Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская транскрипция




Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.

Создание универсальных унифицированных систем транскрипции на базе латинского алфавита, первой из которых была транскрипция Международной фонетической ассоциации (МФА) — International Phonetic Alfabet (IPА), принятая в 1925 г. На базе

этой транскрипции была создана транскрипционная система

Л.В. Щербы (1936). Система IPA впоследствии неоднократно

пересматривалась и уточнялась в процессе ее практического

употребления. Результат последнего ее пересмотра — транскрипция 2005 г.

 

Кроме того, как уже говорилось, транскрипция может

обладать разной степенью точности. Более точная транскрипция содержит большее количество знаков (в первую очередь диакритических) и более сложные транскрипционные графемы. Поэтому требование унификации транскрипции практически сводится к тому, чтобы в одной системе (в одном транскрибируемом тексте)

 

Живая разговорная речь может отличаться от чтения «написанного текста с поставленными ударениями»41, и такие отступления должны быть отражены в транскрипции (в особенности это касается произношения гласных в заударных слогах слова). Кроме того, абсолютно правомерно в транскрипции современного произношения следовать особенностям младшей орфоэпической нормы, если она свойственна говорящему.

 

11. Предмет акустической фонетики. Периодическое и непериодическое колебание. Три основных типа источника звука речи и их роль в образовании звуков различных классов.

 

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:

• аэродинамическая фаза — сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;

• акустическая фаза — колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

 

Основной объект изучения в акустической фонетике —

акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения.

Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики —изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями.

 

Объектом изучения в акустической фонетике является речевой сигнал — передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленных артикуляцией.

 

C акустической точки зрения звук речи — это результат воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды, вызванных артикуляцией.

 

Для создания любых колебаний необходим источник или сила, вызывающая колебания. Источник колебаний может быть различным: движения струны, поток воздуха через узкое отверстие, удар и т. п. Колебания по разным основаниям подразделяются на:

• периодические и непериодические;

• простые и сложные (комплексные);

• свободные и вынужденные.

 

 

Важнейшее различие между колебаниями — наличие или отсутствие регулярно повторяющейся модели. В зависимости от этого выделяются колебания периодические (тон) и непериодические (шум)

 

Примером периодических колебаний могут служить колебания струны, маятника, а в речи — голосовых связок.

Примером непериодических колебаний являются, например, колебания воздушного шарика на ветру (у них нет регулярного повторения модели) или колебания, вызванные ударом молотка по стеклу (у них нет повторения вообще, то есть число колебательных циклов слишком мало).

 

  • Периодические колебания: простые и сложные
  • Непериодические колебания всегда сложные.

 

12. Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи.

При изучении речевых звуков необходимо описывать их объективные характеристики и субъективные свойства, то есть соответствующие ощущения, возникающие при их восприятии человеком.

Ø Объективные характеристики звуков: частота, интенсивность, спектр и длительность.

Ø Субъективные свойства — соответственно высота, громкость, тембр и долгота.

 

Частота (f) — это число колебательных движений, полных колебательных циклов в единицу времени. Одно колебательное движение в одну секунду равно одному герцу, сокращенно Гц.

 

Субъективное восприятие частоты называется высотой. Единицей измерения высоты является мел.

Время, в течение которого совершается один полный колебательный цикл, называется периодом колебания (Т).

 

Амплитудой колебаний называется величина максимального изменения звукового давления.

 

Интенсивность (i) или сила звука определяется его мощностью. Мощность звука — это энергия, которая излучается источником в единицу времени (измеряется в ваттах, Вт), а интенсивность или сила звука — это мощность звуковой волны, которая приходится на площадку 1 м2 (перпендикулярную направлению распространения волны).

 

 

Громкость звука (субъективное восприятие интенсивности) зависит не только от интенсивности, но и (в значительно меньшей степени) от частоты колебаний: более высокие звуки при той же интенсивности воспринимаются как более громкие.

 

Спектр звука — это относительная амплитуда всех его частотных составляющих Субъективное восприятие спектра называется тембром.

 

Длительность речевых звуков измеряется в мили секундах (мс) и составляет обычно не менее 25 мс. В среднем же длительность звуков речи находится в пределах 40-200 мс. Субъективно звуки могут восприниматься как долгие и краткие.

 

Основные типы источника звука речи

1) голосовой (квазипериодический) — для звонких звуков, и

 

2) шумовой (непериодический) — для согласных. Шумовой источник может быть:

 

импульсным (в случае смычных согласных) — в этом случае колебания создаются резким скачком давления в результате раскрытия смычки и быстро затухают;

турбулентным (с его участием образуются фрикативные согласные) — в этом случае колебания создаются воздушной струей, вызывающей вихревые потоки вследствие наличия сужения в речевом тракте, и могут поддерживаться длительное время.

 

При произношении некоторых звуков имеется только

один источник:

-голосовой у гласных,

-импульсный — у глухих взрывных,

-турбулентный — у глухих фрикативных.

Возможна, однако, и любая комбинация источников (то есть при

произношении одного звука их может быть сразу несколько):

· голосовой и турбулентный источники участвуют в образовании звонких фрикативных согласных;

· голосовой и импульсный — звонких смычных;

· турбулентный и импульсный —глухих аффрикат;

· голосовой, турбулентный и импульсный источники необходимы для образования звонких аффрикат.

13. Речь как процесс фильтрации. Резонанс. Частота основного тона, гармоники, форманты. Тембр гласного.

В акустической теории речеобразования (АТР), создателем которой является шведский ученый Гуннар Фант, речь рассматривается как процесс фильтрации. Это означает, что речевой тракт выступает в функции фильтра, пропускающего (усиливающего) только те частоты, порожденные источником звука, которые совпадают с его собственной частотой. Надгортанные полости являются резонаторами, собственные частоты которых могут довольно значительно изменяться в зависимости от положения артикулирующих органов, придающих им разный объем и форму

 

Основное положение акустической теории речеобразования: спектр звука является результатом воздействия одного или нескольких источников на фильтрующую систему речевого тракта.

Одной из причин сложности большинства звуков является наличие в их источнике нескольких частотных составляющих.

Другая причина связана с явлением резонанса, в результате которого изменяются амплитуды гармоник источника.

Именно резонансы, возникающие в речевом тракте, позволяют получить огромное разнообразие звуков речи при наличии весьма ограниченного набора источников речевых звуков: так, например, все гласные образуются в результате действия одного (голосового) источника звука.

В самом упрощенном виде резонанс — это вибрация одного тела, вызванная вибрацией другого.

 

Все колебания подразделяются на свободные и вынужденные. У всех тел есть собственная частота колебаний.

Для того чтобы какое-либо тело начало колебаться, нужно вывести его из состояния покоя — воздействовать на него тем или иным способом — например, подтолкнуть качели или подбросить мяч. Если это воздействие осуществляется однократно, то дальнейшие колебания тела называются свободными. Свободные колебания достаточно быстро затухают.

 

Резонанс — это увеличение амплитуды вынужденных колебаний, вызванное совпадением частоты вынуждающей силы и частоты колеблющегося тела.

 

В периодических звуках частоты всех составляющих их колебаний кратны самой низкой частоте — частоте колебания всего тела, которая называется частотой основного тона (сокращенно — ЧОТ, обозначается Fо).

 

Частота основного тона — это частота повторения полных колебательных циклов в единицу времени.

 

Все частоты, кратные ЧОТ, называются гармониками (включая саму ЧОТ) или обертонами (все гармоники, кроме ЧОТ).

Чтобы получить комплексный периодический звук, можно просто сложить несколько простых тонов.

 

Теорема Ж.Б. Фурье: любое периодическое колебание является суммой гармонических колебаний (простых тонов), частоты которых кратны частоте основного тона, причем эти гармонические колебания различаются по фазе и амплитуде.

 

Форманты — это резонансные частоты речевого тракта определенной формы и объема.

Частоты формант (кроме частоты основного тона) задаются в первую очередь конфигурацией речевого тракта, что позволяет соотнести их с определенными целевыми артикуляциями и по частотам формант судить о положении артикулирующих органов.

 

Тембр гласного

Тембр высокотональный или низкотональный, что соответствует делению гласных на высокотональные /и/,/э/,/ь/,/ Иэ/, с одной стороны, и низкотональные /а/, /ы/, /ъ/, /а/-крышку, /Ыэ/, а также низкотональные бемольные /о/, /у/, с другой стороны.

 

Тембр гласного может быть полнозвучный, средневокальный и малозвучный (у гласных в артикуляционном аспекте это соответствует ширине резонатора).

14. Формантная картина гласных, ее зависимость от конфигурации речевого тракта, связь с артикуляционной классификацией.

Звук речи — это результат модификации спектральных составляющих источника вследствие резонансов, возникающих в речевом тракте. Как уже говорилось, резонансы речевого тракта различной длины и формы называются формантами. Наиболее существенными характеристиками гласных являются значения первой и второй форманты, менее важной — положение третьей форманты.

 

Частоты формант (кроме частоты основного тона) задаются в первую очередь конфигурацией речевого тракта, что позволяет соотнести их с определенными целевыми артикуляциями.

 

Значение первой форманты гласного прямо пропорционально величине выходного (ротового) отверстия (чем больше отверстие, тем выше первая форманта) и обратно пропорционально объему полости глотки (чем больше полость глотки, тем ниже Fx).

 

С артикуляционной точки зрения оба эти параметра в значительной степени определяются подъемом языка при артикуляции гласного.

 

Значение второй форманты обратно пропорционально длине ротового резонатора, которая, в свою очередь, соотносима с рядом гласного.

 

  [и] [а] [у]
величина выходного отверстия малая большая очень малая
объем полости глотки большой малый средний
F1 низкая высокая низкая
длина ротовой полости малая высокая очень большая
F2 высокая высокая оченьнизкая

 

ü Гласный [э] по своей формантной структуре занимает

среднее положение между [и] и [а].

 

ü Гласный [ы], в отличие от всех других гласных, в произношении большинства носителей русского языка имеет дифтонгический характер.

Это проявляется в том, что вторая форманта [ы] постепенно повышается, часто доходя до значения, характерного для [и] (2200-2500 Гц).

ü Гласный [ъ], как уже упоминалось ранее, характеризуется значением F1 около 500 Гц и F2 около 1500 Гц,

ü Гласный [ь] — соответственно 400 и 1700 Гц.

 

Ударные гласные отличаются от соответствующих безударных большей длительностью, а заударные от всех остальных — значительно меньшей интенсивностью.

 

Гласные практически всегда состоят не только из стационарных участков (где не наблюдается значительных изменений F-картины), но и из так называемых переходных участков (transitions), где эти изменения происходят довольно быстро.

 

Так, F1 гласного в соседстве со смычными согласными всегда понижается, a F2 — либо понижается, либо повышается в зависимости от ее значения на стационарном участке гласного и от значения локуса F2 согласного (он зависит от места образования согласного и его твердости/мягкости).

 

15. Способ артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.

 

 

Сонорные согласные (сонанты) по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.

 

ü Боковой сонант [л] выделяется по очень высокой F3 и низкой F2.

ü Дрожащий [р] лучше всего опознается по очень краткому (не более 25 мс) перерыву в звучании.

ü Спектральная картина [j] очень похожа на спектр [и].

 

ü У носовых согласных, в отличие от других сонорных, не два, а три резонатора (кроме полости рта и глотки это еще и полость носа), обычно в области 200-300 Гц. Кроме того, у носовых согласных наблюдается ослабление в области F2 соседнего гласного (у губных чаще всего в области 500-1500 Гц, у зубных — 2000-3000 Гц)

 

-Низкий локус F1 (значение которой связано с величиной ротового отверстия) является признаком смычного образования согласного.

-Низкий локус F2 — губной артикуляции или дополнительной артикуляции веляризации;

-Высокий локус F2 (в области около 2200-2500 Гц) свидетельствует о палатализации (или палатальности) согласного,

- Средневысокий локус (1500-1800 Гц) — о переднеязычной артикуляции.

 

Взрывные согласные:

• у [п] она является самой непродолжительной, а максимум спектральной энергии не превышает 600 Гц;

• у [т] максимум находится в высокочастотной (выше 1500 Гц) области, но в целом энергия взрыва распределена практически по всему спектру;

• у [к] взрыв самый долгий и самый интенсивный, чаще всего он расположен в области F2 следующего гласного (при его отсутствии — обычно ниже 2500 Гц) и очень часто бывает двойным.

 

Щелевые согласные характеризуются довольно долгим (100-200 мс) шумовым периодом с плавным началом.

 

При этом:

• у [х] наблюдается самая низкая и узкая полоса усиленных частот (в той же области, что и у [к]);

• У [с] — самая высокая и широкая (там же, где у [т], наибольшее усиление энергии наблюдается в области выше 4000 Гц);

• у [ш] — самый интенсивный шум (в области более низкой, чем у [с], максимум энергии ниже 4000 Гц);

• у [ф] шум самый слабый, с максимумом интенсивности в нижней части спектра (там же, где у [п]).

 

Щелевые согласные, характеризующиеся интенсивным шумом, который образуется не в месте сужения, а в результате отражения воздушного потока разной скорости от преграды (зубов), называются сибилянтами (зубные и передненёбные).

 

Аффрикаты выделяются по наличию и смычки, и фрикативного шума (с резким началом, в отличие от постепенного у щелевых).

Смычная и фрикативная части аффрикат короче, чем смычка и шум соответственно взрывных и щелевых согласных.

 

Звонкие согласные выделяются по наличию Fo и меньшей интенсивности взрыва и/или шума; кроме того, они несколько короче соответствующих глухих.

Сведения о твердости/мягкости согласных заключаются в первую очередь в переходных участках гласных: у всех гласных в положении рядом с мягким согласным F2 стремится в район 2200-2500 Гц.

 

 

16. Твердые и мягкие согласные - артикуляция и акустическая картина.

17. Место артикуляции согласных и его отражение в акустической картине звука.

18. Основные положения фонологической теории Пражской лингвистической школы. Фонологическая оппозиция, дифференциальный и интегральный признак, понятие фонемы, архифонемы. Правила выделения фонем по Н.С. Трубецкому.

 

Н.С. Трубецкой вслед за Ф. де Соссюром последовательно проводит разграничение языка (общего, постоянного, существующего в сознании всех членов общества) и его конкретной реализации — речи (речевого акта).

Поскольку звуковые единицы в языке и речи различны, то различны и две науки о звуках:

- фонетика изучает материальную сторону звуков, образующих неупорядоченный звуковой поток в речи, методами естественных наук,

- фонология — их функциональный аспект (смыслоразличение) в языковой системе лингвистическими методами.

 

Важнейшая мысль Н.С. Трубецкого, лежащая в основе его концепции, состоит в том, что все звуковые единицы —как речевые (звуки), так и языковые (фонемы) — имеют признаковое строение, то есть состоят из наборов определенных признаков.

Задача фонологического описания языка состоит в том, чтобы выделить среди всех возможных признаков фонологически существенные или дифференциальные признаки (ДП), то есть такие, которые участвуют в смыслоразличении.

 

Звуковое противопоставление, которое может

дифференцировать значения двух слов, называется фонологической (смыслоразличительной) оппозицией;

 

Каждый член фонологической оппозиции является фонологической (смыслоразличительной) единицей. Минимальные фонологические единицы называются фонемами.

Фонема — совокупность фонологически существенных (дифференциальных) признаков, свойственных данному звуковому образованию.

Все другие признаки могут дифференцировать значения слов: место образования (том — ком), способ образования (том — сом), глухость/звонкость (том — дом), твердость/ мягкость (тома — Тема)

 

 

В то же время, например, [н] входит в смыслоразличительные противопоставления лишь по трем признакам: твердости/мягкости (нос — нес), месту (ногмог) и способу образования (нослось), а по глухости/звонкости смыслоразличительной оппозиции [н] // [н] в русском языке нет, следовательно, фонема /н/ характеризуется лишь тремя ДП, а признак ≪звонкость≫ является для ненесущественным (интегральным).

 

Следующий этап фонологического описания —выявление состава фонем. Н.С. Трубецкой сформулировал правила выделения фонем,

 

1. Если два акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы и находятся в отношении дополнительной дистрибуции ([и] и [ы], [j] и [и] в СРЛЯ, [г] и [1] в корейском).

 

2. Если два звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга, не меняя значения, они являются факультативными вариантами одной фонемы и находятся в отношении свободного варьирования ([жур'й] / [ж'ур'й], [пыл'] /

[пыл'], [ётът] / [этът]).

 

3. Если два звука встречаются в одной позиции и не могут при этом заменить друг друга, не изменив значение слова, то они относятся к разным фонемам и находятся в отношении фонологического контраста (зуд — суд, дом — дам —дым — дум).

 

Фонема может быть реализована разными звуками (например, фонема /и/ может быть реализована звуками [и] и [ы]). Любые звуки, в которых реализуется фонема, Н.С. Трубецкой называет вариантами фонем.

 

Фонологическое содержание фонемы определяется ее вхождением в систему оппозиций данного языка, следовательно, фонемный состав является коррелятом системы фонологических оппозиций. Мы рассмотрим лишь два таких основания, классификация по которым наиболее широко используется в современной лингвистике.

1. По отношению между членами оппозиции Н.С. Трубецкой выделяет:

• привативные,

• градуальные (ступенчатые) и

• эквиполентные (равнозначные) оппозиции.

 

Привативными называются оппозиции, один член которых характеризуется наличием, а другой отсутствием признака (например, придыхательный/непридыхательный, лабиализованный/нелабиализованный).

Член оппозиции, который характеризуется наличием признака, называется маркированным, а член оппозиции, у которого признак отсутствует — немаркированным.

 

Градуальными называются оппозиции, члены которых характеризуются различной степенью, или градацией, одного и того же признака — например, гласные нижнего/среднего/верхнего подъема.

 

Эквиполентными называются такие оппозиции, оба члена которых логически равноправны, то есть не являются ни двумя ступенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака (например, <п> / <т>: губной — зубной).

 

2. По объему смыслоразличителъной силы или действенности в различных позициях Н.С.

Трубецкой выделяет:

• постоянные и

• нейтрализуемые оппозиции.

 

В других оппозициях противопоставление их членов может осуществляться не во всех позициях, в некоторых положениях оно может сниматься (нейтрализоваться) — такие оппозиции называются нейтрализуемыми.

Например, оппозиция глухих и звонких шумных согласных в СРЛЯ нейтрализуется в позиции конца слова — в этом положении глухие и звонкие шумные не различаются и, соответственно, не могут различать слова. Тем самым, в положении конца слова признак глухость/звонкость не является дифференциальным, а шумные согласные, находящиеся в этом положении, характеризуются меньшим числом ДП, чем в позиции перед гласным.

 

Архифонема — это совокупность ДП, общих для двух или более фонем.

 

Представитель архифонемы может:

• не совпадать ни с одним из членов оппозиции

• совпадать с одним из членов оппозиции, при том что выбор обусловлен «извне», то есть звуковым контекстом (например, ассимиляцией);

• совпадать с одним из членов оппозиции, при том что выбор обусловлен «изнутри».

• совпадать с обоими членами оппозиции (то есть, в разных позициях архифонему представляют разные члены оппозиции).

 

 

19. Концепция МФШ. Фонетическое и грамматическое чередование. Определение фонемы. Сильная и слабая позиции.

Концепция Московской фонологической школы (МФШ) сформировалась в 30-40-е гг. XX в. в трудах Р.И. Аванесова, П.С. Кузнецова, В.Н. Сидорова, Н.Ф. Яковлева;

 

Принципиальное отличие МФШ от концепций Л.В. Щербы и Н.С. Трубецкого состоит в том, что фонема рассматривается как элемент морфемы, а не словоформы;

Морфема может объединять несколько морфов, отличающихся своим фонемным составом, морф —это одна из разновидностей фонемного состава морфемы в определенной словоформе: например, пек- и печ- (в словоформах пеку — печешь) принадлежат одной и той же морфеме как два разных ее морфа;

 

Характерной особенностью концепции МФШ: каждая фонема может быть реализована разными и звукотипами.

 

Одно из основных понятий МФШ — звуковое чередование.

Это понятие не является базовым в других теориях, так как другие теории ориентированы на анализ фонемного состава словоформы. Кардинальное различие между морфемой и словоформой с точки зрения фонологического анализа состоит в том, что словоформа является уникальной, неизменной (то есть имеет постоянный звуковой состав — например, форма именительного падежа единственного числа голова всегда произносится как [гълава], по крайней мере, в пределах одной языковой системы), а морфема может быть фонетически реализована по-разному в зависимости от того, в какое слово она входит (например, корень голов- может быть фонетически реализован как [гълав] голов-d, [галбф] голдв-к-а, [гблъв] гблов-ы, [гълав'] голов-ё, [гълъв] на голов-у и т. п.).

 

В концепции МФШ важная роль отводится классификации чередований. Чередования могут быть:

• фонетические (автоматические),

• грамматические.

Фонетические чередования всегда являются позиционными — они обусловлены фонетической позицией, то есть положением данной фонетической единицы относительно других фонетических единиц; важнейшее свойство фонетических чередований состоит в том, что они осуществляются без исключений (во всех словоформах, где есть данная позиция) — например, звонкий шумный согласный в положении конца слова заменяется глухим ([зубы] / [зуп]), ударное [о] в позиции после твердого согласного в первом предударном слоге заменяется на [а] ([дом] / [дама]) и т. п.

 

Грамматические чередования тоже могут быть позиционными, но позиция в этом случае описывается не в фонетических, а в грамматических терминах — например, корневое [б'] заменяется на [бл'] перед окончанием 1-го лица единственного числа глаголов настоящего времени ([л'уб'йт'] / [л'убл'у]), а не перед любым [у] (ср. [голуб'у] — голубю).

 

В дальнейшем речь будет идти в первую очередь о фонетических чередованиях.

 

Например, корень голов-, состоящий из пяти звуковых единиц, может быть фонетически реализован как [гълав] голов-d, [галбф] голдв-к-а, [гблъв] гблов-ы, [гълъв] на голов-у, голов-о-лбм-к-а, но это не мешает нам осознавать тождество данного корня, так как эти чередования — фонетические позиционные. Первая звуковая единица в этом корне всегда представлена звуком [г]; вторая — звуками [ъ], [а], [6]; третья — [л]; четвертая — [а], [6], [ъ]; пятая — [в], [в'], [ф]

 

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной.

 

Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации).

 

20. Фонема в теории МФШ. Основной вид фонемы, вариант, гиперфонема.

Фонема МФШ — это минимальная линейная единица языка, служащая для различения и

отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

 

В разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звуки, реализующие одну и ту же

фонему, могут быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы.

 

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; звук, представленный в сильной позиции, называется основным видом фонемы.

Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации). Звук, в котором совпадают две или более фонемы, называется вариантом этих фонем.

 

Так, глухие и звонкие шумные согласные в современном русском литературном языке различаются в положении перед гласными (например, плода — плота) и совпадают друг с

другом (в глухом варианте) на конце слова (плод = плот =[плот]). Следовательно, для противопоставления глухих/звонких согласных фонем позиция перед гласным является сильной, а позиция конца слова — слабой. С другой стороны, твердые и мягкие согласные в СРЛЯ различаются как перед гласным (например, платя — плота: [плат'а] — [плата]), так и на конце слова (например, плоть — плот: [плот'] — [плот]).

 

Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу одновременно по всем ДП, называется абсолютно сильной позицией.

По абсолютно сильной позиции определяется состав фонем конкретного языка — сколько звуковых единиц противопоставлено в этой позиции, столько в данном языке фонем.

В русском языке такими позициями, в частности, являются:

• для согласных — положение перед гласным (том — дом —сом — ком — Тема);

• для гласных — позиция под ударением (дам — дом —дым — дум — денди).

 

Фонемы МФШ называются по их основному виду (по звуку, представленному в сильной позиции) в пределах одного и того же морфа. Одна из основных идей МФШ со-стоит в том, что морфы имеют постоянный фонемный состав, поэтому мы можем определить фонемную принадлежность конкретного звука в слабой позиции, приведя его к сильной позиции в пределах той же морфемы в любой другой словоформе. Например, в слове [вада] первый гласный представляет фонему <о>, так как в сильной позиции (под ударением) в той же морфеме звучит [о] — [воды], а в слове [сады] тот же гласный представляет фонему <а>, так как в сильной позиции (под ударением) звучит [а] — [сат]

 

Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных только в слабых позициях, называется гиперфонемой. Таким образом, гласный [а] в слове собака реализует гиперфонему <о/а>171 (так как потенциально он может входить как в ряд со звуком [а] в сильной позиции, так и в ряд со звуком [о] в сильной позиции), а гласный [и] в слове песок [п'исбк] —гиперфонему <и/е/о/а> (так как в первом предударном слоге после мягких согласных звуком [и] могут быть реализованы

фонемы <и>, <е>, <о>, <а>: [п'ишу] ([п'йпгьт]), [ч'ишу] ([ч'ёпгьт]), [н'ису] ([н'бс]), [в'ижу] ([в'ажьт])).

 

Итак, в теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками (и разными звукотипами), а один и тот же звук (звукотип) может представлять разные

фонемы.

При грамматическом чередовании внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы, например, [п'исат'] / [п'ишу] (<с> / <ш>). Эти чередующиеся фонемы называются морфонемой, а разновидности морфемы, содержащие разные фонемы, — морфами.

21. Вопрос о количестве фонем в СРЛЯ. Фонологический статус мягких заднеязычных, долгих шипящих

Состав фонем определяется по абсолютно сильной позиции. Для гласных в современном русском литературном языке абсолютно сильной позицией является положение под ударением. В ней различается пять гласных, например, после твердых согласных — [а], [о], [ы], [у], [э] (дам — дом — дым — дум — денди), следовательно, в СРЛЯ имеется пять гласных фонем — <а>, <о>, <и>, <у>, <е>.

 

Гласные [и] и [ы] не встречаются в одной и той же позиции, то есть находятся в отношениях дополнительной дистрибуции: [ы] возможно только после твердых согласных, а [и] — в остальных положениях.

Для согласных в современном русском литературном языке абсолютно сильной позицией является положение перед гласным.

В этом положении различается максимум 37 согласных:

[м] мол — [м'] мёл — [п] пол — [п'] Пётр — [б] болт —

[б'] обёртка — [в] вол — [в'] вёл — [ф] фол — [ф'] Фёдор —

[т] тот — [т'] тек — [д] дот — [д'] идёт — [с] сок —

[с'] села — [з] зонт — [з'] зерна — [н] нос — [н'] нёс —

[л] лот — [л'] лёд — [ц] цокот — [ч'] черт —

[р] ров — [р'] рёв — [ш] шок — [пГ] щётка — [ж] пи-

жон — [ж'] жжёт —[j] йод —[к] кот — [к'] ткет — [г] гусь — [г'] гюйс — [х] худо —[х^Хюбнер].

 

Следовательно, в СРЛЯ максимальный набор согласных фонем состоит из 37 единиц:

 

Однако разные исследователи включают в состав фонем разное число согласных — это связано, в частности, с тем, что мягкие заднеязычные не всеми признаются отдельными фонемами. Вопрос о фонологическом статусе мягких заднеязычных согласных является спорным, так как их противопоставленность соответствующим твердым очень невелика:

• они не противопоставлены в позиции конца слова (здесь возможны только твердые);

• твердые заднеязычные внутри слова смягчаются перед <и> (в отличие от других согласных): [рук-а / рук'-и], при [вад-а / вад-ы];

• в СРЛЯ имеется очень мало случаев противопоставления твердых и мягких заднеязычных перед гласными, в исконно русской лексике — это только [кот] / [тк'бт] (кот ткет), другие случаи встречаются исключительно в заимствованных словах — [укор] / [л'ик'бр] (укор

ликер), [кур] / [мън'ик'ур] (кур Iманикюр), [гус'] / [г'уис] (гусь I гюйс).

В фонемной транскрипции мягкость <ч'> может не обозначаться так как этот признак можно считать для данной фонемы недифференциальным.

 

Идиолектом называется диалект (языковая система) конкретного носителя языка.

 

Орфоэпической норме свойственно было произношение [ш'ч']

([ш'ч'ука]); во-вторых, звук [ш'] часто представляет бифонемное сочетание <сч> или <зч> (<розносчик>, <розчоска>).

Такая трактовка особенно удобна при отсутствии в системе фонемы <ж'>.

 

Таким образом, минимальный набор согласных фонем СРЛЯ состоит из 32 единиц (из максимального набора из 37 фонем исключаются <к'>, <г'>, <х'>, <пг>, <ж'>), [у], который может произноситься в сильной позиции в некоторых междометиях — ого, ага, о Господи — и в слове бухгалтеру не считается отдельной фонемой, так как находится в отношении свободного варьирования с [г]. Кроме того, [у] возможен только в заимствованных словах и/или в междометиях. То же можно сказать и о согласном [ж'], произношение которого возможно в словах жюри и жюлъен ([ж'ур'й], [ж'ул^ен]).

 

22. Сильные и слабые позиции по твердости/мягкости и глухости/звонкости в СРЛЯ.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

по глухости/звонкости.

 

Для шумных согласных (кроме <ц>, <ч'>, <х>) сильными являются позиции:

• перед гласным: [т]од — [к]од, [с]ам — [з]ам, [т]ом —[Д]ом;

• перед сонорным согласным: слой — злой ([сл]оп —[зл]ой), смей — змей ([см']ей — [зм']ей), икра — игра (и[кр]а — м[гр]д), пью — бью ([n'jy] — [6'jy]);

• перед <в> / <в'>, за которыми следует гласный, сонорный или <в>, <в'>: [тв]оп — [дв]ор.

 

Для шумных согласных (кроме <ц>, <ч'>, <х>) слабыми

являются позиции:

• на конце слова перед паузой (нейтрализация осуществляется в глухом варианте);

• перед шумным согласным, кроме <в> / <в'>, за которыми следует гласный, сонорный или <в>, <в'> (перед глухим нейтрализация осуществляется в глухом варианте, перед звонким — в звонком).

 

Для фонем <ц>, <ч'>, <х> и сонорных <л>, <м>, <н>,

<р>, <j>, <л'>, <м'>, <н'>, <р'> позиции по глухости/звонкости не могут быть охарактеризованы ни как сильные, никак слабые, так как у этих фонем отсутствует ДП глухость/ звонкость.

 

Твердость/мягкость

Для фонем <j>, <ц>, <ч'> позиции по твердости/мягкости не могут быть охарактеризованы ни как сильные, ни как слабые, так как у этих фонем данный ДП отсутствует.

 

То же относится к <ш>, <ж> (и/или <к>, <г>, <х>) в том случае, если <ш'>, <ж'> (и/или <к'>, <г'>, <х'>) не признаются отдельными фонемами (в противном случае можно считать, что <ш>, <ж>, <ш'> и <ж'> всегда находятся в сильной позиции, так как в СРЛЯ они не могут быть нейтрализованы).

Для согласных <л> и <л'> все позиции являются сильными по

этому признаку кроме положения перед <j> и <л>, <л'>

Твердые и мягкие заднеязычные противопоставляются только перед гласными. Для других парных согласных сильными по твердости/мягкости, кроме положения перед гласным, являются позиции:

• для переднеязычных и губных согласных — на конце слова перед паузой: кон — конь (ко[я] — ко[н']), том —Томъ (гпо[м\ — 7Ъ[м']), брат — брать (бра[т] —бра[т']), удар —ударь (уда[р] —уда[р']);

• для переднеязычных согласных — перед твердыми и мягкими заднеязычными согласными: тонко — Тонька (то[нк]о — 7Ъ[н'к]а), воска — моська (во[ск]а — мо[с'к]а), санки — Саньки (са[нк']м — Са[н'к']ы) и перед твердыми губными согласными: изба — резьба

(и[зб]а — ре[з'б]а), Кузьма — размах (Ку[з'м]а —ра[зм]ах), корма — сурьма (ко[рм]а — су[р'м]а).

 

В целом, для согласных, парных по твердости/ мягкости (кроме <л> и <л'>), слабой по этому признаку является позиция перед согласным того же места артикуляции: перед твердым гоморганным возможен только твердый согласный, а перед мягким — только мягкий. Впрочем, эта закономерность в СРЛЯ довольно сильно расшатана и строго выполняется только в сочетании идентичных согласных.

 

Позиция перед <е> иногда считается слабой по твердости/мягкости для согласных, так как при словоизменении перед флексией <е> (например, предл. падежа ед. числа) твердый согласный чередуется с мягким: [вада] — [пъвад'е], [стол] — [нъстал'ё], а твердый парный согласный перед [э] возможен только в заимствованных словах. Однако в настоящее время, в силу того, что в СРЛЯ входит все больше и больше слов с твердым согласным перед [э], большинство из которых уже перешло в разряд общеупотребительных (их

иностранное происхождение уже не осознается носителями СРЛЯ), эту позицию следует считать сильной по твердости/ мягкости:

[пастэл']— [пас'т'ёл'] пастель—постель

[тэстъ] — [т'ёстъ] теста (род. ед. от слова тест) —

тесто

[мэръ] — [м'ёрь] мэра (род. ед. от слова мэр) —мера,

[панэл'] — [шын'ёл'] панель — шинель

[сэръ] — [с'ёръ] сэра (род. ед. от слова сэр) — сера

[кэп] — [к'ёпкъ] кеб — кепка ИТ. п.

 

23. Сильные и слабые позиции по месту и способу образования. Нулевые реализации фонем






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных