Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




 

Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же села, города, области, народа оказывается известною научной фикцией, так как он слагается из индивидуальных фактов языка. В этом крайнем проявлении отрицания общего в языке уже сформулирована проблема языка, речи и речевой деятельности. Дифференциация этих понятий наблюдается в работах многих выдающихся языковедов XIX-XX вв.: И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Г. Штейнталя и др. В. фон Гумбольдт подчеркивал, что язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что сама речь в устах народа.

Разграничение понятий "язык", "речь", "речевая деятельность" впервые наиболее четко и последовательно провел Ф. де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общей категории - речевой деятельности, которая является одновременно фактом физическим, физиологическим и психическим, а также относится к сфере индивидуального и социального. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, социальный по существу и независимый от индивида; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь. Язык и речь, отмечает Соссюр, тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое

­ Конец страницы 38 ­

¯ Начало страницы 39 ¯

действие, речь необходима для того, чтобы установился язык. Хотя язык и речь в своем существовании взаимообусловлены, они не сводимы друг к другу.

Различие между языком и речью на физиологическом уровне обусловлено устройством и функционированием головного мозга. Своей внутренней (идеальной) формой единицы языка привязаны к левому полушарию мозга, единицы речи - к правому. Идеальная (внутренняя) структура языка-речи, применимая к любому языку, изображается в виде геометрической фигуры -двенадцатигранника, где верхняя пирамида - язык - соотносится с левым полушарием, а нижняя - речь - с правым полушарием мозга (см. схему). Язык обеспечивает понятийно-смысловую, а речь - образно-смысловую сторону одних и тех же формальных элементов. Структурное и функциональное единство языка-речи обусловлены таким же единством двух полушарий головного мозга, работающих в норме только в непрерывных контактах друг с другом.

Речевая деятельность в этом идеальном системно-структурном образовании выступает как обмен импульсами между ее частями, который приводит в действие физиологический механизм языка. В речевой деятельности материализуются и реализуются элементы языка-речи. Эти материализованные и реализованные элементы представляют собой внешние многообразные формы многочисленных языков.

В речевой деятельности создается текст - устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или романа). Во внутренней речи создается внутренний текст, то есть речевое произведение, сложившееся в уме, но не воплотившееся в устной или письменной речи. Известный русский языковед Л.В. Щерба (1880-1944), рассматривавший речевую деятельность как психофизиологический процесс, выделял следующие ее основные виды: говорение, аудирование, чтение и письмо.

­ Конец страницы 39 ­

¯ Начало страницы 40 ¯

Структура слова (язык - речь)

 

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.

Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в отличие от абстрактности языка-речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.

Итак, язык как явление может быть представлен тремя аспектами - языком, речью и речевой деятельностью, с соответствующими каждому аспекту лингвистическими единицами:

 

язык речь речевая деятельность
фонема аллофон звук, или фон
морфема алломорф морф
лексема аллолекс лекc
семема значение сема
слово словоформа словоупотребление
предложение высказывание фраза

 

Часто в языкознании пользуются только двумя терминами "язык" и "речь", включая в последнее понятие речевую деятельность.

Таким образом, язык и речь образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в отдельности. Речевая деятельность представляет собой каждый раз новое психофизиологическое, материальное воплощение этого структурного феномена. В речевых произведениях материальные структурные элементы и отношения между ними представляются, как правило, в разных комбинациях. Некоторые из них применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тыся-

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

чах и миллионах высказываний, другие используются реже, третьи совсем редкою. Исследуя материал речевой деятельности -тексты, ученые постигают стоящую за этим материалом систему языка.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

 

Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение вопроса о функциях языка привело к выделению общественных функций языка, вытекающих из его роли в человеческом обществе, и внутриструктурных функций, представляющих собой проявление сущности и природы языка.

В самом общем плане под внутриструктурными функциями языка понимают выражение языковой формой определенного содержания, смысла. Отсюда вытекает одна из важнейших функций языка - мыслеформирующая, в которой язык служит средством формирования и выражения мысли. В. фон Гумбольдт называл язык "образующим органом мысли". Мысль тогда становится оформленном и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Язык материализует и выражает мысль прежде всего словом, с помощью которого именуются предметы, явления, действия.

Способностью слова служить средством наименования предметов и явлений с определяет еще одну из важнейших внутри-структурных функций языка- номинативную. Приобретенное словом свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи становится ее знаком, что позволяет оперировать мыслью о вещи: выводить понятия о предметах, отражать существенные их свойства, строить суждения и умозаключения.

От внутриструктурных функций языка - мыслеформирую-щей и номинативной, связанных с мышлением человека и его отношением к действительности, следует отличать функции языковых единиц, связанных с устройством самой языковой системы. В этом случае говорят о функции фонемы, морфемы и других структурных единиц языка, о функции подлежащего, сказуемого,

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

дополнения и т.д. Эту функцию называют метаязыковой (от греч. meta- после, за, через), которая служит для описания самого языка.

Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг • другу свои мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друг/га, организовать совместную деятельность во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование: и развитие человеческого общества.

Второй основной социальной функцией языка является аккумулятивная (от лат. accumulatio - накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребностироста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.

Помимо основных внутриструктурных и общественных функций языка выделяют второстепенные, которые обусловливаются основными и взаимодействуют с ними. К частным функциям языка относят: экспрессивную - функцию выраже-ния настроений и эмоций говорящего; контактоустанавливающую, или фатическую - функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует (обмен репликами о погоде, о здоровье и т.д.); эстетическую - функцию эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.); апеллятивную - функцию призыва, побуждения к тем или иным действиям и некоторые другие. Иногда выделяют свыше 25 функций языка и функций его единиц.

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

 

Глава IV.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных