Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Можно иметь значимость, но не иметь значения.




Когда говорят о значимости слова, обыкновенно и прежде всего думают о его свойстве репрезентировать понятие — это действительно один из аспектов языковой значимости. Но если это так, то возникает вопрос, чем же значимость отличается от того, что мы называем значением и являются ли эти два слова синонимами. Смешать их легко, тем более что этому способствует не столько сходство терминов, сколько тонкость обозначаемых ими различий.

Значимость, взятая в своем концептуальном аспекте, есть, конечно, элемент значения, и весьма трудно выяснить, чем это последнее отличается от значимости, находясь вместе с тем в зависимости от нее. Между тем этот вопрос разъяснить необходимо, иначе мы рискуем низвести язык до уровня простой номенклатуры.

Возьмем, прежде всего, значение, как его обычно понимают. Значением является то, что находится в отношении соответствия (contre-partie) с акустическим образом. Все происходит между акустическим образом и понятием в пределах слова, рассматриваемого как нечто самодовлеющее и замкнутое в себе. Но вот в чем парадоксальность вопроса: с одной стороны, понятие представляется нам как то, что находится в отношении соответствия с акустическим образом внутри знака, а с другой стороны, сам этот знак, то есть связывающее оба его компонента отношение, также и в той же степени находится в свою очередь в отношении соответствия с другими знаками языка.

Раз язык есть система, все элементы которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновременного наличия прочих, согласно нижеследующей схеме, то спрашивается, как определенная таким образом значимость может быть спутана со значением, то есть с тем, что находится в соответствии с акустическим образом?

Прежде всего констатируем, что и за пределами языка всякая значимость [именуемая в этом случае ценностью] всегда регулируется таким же парадоксальным принципом.

В самом деле, для того чтобы было возможно говорить б ценности, необходимо:

1) наличие какой-либо непохожей вещи, которую можно обменивать на то, ценность чего подлежит определению;

2) наличие каких-то сходных вещей, которые можно сравнивать с тем, о ценности чего идет речь.

Оба эти фактора необходимы для существования ценности. Т.е. слову может быть поставлено в соответствие нечто не похожее на него, например понятие, а с другой стороны, оно может быть сопоставлено с чем-то ему однородным, а именно с другими словами. Таким образом, для определения значимости слова недостаточно констатировать, что оно может быть сопоставлено с тем или иным понятием, то есть что оно имеет то или иное значение; его надо, кроме того, сравнить с подобными ему значимостями, то есть с другими словами, которые можно ему противопоставить. Его содержание определяется как следует лишь при поддержке того, что существует вне его. Входя в состав системы, слово облечено не только значением, но еще главным образом значимостью, а это нечто совсем другое.

 

По Ч. Пирсу

Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название.

Классификация знаков:

1) Иконы(или подобия) - знаки, чьи означаемое и означающее содержание сходны качественно или структурно. (фотография, звукоподражательные слова, план сражения, если считать сражение означающим)

2) Индексы (или указатели) – отношения между означ. и означ. по смежности в пространстве или во времени. (Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, местоимения)

3) Символы – связь означаемого и означающего условная, по договору. Форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Символы по Пирсу – знаки по Соссюру. Например, знак сложения «+»никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Символы – любые значки, придуманные человеком.

 

По К. Бюлеру

Делит знаки по функциям.

1) Симптомы выполняют функцию выражения (экспрессивная) – выражается состояние говорящего (междометия ай, ох)

2) Сигналы выполняют функцию призыва, обращение к слушателю (аппелятивную). Команды, вопросительные предложения

3) Символы выполняют функцию «представления», репрезентативная (экспликативная) функция, когда один другому передает сообщение. Самая существенная функция, благодаря ей осуществляется коммуникация.

 

7. Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка.

Парадигматические и синтагматические отношения связаны единицами разной степени сложности. Противопоставление этих отношений отражает разноуровневый характер языка.

Синтагматические отношения – это сочетаемостные отношения, устанавливающиеся между единицами, как в системе языка, так и в речевой цепи. Речевая цепь имеет протяженность во времени (в устной форме) и имеет линейный аспект (в письменной форме). Синтагматика – это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи. (Синтагматические отношения — это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени.)

Парадигматические отношения – это отношения между единицами одного уровня, которые объединяются в классы (множества) на основе какого- то тождества (т.е. наличия какого-то сходства) и различия. Члены одной парадигмы противопоставлены друг другу, находятся в отношении оппозиции, различаются по их дифференциальным признакам. Группировки слов в классы – синонимов, антонимов, тематических групп, частей речи и т.п. - дают пример различных проявлений парадигматических отношений в лексике.

Под парадигматикой понимается совокупность элементов, связанных парадигматическими отношениями, например, парадигма падежных форм существительного, парадигма временных форм глагола и т.д. Парадигматические отношения – это отношения между единицами, могущими занять место друг друга в одной и той же позиции.

Язык представляет собой сложную семиотическую структуру, иерархически стратифицированную на ярусы. Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В любом ярусе языковой структуры могут быть выделены свои уровни. Для каждого яруса может быть выделена его основная единица. Для морфологического яруса основной единицей является морфема, а для фонологического – фонема. Между фонологическим и морфологическим ярусами есть зона морфонологии, не образующая особого яруса. Никаких морфонем как особых единиц не существует.

Фонология — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Фонема - это минимальная абстрактная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н.С.Трубецкой и С.К.Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики

Морфология оказывается широкой областью, при делении грамматики на морфологию и синтаксис. Основной единицей морфологического уровня является морфема - мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - семантическая и фонетическая. Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда.

Синтаксический ярус является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей. В истории науки существовало 3 точки зрения:

Одна из них сложилась в рамках московской лингвистической школы (Фортунатов). Последователи этой школы считали, что основной единицей языка на связанной речи является словосочетание, поскольку именно из него строится предложение, т.е. словосочетание - основной стройматериал.

Эту точку зрения развивал академик Шахматов, который считал, что не словосочетание, а именно предложение является основной синтаксической единицей, поскольку словосочетание не может быть единицей общения людей, т.е. у словосочетания нет коммуникативной функции.

Другую точку зрения выдвинул В.В. Виноградов, который примирил обе бывшие точки зрения. Он считает, что на синтаксическом ярусе существует две единицы, т.е. и словосочетание и предложение. Но словосочетание у Виноградова выполняет структурно-номинативную функцию, а предложение выполняет структурно-коммуникативную, т.е. раз у них разные функции, значит одна дополняет другую.

Основной языковой единицей является слово – это чисто семиотическая (знаковая) единица, воплощенная в членораздельных звуках (или их письменных заменителях) и имеющая самостоятельное, т.е. независимое от других таких же единиц конкретное или отвлеченное значение. Слова не материальны, но всегда выражены материальными речевыми единицами. Совокупность всех слов со всеми правилами их построения, соединения, их членения, изменения и звуковой передачи составляет язык.

Слово можно рассматривать в его отношении к системе звуковых средств его выражения – фонологический ярус; можно рассматривать в отношении к системе его значимых несамостоятельных частей (повторяющихся в других словах) – морфологический ярус; наконец – в его отношении к системе сочетаний с другими словами – синтаксический ярус.

 

ярус элемент функция
Синтаксический Предложение или словосочетание коммуникативная
Лексический Слово Номинативная (нарицательные совмещают ее с семасиологической)
Морфологический Морфема Семасиологическая (выражает понятия – корневые, т.е. вещественные и некорневые двух видов: значения признаков [-ость], [-без-], [пере-] и значения отношений [-у], [-ишь])
Фонетический Фонема Перцептивная (быть объектом восприятия) и сигнификативная (различать значимые элементы языка)

 

8. Язык и речь; организация системы языка: единицы и варианты; контрастная, дополнительная дистрибуция, свободное варьирование; синтагматико-парадигматические отношения.

Впервые проблема разграничения языка и речи появилась в работах Гумбольдта. Он писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа». Развитию этого положения Гумбольдта посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра.

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида; другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение». И далее: «Оба эти предмета тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность, язык и речь. По его мнению, «речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективизировать эти комбинации». Мы различаем устную и письменную речь, прямую и косвенную, деловую и художественную, монологическую и диалогическую. Все это разные использования возможностей языка, разные формы применения языка в той или иной ситуации общения. Язык же – это достояние коллектива и предмет истории. Он объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи.

Позднее Н.С.Трубецкой ввел еще понятие речевого акта – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.

Единицы языка — элементы системы языка, неразложимые в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленные друг другу в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Могут быть разложимыми на единицы низшего уровня. В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня. Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются материальные единицы языка — т.е. те, которые имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение). Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются: односторонние — те, которые не имеют собственного значения (фонема, слог); двусторонние — помимо звучания, наделенные значением (морфема, слово, предложение), могут также называться высшими единицами языка.

Для материальных единиц языка характерно одновременно существование в виде множества вариантов — различных проявлений (модификации, реализации, манифестации) одной и той же единицы. Все единицы языка вариативны, реализуются в речи в виде множества экземпляров.

Под дистрибуцией данного элемента обычно понимают сумму всех окружений, в которых он встречается, то есть сумму всех (различных) позиций элемента относительно позиций других элементов. Понятие дистрибуция отражает тот факт, что каждая языковая единица (за исключением предложения) обладает ограниченной в большей или меньшей степени способностью сочетаться с другими подобными единицами.

Типы дистрибуции:

1. Дополнительная (комплементарная) — два элемента никогда не встречаются в одинаковой позиции; этот тип характерен для вариантов одной и той же единицы (так, более открытый и более закрытый гласный в словах «дед» и «деть», первый из которых встречается в русской речи перед твёрдыми, а второй — перед мягкими согласными; являются вариантами фонемы [е]);

2. Контрастная — два элемента встречаются в одинаковых окружениях.

· Функционально различные единицы (например, два звука, замена одного из которых другим влечёт за собой различие в значении), принадлежащие к одному классу

· «свободное чередование» факультативных вариантов одной и той же единицы (например, вибрирующее и грассированное r во французском языке, окончания «-ой» и «-ою» в творительном падеже единственного числа в русском языке).

Язык представляет собой систему синтагматико-парадигматических отношений. Парадигматические отношения являются прямым следствием системности языка, синтагматические же отношения связаны с линейностью речи.

Синтагматические отношения – это сочетаемостные отношения, устанавливающиеся между единицами, как в системе языка, так и в речевой цепи. Речевая цепь имеет протяженность во времени (в устной форме) и имеет линейный аспект (в письменной форме). Синтагматика – это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи. (Синтагматические отношения — это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени.)

Парадигматические отношения – это отношения между единицами одного уровня, которые объединяются в классы (множества) на основе какого- то тождества (т.е. наличия какого-то сходства) и различия. Члены одной парадигмы противопоставлены друг другу, находятся в отношении оппозиции, различаются по их дифференциальным признакам. Группировки слов в классы – синонимов, антонимов, тематических групп, частей речи и т.п. - дают пример различных проявлений парадигматических отношений в лексике.

Под парадигматикой понимается совокупность элементов, связанных парадигматическими отношениями, например, парадигма падежных форм существительного, парадигма временных форм глагола и т.д. Парадигматические отношения – это отношения между единицами, могущими занять место друг друга в одной и той же позиции.

Отношение между парадигматическим и синтагматическим аспектами заключается также в том, что: - парадигматика изучает классы таких элементов, из которых каждый может выступать в данном сообщении в данный момент его развертывания, т.е. взаимозаменяемых элементов; - синтагматика изучает элементы, которые не могут выступать в один и тот же момент высказывания, заменяя друг друга, но всегда либо предшествуют, либо следуют друг за другом во времени.

В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагматическими являются отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагматической связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (исключение составляют все случаи повторов, где в синтагматические отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагматические отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксических соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей.

Парадигматические отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигматических отношениях форм слов или синтаксических конструкций выявляются разные грамматические значения одной и той же единицы. Так, например, в падежной парадигме имени существительного выявляются разные значения его форм (абстрактные падежные значения); в спряжении глагола в настоящем и будущем времени выявляются его разные личные и числовые значения, в прошедшем времени - разные родовые и числовые значения, а в парадигме форм наклонения - разные модальные значения (изъявительности, сослагательности, побудительности); в парадигме предложения выявляются его разные объективно-модальные значения

Органы речи

Все органы речи имеют прямые биологические функции. Применение этих органов для производства речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку».

Инициация. Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легкий, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы.

Фонация. Средний этаж – гортань – состоит из двух больших хрящей: перстневидного и поставленного на нем щитовидного. Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, а нижние – к маленьким черпаловидным хрящам, которые имеют вид треугольников и могут также раздвигаться и сдвигаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внутренней стенке «печатки» перстневидного хряща. Центральные края занавеса из мускулистой пленки называются голосовыми связками. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами – межхрящевая щель. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель.

Артикуляция. Надставная труба начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы – две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости небо, передняя часть – твердое небо, задняя – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком(увулой). Увула поднята – ротовые звуки; опущена – носовые.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой тембр. Полость рта, наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с нижней губой (п, б, м) или образовывать с ней губное сужение (англ.w), губы могут дрожать (главным образом, нижняя – тпру); обе губы могут вытягиваться в трубочку (у) или округляться в колечко (о); нижняя губа может образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в).

Язык – самый подвижный из органов речи. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить кончик языка (апекс). Кончик языка может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними межзубную щель, может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (рус. Зубные), к краю верхней десны (нем.гингвальные т, д, н, л), к альвеолам (англ.т, д, н, л); может загибаться вверх к твердому небу (т,д,н,л – индийские языки); может образовать в тех же местах сужения (с, з), может дрожать у твердого неба (р) или же быть опущенным вниз, что обычно при произношении гласных.

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (ш,ж). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подниматься к твердому небу, образуя с ним сужение (й). Задняя часть может смыкаться с мягким и твердым небом, поднимаясь вертикально или сдвигаясь вперед или назад (к,г).

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (франц.р). Надгортанник может образовывать сужение с задней частью глотки (надгортанниковые согласные арабского языка).

 

Артикул. разбор слова Согласные 1. Место образования Губно-губные: п, б, м, п', б', м' Губно-зубные: в, ф, в’, ф’ Переднеязычные зубные: д, н, л, т, с, з, ц и мягкие Переднеязычные передненебные: ш, ж, ч, р и мягкие (все) По Князеву – л' Среднеязычные средненебные: j Заднеязычные средненебные: к’, г’, х’ Заднеязычные задненебные: к, г, х 2. Способ образования Щелевые срединные: с, з, ш, ж, в, ф, j и мягкие (все) Щелевые боковые: л, л’ Смычные носовые: м, н (и мягкие) Смычные взрывные: п, б, т, д, к, г (и мягкие) Смычные аффрикаты: ц, ч’ Смычные имплозивные: дд тт (обозначение под первой буквой - >) это взрывные перед взрывными, аффрикаты перед аффрикатами, взрывные перед аффрикатами. Смычные дрожащие: р, р' 3. Участие голоса Звонкие: р, м, л, н, j, б, в, г, д, ж, з и др. Глухие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч', ш и др. 4. Дополнит. арт: твердые/мягкие + палатализованные (все мягкие! j – палатальный) + веляризованные (все твердые! к, г, х – велярные) сильно веляриз. – л, р; слабо веляриз. - п, б, ф, в, м, т, д, с, з, н, ц. лабилизованные – перед /о/, /у/ «и» несл. – характеристика как у /j/, только не согл., а аппроксимант Гласные (по князеву) 1. ударн./безударн. 2. Подъем: верхний: ы, и (ударные), у средний: э, о, ъ нижний: а – ударн. верхне-средний (почти ср.): ь, е-ударный, и – безудар, ы – без. средне-нижний (почти нижн.): а – безударн. 3. Ряд передний: и (ударн., безуд.), е – ударн., э передне-задний: ь средний: ы (уд, безуд.), ъ, а (ударн., без.) задний: у, о 4. лабилизованные (о, у)/нелабилизован.

 

У человека нет специального органа речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции организма. Речевой аппарат состоит из трех частей:

1) Дыхательный аппарат (диафрагма, легкие, бронхи, трахея и дыхательное горло). Дых.аппарат создает воздушную струю, необходимую для создания звуковых колебаний. Речевое (фонационное) дыхание отличается от обычного. При спокойном дыхании вдох и выдох совершаются в равные промежутки времени. При фонационном дыхании происходит быстрое вдыхание и медленное, толчками, выдыхание, рассчитанное на произнесение определенного отрезка речи. Диафрагма – эластичный мускул, на который опираются легкие, в спокойном положении вогнута вверх. При вдохе она выпрямляется, а при выдохе, стремясь занять прежнее положение, выгибается вверх и сопутствует выталкиванию воздуха из легких. Диафрагма колеблется с определенной амплитудой. Движения диафрагмы на каждом звуке речи координируются с движением бронхов под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры больших полушарий. Этим достигается регулирование силы воздушной струи, что в свою очередь обусловливает характер образования звуков и деление речевого потока на слоги. Сила выдоха обусловливает характер силового, или экспираторного (экспирация – выдыхание), ударения в языках.

2) Гортань с расположенными в ней органами. В гортани расположены неподвижные перстневидный и щитовидный хрящи и два подвижных черпаловидных хряща.

Перстневидный хрящ присоединяется к первому хрящу дыхательного горла и образует основание гортани. У перстневидного хряща широкая задняя часть, так называемая печатка, и узкая передняя часть, обруч. Щитовидный хрящ (две сросшиеся спереди под углом хрящевые пластинки) подвижно сочленен с перстневидным хрящом. Переднюю часть щитовидного хряща – кадык – можно легко ощупать, делая глотательные движения.

Щитовидный хрящ имеет по углам четыре отростка, называемых рогами. Короткие нижние рога присоединяют щитовидный хрящ к перстневидному, длинные верхние рога соединяются при помощи связок с концами подъязычной кости. Два черпаловидных, или пирамидальных, хряща подвижно сочленяются с печаткой перстневидного хряща, располагаясь над нею по бокам, и могут в различной степени сближаться и поворачиваться внутрь и наружу.

Сочленение всех 4 хрящей образует вход в гортань. В верхней выемке щитовидного хряща укреплен плоский хрящ, надгортанник. При глотании он отклоняется назад и закрывает вход в гортань. К хрящам гортани прикрепляются голосовые связки, образуя внутренний покров гортани.

Голосовые связки представляют собой две противолежащих выступающих внутрь гортани складки, в каждой из которых заложен мускул, называемый голосовым мускулом. Над голосовыми связками расположена вторая пара складок – ложные голосовые связки. Они обычно не участвуют в образовании голоса. При глотании ложные голосовые связки сближаются и одновременно с отклонением надгортанника прикрывают вход в гортань.

Голосовые связки передним концом сходятся вместе у кадыка. Задним концом каждая из голосовых связок прикреплена к одному из черпаловидных хрящей.

Подвижные черпаловидные хрящи меняют положение голосовых связок, и щель, образуемая голосовыми связками и черпаловидными хрящами и называемая голосовой щелью, изменяет свою форму. Передняя часть голосовой щели, образуемая голосовыми связками и черпаловидными хрящами, называется межсвязочной щелью, а задняя часть, образуемая черпаловидными хрящами, - межхрящевой щелью.

При дыхании черпаловидные хрящи поворачиваются в стороны. Голосовая щель принимает форму, напоминающую треугольник, и струя воздуха проходит беспрепятственно.

При шепоте, благодаря повороту черпаловидных хрящей, межсвязочная щель почти закрывается, а межхрящевая щель открыта.

При образовании голоса черпаловидные хрящи сближаются и соответственно сближаются голосовые связки.

Струя воздуха, идущая из легких (выдох), встречает препятствие. Под ее давлением межсвязочная щель раскрывается. Пропустив часть воздуха, связки снова сближаются. Т.о., струя воздуха выходит из гортани периодическими толчками, образуя ритмические сгущения и разряжения воздушной струи. Так возникает звуковая волна, воспринимаемая как голос. Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту голоса. Частота колебаний зависит от длины и толщины голосовых связок, от силы и упругости голосового мускула и связок.

При закрытой голосовой щели струя воздуха может с силой прорваться в надгортанные полости, в результате чего звучит как бы щелчок, гортанный взрыв. Так образуются, например, в немецком языке Knacklaut, т.е. «щелкающий звук», в арабском – «гамза» - хамзатун, т.е. соединение.

3) Надгортанные полости (так называемая «надставная труба») – полость глотки, полость рта и полость носа. Здесь образуется все разнообразие звуков речи. Все надгортанные полости являются прежде всего резонаторами.

Полость глотки своей нижней частью примыкает к гортани. Позади гортани глотка переходит в пищевод, вход в который сомкнут и является дном глотки. Средняя часть глотки через отверстие (зев) соединяется с полостью рта. Верхняя часть глотки, или носоглотка, соединяется с полостью носа двумя отверстиями, называемыми хоанами.

Полость рта является подвижным резонатором, во рту расположены основные органы речи. Важнейшим из них является язык, представляющий собой «совокупность мышц, идущих в различных направлениях». Язык очень гибок, принимает различные формы, может двигаться целиком или отдельными своими частями почти во всех направлениях. Язык состоит из корня, тела и кончика. При артикуляции очень активна спинка языка, которая условно делится на переднюю, среднюю и заднюю области.

Губы представляют собой мягкую, подвижную границу полости рта. Ее твердой, неподвижной границей являются зубы. Над верхними зубами расположены альвеолы, выпуклый валик, образуемый углублениями с корнями верхних зубов.

Сверху полость рта отделена от полости носа нёбом. Передняя часть нёба, начинающаяся сразу за альвеолами, имеет костное образование и называется «твердое нёбо». Задняя часть нёба мягкая, она свободно заканчивается в зеве маленьким язычком. Мягкое небо часто называют «нёбной занавеской». Она может прижиматься к задней стенке зева и закрывать вход в носоглотку, изолируя полость носа. Полость носа, образуемая сочетанием костей и хрящей, разделена костной пластинкой на две части, каждую из которых соединяет с носоглоткой отверстие. Если нёбная занавеска опущена, то полость носа соединяется с полостью рта. Полость носа является резонатором, не меняющим свою форму.

Полость рта представляет собой резонатор, постоянно меняющий как свой объем, так и форму. Это в значительной степени обусловлено движениями органов речи, расположенных во рту.

Все органы речи делятся на активные и пассивные.

Активные органы речи подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука. Активными органами являются голосовые связки, задняя стенка зева, нёбная занавеска с маленьким язычком, язык (его корень, спинка и кончик) и губы.

 

Пассивные органы речи неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную работу, которая заключается в сопровождении движения активных органов. Пассивными органами речи всегда являются твердое нёбо, альвеолы и зубы, иногда пассивную роль выполняют задняя стенка зева и нёбная занавеска с язычком.

 

 

10. Образование звуков речи: резонанс, форманты.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

 

Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где сложены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос (или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется.

Затем воздушная струя попадает в полость рта, где может встретить на своём пути преграду. В результате преодоления воздушной струёй преграды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет.

Если мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление воздух принимает при произнесении всех звуков русского языка, кроме звуков [м], [н], которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое небо опускается и ток воздуха направляется в нос). Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.

Части языка – кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки.

Для образования звуков в частности звуков речи, важную роль играет резонанс. Он возникает в замкнутой воздушной среде и является частотой колебаний, порождаемых любым объектом, отличающейся максимальной амплитудой. Благодаря наличию резонатора (физического тело или некоторого объема воздуха, ограниченного формой и размером резервуара, в котором этот воздух находится) основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармоническими обертонами, более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, которая будет различной в зависимости от объема и формы резонатора, его перегораживания и состояния стенок резонатора.

Резонаторы, через которые проходит воздушная волна, резонируют задней и передней частью отдельно, удлинение и укорочение резонатора также меняет его тоновую настройку. Область резонирования, а также и результат резонирования называются формантой, при этом она определяет характерный тембр звука. Общий собственный тон резонатора – результат наложения формант друг на друга с преобладанием какой-нибудь из них. Спектрографическое представление звука речи показывает, что энергия концентрируется в диапазонах определенных частот. Концентрация энергии изображается в виде темных областей, которые и называются формантами. Каждый звук речи может быть описан через его местоположение в спектре частоты четырех различных формант. Первые две (начиная с наиболее низких частот), как выяснилось, играют основную роль при анализе человеческой речи.

 

Звуки – результат колебательного движения упругой среды. При возникновении звуков человеческого языка источником колебательных движений являются произносительные органы человека (прежде всего голосовые связки).

Колеблющееся тело толкает, смещает и сжимает частицы воздуха. Звуковые колебания: ритмичные или периодические, в результате их возникают тоны. Аритмичные или непериодические, они приводят к возникновению шумов. Признаки характеризующие звуки: воспринимаемые признаки звука(высота, сила или громкость, длительность, тембр), их акустические корреляты(частота, интенсивность, время звучания, спектр).

Гармонические колебания, происходящие по закону синуса, характеризуются максимальным отклонением от положения равновесия – амплитудой колебания, и временем, которое затрачивается на совершение полного колебания, - периодом колебания. Величина обратная периоду – частота колебания. Единицей частоты является герц (Гц). Человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания в полосе от 20 до 20 000Гц. Частота колебаний обусловливает высоту звука. Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту голоса. Звуки с большой частотой называются высокими, с низкой частотой – низкими. Амплитуда колебания обусловливает силу звука. Восприятие звуковых колебаний органами слуха основано на явлении резонанса. Интенсивность звуковой волны воспринимается слуховым аппаратом как громкость. Источник звука может колебаться многими способами. Звук струны, например, складывается из основного тона и обертонов. Спектр колебания содержит обертоны разной силы, которые и создают окраску звука, его тембр. Поскольку обертоны являются гармониками(имеют частоту, кратную частоте данного звука) основного тона, звуки представляют собой совокупность гармонически сочетающихся тонов. На явлении резонанса основано не только восприятие звуковых колебаний, но и их образование. Чем больше резонатор, тем ниже его собственный звук. Форманта звука – это главный тон, создаваемый резонированием и приобретающий определенные свойства в зависимости от области резонирования. Форманты – постоянные характеристики звуков речи. В потоке речи звуки динамичны, изменчивы, длящийся звук меняет свое качество, свою формантную характеристику.

Форма́нта — термин фонетики, обозначающий акустическую характеристику звуков речи (прежде всего гласных), связанную с уровнем частоты голосового тона и образующую тембр звука[1].

11. Единицы фонетики: звук, слог, такт (фонетическое слово), фраза.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это фразы, такты, слоги и звуки.

Фраза – это самая крупная фонетическая единицы, фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающей звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется общей интонацией и фразовым ударением.

Фраза распадается на такты. Такт – это один или несколько слогов, объединенных одним ударением и представляющих собой фонетическое слово. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т.е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт.

Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков. При этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слогообразующими. Для этого не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты (п, б, т, д, к, г, аффрикаты: ц, ч’).Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные.

Определение слога представляет большие трудности, вследствие чего по мере развития фонетики появлялись все новые теории слога. Так, известны экспираторная, сонорная (Аванесов) теории, теория пульсации (Щерба), а также динамическая теория. Слоги разграничиваются слогоразделами. Определение слогораздела различно по языкам. Например, в русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая тенденцию к открытости слога.

И, наконец, слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных