ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Иностранный язык (английский). Белорусский языкВопросы к экзамену
по учебной дисциплине «Общее языкознание» Для специальностей Английский язык. Немецкий язык Иностранный язык (английский). Белорусский язык
1) Предмет, задачи и внутренняя структура языкознания как научной дисциплины. 2) Связь языкознания с другими науками. Междисциплинарные научные дисциплины на стыке языкознания и других наук. 3) Методы лингвистических исследований. 4) Основные проблемы современного языкознания. 5) Языковые антиномии (неустранимые противоречия) как внутренние факторы изменений в языке. 6) Внеязыковые (социальные) факторы языковых изменений. Язык и история. 7) Внеязыковые (психологические) факторы языковых изменений. Изменения в языке, обусловленные развитием человеческого мышления. 8) Типы языковых изменений. 9) Основные процессы, обусловленные контактированием языков: дифференциация и интеграция; дивергенция и конвергенция. 10) Понятие о субстрате, суперстрате и адстрате. 11) Причины и характер языковых изменений на фонетико-фонологическом уровне. 12) Причины и характер изменений в грамматике. 13) Причины и характер изменений в лексике. 14) Темпы языковых изменений. 15) Необходимость и случайность языковых изменений. 16) Универсальное в истории языков. 17) Понятие о семиотике. Определение и структура знака. План содержания и план выражения знака. Субзнаки. 18) Основные классификации знаковых систем. 19) Типы знаковых систем в зависимости от происхождения. 20) Типы знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого в различных знаковых системах. 21) Понятие об одноуровневых и неодноуровневых семиотиках. Преимущества многоуровневой организации знаковой системы. 22) Уровневое строение языка. Взаимодействие и корреляция уровней языковой структуры. Понятие об изоморфизме. 23) Различие знаковых систем по их генезису. Различия в онтогенезе усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом). 24) Различия в составе функций, которые выполняет та или иная семиотика в психической или зоопсихической деятельности. Различия между семиотиками в характере и объеме передаваемой информации; различия в способности разных семиотик меняться. 25) Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности плана выражения знаков. Различия в уровневом строении семиотик. 26) Основные функции языка. 27) Основные функции речи. 28) Формы существования языка. 29) Своеобразие языка как общественного явления. 30) Социолингвистическая типология языковых ситуаций. 31) Понятие о диглоссии. 32) Психолингвистическая типология двуязычия. 33) Понятие об интерференции. 34) Пиджин-языки. Креольские языки. Клуб мировых языков. Языки ООН. 35) Национально-языковая политика. 36) Язык и культура. Теория лингвистической относительности. 37) «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его влияние на современное языкознание. Основные положения структурализма. 38) Противопоставление языка и речи. 39) Единицы языка и единицы речи. 40) Отношение речи и языка к норме (узусу). 41) Системный характер языка. Понятие значимости в концепции Ф. де Соссюра. 42) Фонологическая система и ее подсистемы. 43) Грамматическая система и ее подсистемы. 44) Лексическая система и ее подсистемы. 45) Характер системной организации словаря в сравнении с фонологической системой и системой грамматических категорий. 46) Теория оппозиций и ее значение для исследования фонологических, грамматических и лексических систем. 47) Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми единицами. 48) Диахрония и синхрония. Взаимосвязь синхронного и диахронного подходов в изучении языка. 49) Основные формы выражения и аспекты плана содержания языкового знака. 50) Типы языковых значений. 51) Типы граммем. 52) Граммемы, грамматические категории, план содержания грамматической системы языка. Особенности отражения объективной действительности в грамматической семантике. 53) Соотношение грамматической и лексической семантики в языках мира. 54) План содержания слова. Различие между содержанием лексического значения слова и содержанием понятия. 55) Лексема и ее лексико-семантические и формальные варианты. Пределы варьирования и проблема тождества слова. 56) Структура лексического значения. 57) Устойчивость и идиоматичность сочетаний лексем. Фразеология. 58) Генетические, ареальные и типологические факторы, детерминирующие сходство языков. Способы систематизации языков по сходству и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип. Понятие о типологических закономерностях. 59) Понятие о типах языков. Основные направления типологических исследований. Типологические классификации. 60) Фонетико-фонологическая типология языков. Распространенные и редкие классы звуков. Типы звуковых цепей и слоговых структур. 61) Морфологические типы языков: аналитические, синтетические и полисинтетические языки. Количественные методы в типологии. 62) Агглютинация и фузия как два типа морфологической организации слова. 63) Лексическая типология. Понятие о типе лексикона. 64) Функциональная (социолингвистическая) типология языков. 65) Понятие о лингвистических универсалиях. Виды универсалий. 66) Фонетико-фонологические универсалии. 67) Морфологические и синтаксические универсалии. 68) Семантические универсалии. Универсалии, связанные с семиотическими свойствами языка. 69) Диахронические универсалии. 70) Место типологии и лингвистики универсалий в науке о языке. Типология и сравнительно-историческое языкознание. Сопоставительные и контрастивные исследования языков. 71) Язык и основные познавательные процессы. Несводимость познания к речемыслительным процессам. Виды невербального мышления. 72) Психолингвистическая трактовка языка в качестве устройства для порождения и восприятия текста (речи). Виды речевой деятельности. 73) Основные этапы порождения речи. Понятие внутренней речи. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры. 74) Основные этапы и особенности восприятия речи. Связь процессов порождения и восприятия речи. Понятие пресуппозиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|