ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ориентационные метафоры
Ориентационные метафоры — это метафоры, в основе которых лежат пространственные оппозиции типа «верх — низ», «внут- ри — снаружи», «передняя сторона — задняя сторона», «глубо- кий — мелкий», «центр — периферия». Для подробного рассмот- рения Лакоффом и Джонсоном выбраны те из них, которые опи- раются на противопоставление «верх — низ». Вот некоторые из этих метафор:
СЧАСТЬЕ — ЭТО ВЕРХ, ПЕЧАЛЬ — НИЗ. Ср.: поднять настроение кому-л., быть на вершине блаженства, быть на седьмом небе от счастья, воспарить / пасть духом. БОЛЬШЕ НАПРАВЛЕНО ВВЕРХ, МЕНЬШЕ — ВНИЗ. Ср.: доходы выросли, повысились / упали, снизились, экономический рост / спад, возрастание напряженности, упадок деловой активно- сти. ХОРОШЕЕ НАПРАВЛЕНО ВВЕРХ, ПЛОХОЕ — ВНИЗ.
1 Ср. разграничение языковой и художественной метафор в [Скляревская 1993].
Ср.: превозносить / унизить, возвышенные / низменные чувства, человек высоких моральных качеств, низкий человек (поступок), падение нравов, падшая женщина.
Авторы подчеркивают, что метафорические ориентации не произвольны, а обусловлены нашим физическим и социальным опытом взаимодействия с окружающим миром, поэтому они снаб- жают каждую метафору комментарием, объясняющим, почему, например, представления о счастье связаны с понятием верха, а о несчастье, печали, грусти — наоборот, с низом. Впрочем, как отмечают сами авторы, эти объяснения не претендуют на абсо- лютную точность, а скорее, носят характер правдоподобных до- гадок. Так, первая из приведенных выше метафор, по их мнению, мотивирована позой человека: будучи в подавленном состоянии, он склоняет голову и опускает плечи, а чувствуя себя счастливым, распрямляет спину, отводит назад плечи, поднимает голову. Вторая метафора поясняется следующим образом: «Если вы добавляете некоторое количество субстанции или физических объектов во вместилище или в кучу, уровень содержимого вместилища растет, а куча увеличивается» [Там же: 39]. Наконец, последняя метафо- ра рассматривается как обобщение других, более частных: здоро- вье, счастье, жизнь и власть ориентированы вверх, а это и есть слагаемые «хорошего» в жизни человека. Подобная согласованность ориентационных метафор между собой обеспечивает их внешнюю системность. Имеет место и внутренняя системность: каждая ориентационная метафора пред- ставляет собой согласованную систему понятий, а не набор част- ных случаев. Так, все примеры с лексикой, обозначающей поло- жение наверху или движение наверх, выражают позитивную оценку объекта или явления. И наоборот: положение внизу и движение вниз всегда ассоциируются с чем-то негативным. Опыт взаимодействия человека с миром предоставляет ему множество различных оснований для пространственных метафор, и то, какие из них выбираются и становятся базовыми, варьирует от культуры к культуре. Лакофф и Джонсон утверждают, что фун- даментальные оппозиции типа «верх — низ», «центр — перифе- рия», «внутри — снаружи», по-видимому, едины для всех культур, а вариативность касается того, какой из них отдается приоритет. На Западе основной является оппозиция «верх — низ», но в мире существуют культуры, придающие большее значение категориям баланса и близости к центру.
Ориентационные метафоры, закрепленные в той или иной культуре, находятся в тесной связи с ее основными ценностями. Другое дело, что различные субкультуры в рамках одной культуры и разные люди могут по-разному определять, что есть счастье, добродетель и пр., «что такое хорошо, а что такое плохо». Но си- стемы групповых и индивидуальных ценностей все равно согла- суются с основными ориентационными метафорами культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|