время была не только временем торжества феодальной реакции, но и временем продолжения промышленного переворота, и именно в этот период в стране зреют могучие оппозиционные силы.

В данный период идёт борьба с идеалами демократического просвещения теоретиков реакционного лагеря. Именно поэтому, большинство произведений этой эпохи носит пессимистический характер, либо творчество становится интимно-камерным(де Виньи, де Мюссе).

Основной идеологической мыслью становится отрицание творческой активности человека, внушается идея покорности, смирения.

Характерные черты литературы: отвращение к действительности, тяготение к примитивно-патриархальным формам, интерес к мистике. Между тем есть и положительные тенденции, поскольку именно в этот период происходит перелом в мировоззрении молодого Гюго, который переходит на позиции прогрессивного романтизма, следствием этого становится зарождение в 20-х годах французского исторического романа, расцвет историографии и прозы.

Литература реализма 19-го века.

Начиная с 30-х годов 19-го века в европейской литературе, прежде всего в Англии и во Франции формируется реализм как направление. Во всех прочих странах школы реализма формируются позже.

На формирование реалистического искусства влияют и сочинения экономистов Англии, и работы историков Франции, и работы естествоиспытателей Европы 18-го – 19-го веков.

Основой реализма 19-го века становится идея социально-временной обусловленности явлений и характеров.

Классический реализм представляли Бальзак и Толстой.

Важной является и необходимость классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие. Этим реализм в корне отличается от романтизма, который лишь показывает общечеловеческие и глобальные явления в психике и мироздании, которые при этом имеют статус уже сложившихся и вневременных.

Реализму характерен строгий слом характера под воздействием каких-либо событий.

Реализм остаётся закономерным продолжением открытий романтизма, и в этом отношении коренным образом отличается от рационалистического реализма 18-го века, который ориентируется лишь на общие. Реализм же 19-го века обращается и к общему, и к индивидуальному, что обусловлено ориентацией на два принципа: социологизма(кто ты есть?) и психологизма(как ты этого добился?).

Уже на этапе романтизма формируется историзм, но это так называемый историзм прошлого.

Реалисты же создают историзм настоящего, и потому собственно историческая тема практически уходит из произведений. У романтиков время и место зачастую условно. Реалисты же, изображая конкретное время, интересуются прежде всего социально-временными условиями формирования личности.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где и разворачиваются основные социальные конфликты. Особый статус приобретает тема денег, если у романтиков деньги выступали, как разрушительное начало в абстрактном плане, то у реалистов деньги выступают как реальный двигатель современного общества.

Автор-реалист, следуя открытиям романтиков, стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя, причём, в основном, в первое время это делается посредством применения законов логики к движениям души, которые чаще всего нелогичны.

Между тем такие авторы, как Геббель, Флабер, Теккерей, Мериме находят новые способы изображения душевного мира человека, используя подтекст и символ.

В целом реализм тяготеет к изображению широких картин к исследованиям причин и следствий, и потому основным его жанром выступает роман: социальный, социально-психологический, иногда роман-воспитание.

На данном этапе драма оказывается развитой меньше, и лишь к концу 19-го века с усилением конфликтности эпохи эта ситуация будет меняться. Самые яркие образцы драмы появляются в это время в Германии, во-первых из-за ситуации с затянувшимся романтизмом, во-вторых в силу напряжённости социальной жизни и нерешённостью национальных проблем.

В сравнении с романтизмом претерпевает изменения поэзия, с одной стороны всё большее значение приобретает форма стиха, что в частности характерно для постромантиков и прерафаэлитов в Англии, Бодлера – во Франции, Гейне – в Германии.

С другой стороны поэзия становится всё более интимной, часто приобретающей мистические черты за счёт использования второго плана и подтекста.

Одновременно, в поэзию проникает тема города. Из философской, как у романтиков, она превращается в интеллектуальную, как у Бодлера.

Поэзия теперь лишается риторики, апеллирует к выразительности и смысловой наполненности образа, и в ней, таким образом, возникают, предсимволистские черты.

Начиная с середины 19-го века, в литературе происходит перелом, когда в ней формируются черты, которые приведут к развитию натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма.

Самым значительным явлением на данном этапе выступает французский реализм, который рождается и как продолжение тенденций, отразившихся в исторических и психологических романах романтизма. И под влиянием учения французских историков, и как следствие проникновения в литературу естественно-научных взглядов. Одним из первых реалистов становится Стендаль. Самым известным романом Стендаля становится «Красное и чёрное», в котором присутствует связь с реальными историческими событиями, в частности – наполеоновская тема, прослеживается связь с психологическим романом романтизма, что связывается с понятием эволюции человека и общества в романе. Роман «Пармская обитель» представляет собой изображение современной Франции под маской Пармы, что сообщает роману критический пафос.

Крупнейшим реалистом данного периода выступает Оноре де Бальзак, в творчестве которого преломляются философские, исторические, естественно-научные и экономические основы эстетики.

Задавшись целью всесторонне изучить законы развития общества и направления эволюции человека, Бальзак создаёт цикл романов, из которых самым известным остаётся «Человеческая комедия»: «Евгения Гранде», «Отец Горео», «Утраченные иллюзии» и т.д.

Бальзак решает такие масштабные вопросы, как зависимость нравственности от денег, сущность семейных отношений. Концепция общества, проблема утраченных иллюзий и нравственного идеала, обречённость красоты и нравственности. Бальзак становится основоположником французского реализма, одновременно формируя почву для будущего натурализма.

Ещё одним ярким представителем реализма выступает Проспер Мериме, творчество которого несёт в себе мощную романтическую составляющую. Связь с романтизмом прослеживается прежде всего в связи с историческими романами «Жакерия» и «Хроника времён Карла 9-го». Развивая психологическую тему Мериме пишет психологические новеллы, в частности «Этрусская ваза», «Двойная ошибка». В целом новелла как жанр оформляется в творчестве Мериме в 30-е – 40-е годы, когда он пишет экзотические новеллы и мистические новеллы.

Более поздний этап французского романтизма Гюстав Флобер, для которого ключевой темой остаётся новое толкование проблемы утраченных иллюзий человека, что становится причиной его нравственного падения и деградации. Роман воспитания чувств представляет собой новый тип романа воспитания, когда трансформируются способы создания характера и эволюции этого характера под влиянием обстоятельств. Особы произведением выступает «Искушение святого Антония», в котором поднимается проблема Бога и дьявола, аскезы и полнокровной жизни, Христа и пантеизма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных