Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ




Т. Г. Скребцова

 

Когнитивная лингвистика

Курс лекций

 

 

Филологический факультет Санкт-Петербург


 

 

ББК 81.2-923 С45

 

 

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Филологического факультета СПбГУ

 

Утверждено Ученым советом Филологического факультета СПбГУ

Председатель Л. А. Вербицкая

 

Рецензен т:

д-р филол. наук С. А. Мызников (ИЛИ РАН)

 

 

Скребцова, Т. Г.

С45 Когнитивная лингвистика: Курс лекций. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 256 с.

ISBN 978-5-8465-1037-1

Предлагаемое учебное пособие основано на курсе лекций по когни- тивной лингвистике, которые автор с 1999 г. читает на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Книга ориентирована на традиционное понимание когнитивной лингвистики, принятое за рубежом (прежде всего в США и Великобритании) и отра- женное в соответствующих англоязычных учебниках. Содержание посо- бия охватывает основные направления когнитивных исследований в язы- кознании, а также включает ссылки на близкие по духу работы ученых, не относящих себя к данной области.

Для студентов и аспирантов филологических факультетов, а также широкого круга специалистов в гуманитарных и общественных науках, когнитологии и теории искусственного интеллекта.

 

 

ББК 81.2-923

 


 

ISBN 978-5-8465-1037-1


© Т. Г. Скребцова, 2011

© Филологический ф-т СПбГУ, 2011

© С. В. Лебединский, оформление, 2011


 

Лучшие теории в любой обла- сти — это, безусловно, прекрас- ные теории, и ученый не меньше, чем художник, посвящает себя поискам красоты. Мне думается, что семантизм обладает бóльшими эстетическими достоинствами, чем синтаксизм.

Уоллес Чейф

 

...linguistics is fundamental to the theory of thinking and in the last analysis to all human sciences.

Benjamin Lee Whorf

 

 

ОТ АВТОРА

Настоящее учебное пособие посвящено обзору основных достижений в современной, динамично развивающейся меж- дисциплинарной области науки — когнитивной лингвистике. Оно основано на одноименном курсе лекций, который я читаю на филологическом факультете СПбГУ с 1999 г. по настоящее время.

Эту книгу можно рассматривать как продолжение и развитие моей первой монографии — «Американская школа когнитивной лингвистики» (СПб., 2000), которая своим возникновением обя- зана стажировке в Калифорнийском университете (Беркли) в рамках программы Американского Совета по международным исследованиям и обменам (IREX). Хотя эти публикации сущест- венно различаются по объему и организации материала, их объ- единяет общее виFдение когнитивной лингвистики как направле- ния научной мысли. Именно с этого хочется начать, чтобы предупредить возможные вопросы, недоумения и возражения.

Как в той, так и в этой книге я ориентировалась на зарубежную (прежде всего американскую, ибо когнитивная лингвистика сло- жилась в США) традицию понимания сути данного направления, его содержания и объема. Мне хотелось познакомить отечествен- ного читателя с той оригинальной (в смысле: подлинной) когни- тивной лингвистикой, как ее понимают на Западе и описывают


 

в англоязычных монографиях и учебных пособиях. Несмотря на пресловутую нечеткость, размытость границ этой области иссле- дований, в зарубежной науке уже давно сложилось достаточно устойчивое представление о ней, главным образом за счет ее институционализации. К когнитивным лингвистам причисляют прежде всего тех ученых, которые являются членами Между- народной ассоциации по когнитивной лингвистике (ICLA), публикуют свои работы в специализированных изданиях типа Cognitive Linguistics или Cognitive Linguistics Research, регулярно участвуют в соответствующих научных конференциях, часто упо- минаются на страницах работ, посвященных когнитивным ис- следованиям языка, и в соответствующих библиографических подборках.

Отечественные же авторы — по-видимому, в силу недостаточ- ной осведомленности — зачастую искаженно представляют суть данного направления, неправомерно расширяя или, наоборот, сужая его объем, выдавая периферийные явления за центральные и т. д. Так, к нему охотно причисляют исследования, связанные с фреймами и сценариями, которые, несомненно, имеют отно- шение к когнитивным аспектам языка, но возникли в рамках теории искусственного интеллекта и когнитивной психологии задолго до формирования когнитивной лингвистики, так что было бы более корректно рассматривать их в качестве предпосылок последней. Другой пример — неоднократные попытки российских языковедов свести богатство и разнообразие данной области ис- следований исключительно к анализу так называемых культурных концептов. На этом фоне я видела свою задачу в том, чтобы очи- стить понятие когнитивной лингвистики от различных «наслое- ний», которыми оно «обросло» в отечественном филологическом узусе.

Впрочем, даже обозначенный выше институциональный под- ход к выделению данной области оставляет большую свободу в выборе предмета описания, ибо когнитивную лингвистику, без- условно, отличает многообразие исследовательских подходов. В подобной ситуации разумно попытаться выделить некое ядро — наиболее известные и репрезентативные теории, наилучшим об- разом воплощающие суть этого направления и наиболее отчетли- во с ним ассоциирующиеся. Для меня также было важно, чтобы их авторы были профессиональными языковедами и преимуще- ственное внимание уделялось именно лингвистическим (а не психологическим, философским, физиологическим, информа- ционным и т. д.) проблемам. В итоге я остановилась на четырех


 

персоналиях — Дж. Лакоффе, Р. Лангакере, Ж. Фоконье и Л. Тал- ми. Изложение содержания их концепций и составило основной текст книги; за немногими исключениями, ссылки на работы предшественников, последователей и критиков, а также близкие по духу исследования авторов, не принадлежащих к рассматри- ваемому направлению, вынесены в примечания — с целью раз- граничить главный предмет рассмотрения и соображения, имею- щие отношение к нему «по касательной». Само собой разумеется, что последних может быть очень много; если я злоупотребила вниманием читателя, прошу прощения.

В завершение мне хочется сказать слова благодарности всем тем, кто помог мне в реализации настоящего замысла, — из них прежде всего хочется назвать Т. В. Черниговскую и А. С. Асинов- ского, которые, ознакомившись с моей первой монографией, до- верили мне читать курс лекций по когнитивной лингвистике в руководимых ими подразделениях — соответственно на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ и в Центре переподготовки и повышения квалификации по фило- логии и лингвострановедению при СПбГУ. Опыт лекционной работы способствовал систематизации знаний и их осмыслению в более широком контексте отечественной и зарубежной лингви- стики; важную роль в этом сыграли вопросы и комментарии, ис- ходившие от студентов и слушателей. Хочется высказать глубокую признательность и всем тем, кто помог мне при подготовке первой монографии: это, прежде всего, ее ответственный редактор Н. Л. Сухачев, рецензенты В. В. Богданов и С. А. Кузнецов, а так- же сотрудники отдела сравнительно-исторического изучения ин- доевропейских языков и ареальных исследований Института линг- вистических исследований РАН и лично его руководитель Н. Н. Казанский, принявшие активное участие в обсуждении кни- ги и рекомендовавшие ее к печати. Ценную помощь на протяжении всех этих лет мне оказывали работники Библиотеки РАН, в том числе ее отделения в Институте лингвистических исследований.


 

 

Глава I

 

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных