Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 6. Лексика РЖЯ. Жест как основная структурно-семантическая единица жестового языка.




Лексика РЖЯ, т.е. запас жестов.

Никто не знает, сколько всего жестов в РЖЯ, также, как никто не может точно сказать, сколько всего слов в русском, ан­глийском и других языках.

Можно сказать: в РЖЯ столько жестов, сколько нужно РЖР для того, чтобы глухие могли успешно общаться.

 

Два главных фактора, обусловливающие особенности лексического состава РЖЯ:

1) спе­цифика функции (обслуживает нуж­ды неофициального общения глухих).

2) своеобразие двигательной субстанции (определя­ет структуру целого класса жестов, которые

выражают некото­рые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий и т. д.

 

Важная особенность лек­сики РЖЯ В - двигательная субстанция жеста.

В РЖЯ много рисующих, пластических, имитирующих действия жестов.

Например, жесты обрисовывают контур обозначаемого предме­та (рисующие жесты): ШЛЯПА, ЛУНА и др.

дают пластичес­кое изображение денотата (пластические жесты): КРОВАТЬ, ЧАШКА и др.;

имитируют действия: ПИСАТЬ, БЕЖАТЬ и т.п.

 

Двигательная субстанция жеста позволяет дифференцированно обозна­чать смыслы путем изменения направления и качества движе­ния (при одной и той же конфигурации).

Так, жесты ПОДНИ­МАТЬСЯ (в гору) и СПУСКАТЬСЯ (с горы) различаются направлением движения соответственно снизу вверх и сверху вниз; жесты СМОТРЕТЬ и ОСМОТРЕТЬСЯ отличаются каче­ством движения: в первом случае плавное, во втором — круго­вое движение и т. п.

Подобные явления зафиксированы во многих национальных жестовых языках: американском, английском, шведском и др. Это универсальные признаки различных жестовых языков, или универсалии. Это сходство объясняется общностью их двига­тельной субстанции.

Количество жестов, которые можно рассматривать как эквиваленты, аналоги слов, на не­сколько порядков меньше. Причина в функциональном назна­чении РЖР - при помощи РЖР ведутся беседы глав­ным образом на бытовые темы.

Поэтому для выражения некоторых понятий, формируемых в процессе обучения, например таких, как «дифференциальное уравнение», «масса тела», «классицизм» и т. п., в РЖЯ специального обозначения нет. В этом случае глухие люди, если им нужно, пользуют­ся калькирующей жестовой речью или словесной речью. Отсутствие в РЖР такого рода жестов о тнюдь не является признаком ее недостаточности, примитивности, а именно и обусловлено особым функциональным назначением. В настоящее время РЖЯ все чаще начинают использовать и в сфере официального общения (на РЖЯ переходят глухие док­ладчики на конференциях и т. д.), поэтому появляются необхо­димые жесты (ЛИНГВИСТИКА, ДВУЯЗЫЧИЕ, ГРАММАТИ­КА и др.).

Еще одна важная особенность лек­сики РЖЯ – ее ярко выраженная связь РЖР с ситуацией разговора (конситуативность).

В лексическом составе РЖЯ нет специализированных обо­значений того, «что всегда присутствует в разговоре». Например: частей тела (головы, руки, носа и т. п.). Эти значения выража­ются простым указанием на свою руку, голову, нос и др.

Указа­тельные жесты весьма широко используются в РЖР и имеют большой диапазон функций. Например, рассказывая, какого цвета ствол дерева на картинке, испытуемый в нашем эксперименте просто указал на улицу (через окно):'ствол дерева такого цве­та, как стволы деревьев, которые здесь растут'. Использование указательного жеста оказывается возможным благодаря общ­ности предварительных сведений участников разговора, их зна­ний об окружающей жизни и т. д.

Особенно часто указательные жесты применяются при описании пространственных отноше­ний.

Например, сообщая, что под столом стоит ведро, глухой учащийся VIII класса исполняет жест СТОЛ (этот жест — он двуручный), затем правая рука убирает­ся, предмет обозначает только левая рука; правой же в это вре­мя ученик указывает 'под стол', ниже жеста СТОЛ. Потом по­казывает жест ВЕДРО. Таким образом, указательный жест является слитным,синкретичным, т. е. недифференцирован­ным обозначением. В первом случае с его помощью выражают­ся определительные отношения ('ствол дерева серо-коричнево­го цвета', во втором— пространственные: 'под столом'). Конкретным значением жест наполняет конситуация общения.

Синкретизм многих лексических единиц РЖЯ проявляет­ся и в том, что один жест используется для обозначения разных объектов реального мира (денотатов). При этом применение од­ного жеста для выражения различных значений подчиняется определенным закономерностям.

Так, один жест может обозначать:

1) действие — орудие действия ('утюг' и 'гладить', 'веник' и 'подметать' и др.),

2) действие — деятеля — орудие действия ('ходить на лыжах', 'лыжник', 'лыжи' и т. п.).

 

В то же время в лексическом составе РЖЯ много жестов, пе­редающих значения аналитически, расчлененно.

При помощи такого рода обозначений передаются смыслы 'мебель': СТОЛ СТУЛ КРОВАТЬ РАЗНЫЙ;

'овощи': КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА ОГУРЕЦ РАЗНЫЙ и др.

Расчлененность ярко выражена в ус­ловиях, когда требуется выразить смысл, для которого нет го­тового жеста.

Например, для наименования ягоды черники ис­пользуется жестовая конструкция: ЯГОДА ЕСТЬ ЯЗЫК ЧЕРНЫЙ;

для значения 'бирюзовый' — НАПРИМЕР СИНИЙ ОТРИЦАНИЕ (ЗЕЛЕНЫЙ ОТРИЦАНИЕ) СМЕШАТЬ.

 

В РЖЯ очень сильна тенденция к появлению новых лексических единиц, в которых возникает потребность в процессе общения.

Особого рода расчлененность (многословность) связана со своеобразием субстанции жеста. Так, каждое из значений 'сто­ит на двух ногах', 'стоит на одной ноге', 'стоит на четырех ла­пах', 'стоит стул' и т. д. передается по-разному. В этом случае специфика субстанции РЖЯ позволяет охарактеризовать то или иное действие при помощи особой конфигурации и движения. Т ем самым разные значения непосредственно разводятся для собеседника, воспринимающего информацию зрительно.

 

Таким образом, в лексике РЖЯ как бы противоборствуют две тенденции — к синкретизму и расчлененности. Эти же тен­денции обнаружены и в разговорных разновидностях других языков, в том числе и в русской разговорной речи. К примеру, в непринужденной обстановке мы достаточно часто говорим, когда хотим попросить что-либо, чтобы снять горячую кастрю­лю с плиты: «Дай хваталку» (синкретичное слово) или «Дай чем хватать» (аналитический способ обозначения).

 

В РЖЯ много разветвленных синонимичес­ких рядов, позволяющих точно дифференцировать не только основные значения, но и тонкие смысловые оттенки.

Напри­мер, значение 'невозможно' выражается пятью жестами-синонимами, значение 'есть, имеется' -- тремя жестами (и их модификациями).

 

В РЖЯ есть фразеологизмы, идиоматические выражения и т. д. (Плохо изучены).

Вот, например, один из жестов, который, видимо, можно отнести к фразеологии РЖЯ (см. жест 197 в словаре). Этот жест значит 'меня это не касается', он исполняется так: пальцами правой руки, как по­казано на рисунке, говорящий берется за одежду и 2—3 раза приподнимает ткань. Анализ этого класса жестов РЖЯ — дело будущих исследований.

Итак, подытожим сказанное.

 

 

Специфика структуры жеста заключается прежде всего в своеобразии связей между его компонентами: они воплоща­ются в жесте одновременно. Этим жест принципиально отли­чается от слова. В слове фонемы реализуются последователь­но во времени. Невозможно одновременно произнести фонемы [б], [а], [л] («бал»). Тем более невозможно сначала выполнить В-конфигурацию, потом поднять руку к ли­цу и зафиксировать там в неподвижности и, наконец, произвести рас­слабленной кистью движение справа налево. Жест МАТЬ не по­лучится!

Эта особенность структуры жеста очень важна, суще­ственна (релевантна) для выражения лексико-семантических и грамматических значений в РЖЯ.

 

Изме­нение характеристик одного или обоих компонентов жеста в РЖЯ вы­полняет такую же службу. При изменении одного из компонентов жеста, меняется его значение.

Например, при изменении лишь одного компонента может измениться

Например:

1) изменение характера движения дифференциру­ет жесты МАТЬ и ОТЕЦ.:

МАТЬ - В-конфигурация;

около лица; кисть правой руки касается сначала правой щеки, затем – левой; т. е. движется справа налево).

ОТЕЦ - В-конфигурация;

около лица; кисть руки подносится сначала ко лбу, затем – к подбородку; т. е. движется сверху вниз).

 

2) изменение направления движения дифференциру­ет жесты 'я рассказываю', 'мне рассказывают', т.е. субъект и объект действия).

'я рассказываю' Р-конфигурация;

жест исполняется в нейт­ральном пространстве (перед корпусом

говорящего, где ес­тественно и свободно движутся руки);

движение от говоря­щего(говорящий – субъект действия);

большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющееся

движение;

'мне рассказывают' Р-конфигурация;

жест исполняется в нейт­ральном пространстве (перед корпусом

говорящего, где ес­тественно и свободно движутся руки);

движение к говоря­щему(говорящий – объект действия);

большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющееся

движение

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных