Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как комплементарные подсистемы




 

В любом языке, как утверждает Талми, есть две подсистемы — грамматическая и лексическая, — обладающие функциями, не- обходимыми и дополнительными по отношению друг к другу. Эти функции заключаются соответственно в определении концепту- альной структуры и обеспечении концептуального содержания.

Автор исходит из того, что высказывание (или другой отрезок дискурса) активизирует в сознании слушающего определенную часть его опыта, которую можно назвать «когнитивной репрезен- тацией» (cognitive representation). Структура когнитивной репре- зентации выражается главным образом грамматическими элемен- тами, а лексические поставляют бóльшую часть ее содержания. Хотя лексические элементы также могут заключать в себе неко- торую информацию о структуре, именно грамматически закоди- рованная информация является решающей. Она определяет кон- цептуальный каркас для лексически выраженного содержания [Talmy 1988: 165; Талми 1999, № 1: 91–92].

К вопросу о делении на лексику и грамматику Талми подходит с точки зрения противопоставления открытых и закрытых классов единиц1: класс является открытым, если он насчитывает большое

 

[Talmy 2000]: всякий раз предшествующая версия дополнялась и перерабатывалась. В своем изложении мы будем преимущественно опираться на последнюю, тем более что она была опубликована по-русски [Талми 1999] (с разрешения издательства опередив оригинальное издание).

1 Как известно, для разграничения грамматических и лексических единиц пред- лагались различные критерии. Подход, которым пользуется Талми, восходит к трудам А. Мартине и М. Хэллидея и оценивается Дж. Лайонзом как наиболее удолетвори- тельный из существующих [Лайонз 1978: 460].


 

число членов и легко пополняется новыми элементами; напротив, класс считается закрытым, если он содержит относительно малое фиксированное количество элементов и сопротивляется нововве- дениям. К открытым (лексическим) классам единиц автор отно- сит корневые морфемы существительных, прилагательных и гла- голов, а также лексические комплексы (устойчивые сочетания и идиомы) и наречия, образованные не по регулярным моделям [Талми 1999, № 1: 93]. Среди единиц закрытых классов различа- ются эксплицитные и имплицитные грамматические формы; первые, в свою очередь, могут быть как свободными (встречаться в изолированном виде), так и связанными (входить в состав сло- ва), ср. [там же: 93–94]:

1) эксплицитные грамматические единицы:

· свободные (например, союзы, предлоги, частицы, детер- минативы);

· связанные (окончания, словообразующие элементы, кли- тики);

2) имплицитные грамматические единицы: основные грамма- тические категории (например, имя, глагол), подкатегории (например, исчисляемое существительное), грамматические отношения (например, подлежащее, прямое дополнение), модели порядка слов.

Обсуждая возможные дополнения к этим спискам, автор указы- вает, что к эксплицитным формам можно также отнести интона- ционные конструкции — в том случае, если число таких конструк- ций в языке невелико и с трудом поддается пополнению. Что касается имплицитных форм, то в их число, вероятно, следует так- же включить нулевые формы и грамматические комплексы, пред- ставленные грамматическими конструкциями и синтаксическими структурами простого и сложного предложений [там же: 94].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных