Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подчеркивание особой роли одного из участников ситуации




Этот вид выделения связан с выбором одного из глаголов-конвер-сивов (см. раздел И.4.3.6) или с выбором одного из нескольких воз­можных вариантов моделей управления для данной глагольной лексемы (см., например, явление расщепления валентностей, рассмотренное в раз­деле И.7.2).


Так, предложения (9а) и (96) обозначают одну и ту же ситуацию: 1) лыжи переходят от Ивана к Петру; 2) 10 рублей переходят от Петра к Ивану. При этом Петр и Иван выступают как два равно активных деятеля. Но в (9а) подчеркивается роль Ивана, а в (96) — роль Петра.

Аналогичный пример:

(17) (а) Иван дал Петру взаймы большую сумму денег.
(б) Петр занял у Ивана большую сумму денег.

Опять-таки ситуация, отображаемая пропозициональным содержа­нием, одна и та же: временное изменение отношений принадлежности, причем оба участника являются активными, но в (17а) подчеркивается роль Ивана, а в (б) — Петра. Это подтверждается невозможностью замен (а) на (б) в следующем контексте:

(18) Подруга Ивана считает доброту проявлением слабости и потому ей
очень не понравилось, что Иван дал Петру взаймы большую сумму
денег /?что Петр занял у Ивана большую сумму денег.

Отметим, что важным в данном случае является именно выбор гла­гола с определенной актантно-ролевой структурой, а не то, что некоторое имя занимает позицию подлежащего в предложении. Так, в предложении (106) Лыжи были проданы Иваном Петру, несмотря на то, что ни Петр, ни Иван не являются подлежащими предложений, подчеркивается роль Ивана — того, кто продал.

Рассмотрим теперь различие в подчеркивании, осуществляемом с по­мощью выбора одной из нескольких возможных при некоторой глаголь­ной лексеме моделей управления. Например:

(19) (а) Они грузили арбузы на баржу. (б) Они грузили баржу арбузами.

(20) (а) Он гладил ей волосы.

(б) Он гладил ее по волосам.

В (19а) и (20а) подчеркнуты, выделены соответственно арбузы и волосы. Выделение осуществляется с помощью помещения одного из аспектов сцены в ядро предложения (т. е. в позицию подлежащего или дополнения) и вынесение других аспектов на периферию.

Интерпретируется подчеркивание в данном случает так: в ядро пред­ложения помещается тот объект, который полностью вовлечен в ситуацию в противопоставление объекту, частично вовлеченному. В ядро попадает объект, подвергшийся изменению, в отличие от объекта, не подвергше­гося изменению. В (19а) подчеркивается тот факт, что арбузы вовлечены в ситуацию целиком и это они подвергаются изменению в отношении своего положения в пространстве, а в (196) подчеркивается полнота вовлеченности в ситуацию и изменение состояния баржи.


252 Раздел III. Семантика предложения и высказывания


Глава 2. Основные компоненты плана содержания предложения 253


 


2.2.2. Актуальное (теморематическое) членение предложения

Следующее противопоставление в рамках упаковочного компонента семантики предложения — это противопоставление того, о чем говорится тому, что говорится. Это противопоставление имеет разные названия, например, «тема / рема», «логический субъект / логический предикат», «топик / комментарий». Выражаясь фигурально, это противопоставление задает «маршрут движения» через ситуацию, указывая исходный пункт, начальную точку при ее «обходе».

На поверхностном уровне противопоставление семантических ка­тегорий «темы» и «ремы» выражается разными средствами. В русском и ряде других языков — линейно-интонационной структурой предложе­ния (далее — ЛИС) и залоговыми формами.

В работе Е. В. Падучевой [Падучева 1985: 109-120] строится следую­щее соответствие между компонентами ЛИС и компонентами теморема-тического членения.

 

План выражения План содержания
РЕМА — компонент ЛИС, который включает слово с главным фразовым ударением СМЫСЛОВАЯ РЕМА
НАЧАЛО (или начальная группа) — компо­нент, не входящий в рему и отмеченный второстепенным фразовым ударением СМЫСЛОВАЯ ТЕМА (пред­мет речи) ИСХОДНАЯ ТОЧКА
ВНЕРЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ  

Е. В. Падучева различает две «упаковочных» семантических единицы, которые обычно выступают нерасчлененными в традиционном понятии темы — это, во-первых, признак «смысловая тема» (предмет речи), а во-вторых, признак «исходная точка». Понятие смысловой темы с трудом поддается операциональному определению. Существо этой категории хо­рошо проясняет следующая аналогия: смысловая тема — это та рубрика предметного указателя, куда человек заносит содержащуюся в пред­ложении информацию. Смысловая тема обычно становится начальной группой предложения, но не всегда. Так, например, в предложениях (21):

(21) (а) Собака/' укусила мальчика^.
(б) Мальчика/- укусила собака\.

смысловая тема выражена начальной группой. Иначе обстоит дело в пред­ложении (22):

(22) [Искусствоведы и археологи]/ («начало») [обнаружили новые факты,
свидетельствующие о своеобразии]^
(«рема») [культурного развития
Руси]
(«внерематический компонент»).


Предметом речи в этом предложении являются не искусствоведы и археологи, а культурное развитие Руси, а значит, смысловую тему выражает внерематический компонент. Однако положение группы «ис­кусствоведы и археологи» в ЛИС предложения (22) маркирует именно ее референта как «исходную точку», из которой начинается маршрут движения через ситуацию.

Предложения (10а) и (106), имея одинаковое пропозициональное содержание, различаются в том, как членится это пропозициональное содержание на тему и рему, что достигается выбором формы активного или пассивного залога глагола-сказуемого. В (10а) смысловой темой и ис­ходной точкой является Иван, а в (26) — лыжи. Категория смысловой темы тесно связана с синтаксической функцией подлежащего предло­жения. Первым претендентом на роль смысловой темы всегда является подлежащее. Поэтому иногда вместо темы используется понятие «статус подлежащего».

Предложения с глаголами-конверсивами также при нейтральном порядке слов передают различия в членении пропозиционального со­держания на тему и рему. Однако при определенном порядке слов предложения-конверсивы могут иметь одну и ту же смысловую тему.

(23) (а) Иван/ продал Петру лыжи\. (б) У Ивана/ Петр купил лыжи\.

В (23а) и (236) одна и та же смысловая тема — Иван.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных