Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Официально-деловой стиль и его характерные особенности




Контрольные вопросы по теме

1. Какие сферы общественных отношений обслуживает официально-деловой стиль?

2. Каковы важнейшие особенности официально-делового стиля?

3. Какое место занимает официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка? Допустимы ли нарушения нормы литературного языка в текстах служебных документов?

4. Что можно считать доминантой официально-делового стиля?

5. В чем разница между официально-деловым стилем и канцеляритом? Каковы причины широкого распространения канцелярита? Какие пути его искоренения вы видите?

Задание 1. Определите стилевую принадлежность текстов. Обоснуйте свой ответ.

1. Естественный человеческий язык, возникший в процессе выделения человека из животного мира, является, как известно, материальной формой выражения мышления, служащей для пе­редачи и хранения информации. В отличие от естественного языка, употребляемого людьми в обыденной жизни, научный язык - это искусственный язык, специально разработанный для опре­деленных познавательных целей. Содержание языка науки сос­тавляют научные термины, выработанные для решения познава­тельных задач.

2. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой их трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

3. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществам с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участниками (учредителями).

4. Торговый дом «Глория» в лице директора Вайнберга О.Е., действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем «исполнитель», с одной стороны, и ООО «Coda» в лице директора Дуболазова Г.Н., действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили настоящий договор о встречных поставках…

 

Задание 2. Прочитайте фрагменты текстов. Отметьте в них признаки официаль­но-делового стиля. Выпишите слова и словосочетания, характерные для данного стиля. Определите, какие по строению предложения преобладают в текстах.

I. С 2004 года фирмы и предприниматели регистриру­ются по принципу «одного окна». Чтобы открыть бизнес или перерегистрироваться, комплект необходимых документов нужно подавать только в налоговую инспекцию.

 

II. Федеральный закон

«О безопасности дорожного движения»

Глава I

Общие положения

Статья I

Задачи настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые ос­новы обеспечения безопасности дорожного движения на тер­ритории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охра­на жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита общества путем предуп­реждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тя­жести их последствий.

III. Указ Президента Российской Федерации

О награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Добронравова Н. Н.

За большой вклад в развитие отечественной культуры на­градить орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени Добронравова Николая Николаевича — поэта, город Москва.

Москва, Кремль

Президент Российской Федерации

В. Путин

22 декабря 2003 г.

№ 1500

IV. С 1 января 2004 года государство гарантирует гражда­нам, которые держат вклады в банках, внесенных в специ­альный реестр, выплату страховки при ликвидации банка или аннулировании его лицензии.

(Из журнала «Нормативные акты»)

 

Задание 3. Прочитайте фрагменты текстов. Отметьте в них признаки официально-делового стиля. Выпишите слова и словосочетания, характерные для данного стиля.

I. В целях ознакомления с ассортиментов выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор И.П. Васильев

II. Продавец обязуется провести по просьбе Покупателя и по подлежащей согласованию сторонами программе руководство монтажом поставленного оборудования и запуск его к эксплуатацию, произведя за это время обучение персонала Покупателя на месте монтажа в Российской Федерации.

III. В соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации № 8 от 10.01.93. «Об использовании объектов соци­ально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», распоряжениями Госу­дарственного комитета Российской Федерации по управ­лению государственным имуществом № 135-р от 27.01.93 «Об упорядочении процесса учёта и разграничения прав собственности на объекты социально-культурного и ком­мунально-бытового назначения приватизированных пред­приятий» …

Задание 4. Распределите предложенные слова, словосочетания и выражения по двум группам: а) присущие официально - деловому стилю; б) стилистически нейтральные.

Делопроизводство, наклеили обои, принять на веру, принять к сведению, командировочное удостоверение, командированный за границу, зарегистрировали ребенка, регистрация предприятия, заявление о приеме на курсы, получить диплом, заявка для участия в конкурсе, принять меры, ходатайствовать, просить, актовый зал, нормативный акт, победить на олимпиаде, командировочные, докладная, вес нетто, вес брутто, уведомлять, снять с довольствия, демобилизоваться, поставить на учет, на текущий момент, после ремонта, затронули, постановили, спортивное мероприятие, учреждение, коллективный договор, конкурс, олимпиада, итоги года, конец квартала, подсчитать, благополучие, добрые пожелания, хорошее настроение.

Задание 5. Выпишите значения данных слов, отметьте словарь, с которым работали (укажите автора, название, год выпуска).

Рекламация, департамент, менеджер, брокер, дилер, акция, дивиденд, спонсор, реквизиты, постскриптум.

Задание 6. Со словами, данными в предыдущем задании составьте словосочетания и предложения. В предложениях учитывайте морфологические и синтаксические особенности, характерные для официально-делового стиля.

Задание 7. Пользуясь орфоэпическим словарем (укажите автора, год выпуска), поставьте ударение в словах. Определите сферу их употребления. Составьте с этими словами предложения, характерные для официально-делового стиля.

Ракурс, индустрия, газопровод, водопровод, ходатайствовать, новорожденный, диспансер, искриться, откупорить, кулинария, творог, костюмированный, мышление, запломбировать, премировать, жалюзи, высокообразованный, дозировать, досуг, каталог, квартал, нормировать, черстветь, комбайнер, копировать, обеспечение, углубить, компостировать, маркированный.

Задание 8. Прочитайте два отрывка из газетных статей. Определите их стиль, жанр. Выделите 10 - 12 слов, отражающих характер текста. Выпишите несколько предложений, где наиболее ярко проявляются синтаксические признаки официально-делового стиля.

I. В нынешнюю эпоху глобализации без знания языков никак нельзя: компьютер, поиск работы, поездка за границу лишь небольшой круг их применения.

Хорошие курсы, гарантирующие знание иностранного языка и умение им свободно пользоваться, стоят недешево. А вот наши курсы стоят недорого. Уроки построены таким образом, чтобы, чтобы одновременно запоминать написание слов, произношение и перевод. Всего за 60 часов обычный человек запоминает более 2000 слов. И все – без утомительной зубрёжки, посещения спецзанятий и репетиторов. Идите к нам!

II. Добиться того, чтобы ваши окна стали не хуже пластиковых можно за гораздо меньшие деньги: тепло и уют в доме обойдутся вам в 7 – 10 раз дешевле. Наши мастера всего за 1 – 2 дня утеплят вам окна, сделав в рамах пазы, куда уложат морозоустойчивый эластичный уплотнитель. И красить окна можно будет в два раза реже, так как на них не остаются следы межсезонных наклеек, а в пространство между рамами практически не попадает пыль. Все работы проводятся без предоплаты. Перед началом работ будет заключен договор и согласована стоимость герметизации окон. Мастера прибудут в удобное для клиента время. Услугу можно будет оплатить по завершении работ и проверки качества их выполнения.

Задание 9. Подчеркните в приведенных текстах из массовой коммуникации элементы официально-делового стиля.

1. Абсолютно всем в зале - и судьям, и думцам, и журналистам - было ясно, что суд даром тратит время. Президент уже несколь­ко раз публично заявил - выдвигаться в третий раз не будет. Со­вет Федерации тоже накануне принял поправку к Закону «О вы­борах президента»: одно лицо не может быть избрано президен­том более двух раз подряд. Но думцы все равно запрос отправили. Инициатор запроса заявил: «Нам важно создать прецедент». И судьи вынуждены были ради прецедента несколько часов толочь воду в ступе. Свое окончательное решение они сформулируют через две недели.

 

2. В настоящее время ощущается недокомплект педагогически кадров в нашей школе.

3. Произошла смена тактики: прежде все,что могли, секрети­ли, а когда цензуры не стало, завалили иголку стогом сена.

4. Директор школы в своем интервью сказал, что развитие и со­вершенствование мыслительной деятельности учеников спо­собствует улучшению их речи.

5. В силу слабой разработки этого метода лечение бронхиальной астмы затруднено.

Задание 10. Прочитайте текст. Определите тему и проблему приведенного отрывка из книги К.И.Чуковского «Живой как жизнь». О каких особенностях речи говорит автор? Найдите элементы официально-делового стиля в предложенном тексте.

…Конечно, никто не требует, чтобы казенная бумага о дровах писалась вот таким «поэтическим стилем»: «Архангельскому комбинату, расположенному на брегах полноводной красавицы Двины. Просим отгрузить 1000 кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором».

В деловых официальных бумагах такие потуги на цветистую, нарядную речь были бы только смешны, тем боле, что и «полноводная красавица Двина» и «вековой сосновый бор» - такие же пошлые, стертые штампы, как и любая форма чиновничьей речи… Официальные люди, находящиеся в официальных отношениях друг с другом, должны пользоваться готовыми формами речи, установленными для них давней традицией. Когда судья всякий раз произносит одну и ту же формулу: «Суд признал, что иск Иванова к Петрову подлежит удовлетворению (или подлежит отклонению)», он не может не применять этих штампов, потому что (это признают и филологи) такова традиция, черпающая свои силы в некоторых основных законах всякой социальной жизни, каждая сфера которой создает для себя особые и специфические средства выражения…

Журналист М.Розовский в невеселой пародии едко высмеял то бессовестное обращение со словом, к которому иные человеки в футлярах все еще принуждают детей, ставя им хорошие отметки за приспособленческие, лживые фразы.

Дай этим школярам любую тему, хотя бы о Бабе-Яге, и они без зазрения совести напишут вот такую ахинею:

«Замечательное произведение – сказка о Бабе-Яге – является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжелое положение крестьянства в мрачную беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо, беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

«Товарищ, верь! Взойдет она!» - писал великий русский поэт Пушкин…»

Живо смекнули хитроумные школьники, что без «тяжелого положения крестьянства» и без «мрачной беспросветной эпохи» не следует даже писать о Бабе-Яге.

Но, конечно, этих шаблонов им мало, и они пускают в это дело еще два десятка других.

«И в это время, - продолжают они, - особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о Бабе-Яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы».

План этого школьного сочинения, по словам пародиста, такой:

«I. Вступление. Историческая обстановка в те годы.

II. Главная часть. Показ Бабы-Яги – яркой представительницы темных сил.

Черты Бабы-Яги.

1. Положительные:

а) смелость;

б) связь с народом;

в) вера в будущее.

2. Отрицательные:

а) трусость;

б) эгоизм;

в) пессимизм;

г) костяная нога».

К сожалению, нельзя сказать, что эта пародия не опирается на реальные факты.

Задание 11. Допишите подходящие по смыслу существительные к глаголам, учитывая особенности управления в официально-деловом стиле. Довести, вступить, доверить, предоставить, состоять, осуществить, выступить, констатировать, обжаловать, назначить, затребовать, приложить, заслушать, удовлетворить.

Задание 12. Раскройте скобки и запишите получившиеся словосочетания.

Желаем (благополучие; успехи; процветание; все хорошее; радость; исполнение, мечта; чудесное настроение; новые открытия); поздравляем (окончание, школа; завершение, работа; начало, учебный, год; юбилей; победа, конкурс; первое место; олимпиада); приглашаем (концерт; народный артист, Россия; вечер, бальный, танец; капустник; вернисаж; молодое дарование; день, поэзия).

Техника оформления документов

Контрольные вопросы по теме

1. Что такое «реквизиты документов»?

2. Какие виды реквизитов Вы знаете?

3. Что понимается под термином «формуляр документа»?

4. Назовите основные реквизиты таких документов как заявление, доверенность, объяснительная записка, докладная записка, протокол собрания, выписка из протокола собрания, резюме и пр.

Задание 1. Прочитайте заявление. В каком стиле оно написано. Отредактируйте текст заявления в соответствии с требованиями официально-делового стиля.

… Дома он (Серый) написал заявление, а затем отнес его в ветеринарный пункт. Там прочитали:

«Бежала собака (беспородный сеттер, с черным ухом), с разлёту укусила, вырвала из соответствующего места моего организма кусок мяса и убежала дальше… Бежала она как бешеная, опустивши и хвост, и голову к земле, глаза были налиты кровью… Либо ее изловить и уничтожить, на что дать распоряжение бригаде ловцов бродячих собак, либо я буду жаловаться выше на ваш бюрократизм и бездушие в деятельности…» (Г.Троепольский)

Задание 2. Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным в соответствии с требованиями к этому документу.

Директору школы №5

Ионенко

от Солдатова Н.П.

заявление.

Товарищ директор, к вам обращается тренер спортивной школы Солдатов Н.П. По такому вопросу.

Ирина Николаевна, очень прошу вас освободить меня на время от работы в спортивных кружках, которые проходят после обеда. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку представлю. Прошу вас не отказывать в моей просьбе. Подписываюсь сам лично Солдатов Н.П.

12 ноября 2010 г.

Задание 3. Прочитайте текст. Какие ошибки допущены в доверенности? Отредактируйте документ.

Доверенность.

Многоуважаемая Нина Ивановна, поскольку у меня нет ни единой свободной минуточки, потому что заплюхан отчетами и планами перед Новым годом, я доверяю получение абонемента в бассейн верному другу семьи Григорию Александровичу Воронову.

Надеюсь, Вы мне не откажете в моей просьбе.

 

Ваш абонент Серов Андрей.

Задание 4. Прочитайте текст. Прокомментируйте ошибки в содержании и оформлении объяснительной записки.

Объяснительная записка от электрика ЖЭУ №7 директору молодежного клуба «Ровесник».

Накануне проведения литературного праздника меня на работе не было. Меня замдиректора послал за электротоварами. Я долго ждал продавца. О том, что линия повреждена и нет света в здании клуба, я не знал.

Задание 5. Составьте объяснительную записку от имени ученика школы Сани Григорьева, опираясь на данную в тексте информацию.

- Ты знаешь, - не торопясь говорил Кораблев, - что тебя собираются исключить из школы?

- Нет.

- Но прежде, чем исключат, будьте любезны выслушать мои объяснения.

- Иван Павлович, - начал я торжественно, - вы хотите знать, за что я дал в морду Ромашке?

- Без «морд», - сказал Кораблев.

- Хорошо, без «морд». Я дал ему в морду потому, что он подлец. Во-первых, он рассказал Татариновым насчет меня и Кати. Во-вторых, он подслушивает, что ребята говорят о Николае Антоныче, а потом ему доносит. В-третьих, он без спросу рылся в моем сундучке. Это был форменный обыск. Ребята видели, как я его застал, и это верно – я его ударил. Я сознаю, что неправильно… У меня сердце не выдержало. Это может с каждым случиться.

(В.Каверин)

Задание 6. Составьте деловую характеристику на Яковлевича, опираясь на этот текст. Недостающие сведения добавьте произвольно.

Ему под сорок, но семьи в городе нету, была семья, но чего-то разладилось, теперь – никого… У Яковлевича скверный характер. Его по тем временам, когда он жил в селе и работал в колхозе, помнили: вечно он с каким-то насмешливым огоньком в глазах, вечно подоспеет с ехидным словом… Все присматривается к людям, но не идет с вопросом или просто с открытым словом, а все как-то со стороны норовит, сбоку: сощурит глаза и смотрит, как будто поджидает, когда человек неосторожно или глупо скажет, тогда он подлетит, как ястреб, и клюнет. Он и походил на ястреба: легкий, поджарый, всегда настороженный, недобрый.

(По В.Шукшину)

Задание 7. Определите сферу употребления данных слов и выражений. В каких деловых бумагах их можно использовать?

а) Открыть собрание, заседание, протокол, присутствовали, повестка дня, постановление, отчет, отчитаться, обратиться к присутствующим, разъяснить суть вопроса, осветить положение дел, на текущий момент, указать на недостатки, отметить в протоколе, поощрить;

 

б) истец, ответчик, адвокат, потерпевший, органы правосудия, правоохранительная структура, следователь, именуемый, означенный, следствие, попадает под статью, пункт закона, порядок, кассационная жалоба, судить по справедливости, воздать сполна, нести ответственность;

в) торжество, юбилей, приглашение, знаменательная дата, важное событие, в связи с празднованием, позвольте обратиться, хочется поблагодарить, отметить наградой, ценный подарок, неоценимый вклад, заслуги перед обществом, торжественный день, благополучие, наилучшие пожелания, заслуженный деятель, почетный, всеми уважаемый, дорогой.

Задание 8. Включите данные слова и словосочетания в связный текст. К какому стилю речи он будет относиться? Какая деловая бумага у вас получится?

Прилагать, директор, итоговая аттестация, уважительная причина, в связи с отсутствием, сопроводительный документ, из-за болезни, в силу сложившихся обстоятельств, ввиду пропусков.

Задание 10. Составьте и запишите лексические и синтаксические штампы, обязательные в заявлении, доверенности, объяснительной записке и докладной записке, расписке.

Задание 11. Прочитайте текст документа, данного в отрывке. Какой документ он напоминает? Почему? Определите стиль его изложения.

Найдите в тексте документа устаревшие слова и архаичные обороты. С какой целью использует их автор? Как бы прозвучал на современном русском языке этот текст?

Все решительно помутилось в глазах Короткова, когда он прочел на бумажке со штампом:

«Предъявитель сего суть действительно мой помощник т.Василий Павлович Колобков, что действительно верно. Кальсонер».

(М.Булгаков)

Задание 12. Прочитайте текст. Выделите в тексте документ. О принадлежности к какому стилю речи говорят сочетания: ввиду отсутствия, просят господ больных, по наблюдающейся причине, довожу до сведения? Найдите в тексте профессионализмы, укажите, к какой профессии они относятся. Можно ли назвать этот документ объяснительной запиской? Почему?

В другой части здания имелась заколоченная дверь в приемный покой с надписью такого содержания:

«Ввиду отсутствия… медикаментов и перевязочных средств просят господ больных временно не беспокоиться. По наблюдающейся причине дверь не опечатываю, о чем довожу до сведения. Старший фельдшер Усть-Немиды такой-то».

(Б.Пастернак)

 

Задание 13. С учетом правил склонения имен и фамилий оформите вступительную часть заявления, поставив имена и фамилии в нужную форму:

1) Кому подано: Валентина Гнатюк, Николай Остапенко, Елена Плеско, Владислав Седых, Станислав Трубач,Анна Хафиз, Маргарита Реут, Марина Юдкевич.

2) От кого подано: Галина Мищенко, Елизавета Меерзон, Петр Белуга, Игорь Красных, Владимир Юрко, Ирина Буалы.

Задание 14. Изучите схему структурных частей протокола собрания (совещания и т. д.). Записывая по пунктам схемы свои примеры, составьте протокол.

Структура протокола

Вводная часть

1.Протокол (чего).

2.Дата.

3.Председатель:

4.Секретарь:

5.Присутствовали:

6.Повестка дня:

Основная часть

1.Слушали:

2.Выступали:

3.Постановили:

4.Председатель: (подпись)

5.Секретарь: (подпись)

Задание 15.

1. Прочитайте текст. Можно ли определить по его содержанию, о чем шла речь на собрании? Какую деловую бумагу напоминает этот текст?

2.Выделите в тексте постановление собрания. По его пунктам составьте и запишите официальное постановление. Сравните два постановления и скажите, чем они отличаются друг от друга.

3.Замените синонимами сочетания зимние вакации, сколько влезет.

...Воргунов считал: как раз будет хорошо назначить один месяц для приведения в порядок территории строительства старых и новых зданий. Воргунов, вероятно, правильно рас считал, что энергия одиннадцати бригад чего-нибудь стоит. Но уже 31 августа общее собрание постановило:

1.При таком положении заниматься в школе все равно невозможно. Начало учебных занятий перенести на 15 сен тября, с тем чтобы зимних вакаций не устраивать.

2.Работать без сигнала «кончай работу», а сколько влезет.

3.Работать по ответственным бригадным участкам.

4.Закончить работу к 15 сентября.

(А. Макаренко)

Задание 16. Составьте выписку из протокола. Каких данных для этого вам не будет хватать? Восполните их по возможности.

Как приехали на место, поскидали барахло в избушку, затопили печь, Шиблетов объявил:

- Сейчас проведем коротенькое производственное собрание.

Шиблетова приготовились слушать, расселись на нарах — собрание есть собрание, дело такое. Шиблетов положил на стол тетрадь, авторучку (заранее приготовил), покашлял в кулак.

- На повестке дня нашего собрания два вопроса. Буду по порядку. Первый вопрос: наша задача в связи с предстоящей работой по заготовке леса. Вы знаете, товарищи, что лес мы должны повалить, очистить от сучков... В общем, подготовить его к весеннему сплаву Нам дается сроку — четыре не дели, месяц. В связи с этим я предлагаю взять на себя соц.обязательство и повалить необходимое количество леса за две с половиной недели...

- Вон как!

- Как получится, так получится! Для чего раньше време ни трепаться?

Шиблетов помахал рукой, успокаивая мужиков:

- Спокойно, спокойно. Поясню: хоть мы и небольшой коллектив и находимся на приличном расстоянии от основ ной базы, это все равно остается наш коллектив, со своей дисциплиной, со своей маленькой, но системой планирования. И нам никто не позволит ломать эту систему. Предлагаю голосовать.

Проголосовали. Приняли.

- Перехожу ко второму вопросу, — продолжал Шиблетов, воодушевленный правильным ходом собрания. — Вопрос о Куликове. Формулирую: Куликов сразу же, с первых шагов, неправильно повел себя в нашем коллективе. Я сам не святой, но существует предел всякому безобразию. Куликов об этом забыл. Мы ему напомним. Есть нормы поведения, и нам никто не позволит их нарушать. — Шиблетов набирал высоту: речь его текла свободно, он даже расстегнулся и снял «москвичку». — Представьте себе другое положение: мы дрейфуем на льдине. И среди нас завелся один... субъект, который мутит воду. Все горят желанием взять правильный курс, а этот субъект явно тормозит. И подбивает других. Ставлю вопрос честно и открыто: что делать с этим субъектом?

- В воду! — подсказал Славка Братусь.

- В воду! — подхватил Шиблетов. — Для того чтобы всем спастись и взять правильный курс, необходимо вырвать из сердца всякую жалость и столкнуть ненужный элемент в воду.

(По В. Шукшину)

Задание 17.

1. Прочитайте текст. Какие жанры деловых бумаг и чем он вам напомнил (автобиографию, характеристику, анкету)?

2.Какие виды информации содержит это резюме?

3.К какому стилю речи относится текст резюме?

4.Исправьте замеченные ошибки. Запишите верный вариант.

ОРЛОВА Нина Константиновна, род. в г. Туле 30 июня 1968 г.

Домашний адрес г. Москва, ул. Широкая, д. 6, кв. 564 Домашний телефон 948-12-63 Позиция: гид-переводчик

Сведения об образовании ТГПИ — факультет иностранных языков, студентка — 1986-1990 гг.

Средняя школа № 27 — 1975—1986 гг.

Данные об опыте работы:

Переводчик на международном конгрессе «Здоровье планеты Земля» (Москва, сентябрь 2000 г.).

Переводчик на международной конференции «Безопасность в больших городах».

Работала в качестве переводчика с группой американских туристов — июль—авг. 1997 г. (вне штата в «Интуристе»). Учитель английского языка — гимназия № 14 — 1990 — 1995 гг. Доцент факультета иностранных языков ТГУ (г. Тула) — сент. 1998 г. — настоящее время

Дополнительные сведения:

Читаю, говорю и перевожу с французского, немецкого. Пользователь ПЭВМ. Имею водительские права на управление транспортом категории А и В.

Интересы, склонности: увлекаюсь поэзией, живописью, театром (драматический жанр).

Иная вспомогательная информация: по характеру общительна, открыта, коммуникабельна. К порученному делу отношусь ответственно.

29 января 2004 г. Орлова Подпись

Задание 18.

1. Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» и резюме Нарышкиной Марии Никифоровны, составленное на основе рассказа.

2.Сравните два текста и скажите, какой из них интереснее читать. Почему?

3.Какие сведения о героине рассказа вошли в ее резюме, а каких недостает этому документу?

I....Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами.

Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция ее почти не коснулись...

Отец, учитель, не разъяснял девочке событий, жалея ее детство, боясь нанести глубокие незаживающие рубцы ее не крепкому растущему сердцу.

Пустыня была ее родиной, а география — поэзией.

Шестнадцати лет отец свез ее в Астрахань на педагогические курсы, где знали и ценили отца. И Мария Никифоровна стала курсисткой.

Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда распускается женственность, сознание и рож дается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги.

Настал конец ученья. Собрали девушек в зал, вышел зав.губоно и разъяснил нетерпеливым учителям великое значение их будущей терпеливой деятельности. Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь. В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами.

Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хомутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней...

(По А. Платонову.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных