Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лингвистика художественного текста

 

1. Прочитайте фрагмент из книги известного русского философа Н. Бердяева «Судьба России». Определите тему текста. Выделите ключевые слова текста. Определите основные тематические группы лексики в этом фрагменте.

Какой образ Парижа создает автор? Какие оценочные средства он использует? Определите авторскую позицию (аргументируйте свой ответ). Почему слово «Город» пишется с прописной буквы. Кратко сформулируйте, в чем заключается для Н. Бердяева «магия Парижа».

 

Образ Парижа для нас двоится и вызывает чувства противоположные. Мы знаем обаяние Парижа, единственную магию, присущую этому Городу, единственную красоту сочетания в нем самого старого с самым новым.

Париж — живое существо, и существо это выше и прекраснее современных буржуазных французов. Лицо души его имеет «необщее» выражение, не то, которое обычно имеют большие города Европы. Это — единственный современный, новый Город, в котором есть красота и обаяние нового и современного. Как некрасиво, как мешает все новое и современное в Риме, как безобразно и оскорбительно оно в Берлине. Наша непластическая, неархитектурная эпоха создает только безобразные дома и безобразную одежду, делает улицы отталкивающими для эстетически чуткого человека и оставляет нас на эстетическое пропитание стариной. В одном Городе Париже есть красота сегодняшнего дня, красота двоящаяся, быть может призрачная и возмущающая, но все же красота. Париж — магический Город, — в нем сосредоточилась вся магия современного большого Города, вся его притягательность и все его зло. Магия Парижа — Города в самом сосредоточенном и предельном смысле — окутывает всякого чуткого и впечатлительного человека. Другие большие города Европы это — уже Париж второго и третьего сорта, не чистые воплощения идеи нового Города, а половинчатые, разбавленные провинциализмом. Только Париж — Город-столица, Город мировой, новый Город нового человечества. Берлин — благоустроенная казарма, технически усовершенствованная, со всеми удобствами, но безвкусная и лишенная всякой магии Города, всякой демонический его власти. Париж даже не очень благоустроенный Город, технически отсталый по сравнению с Берлином, и магия его, его право быть Городом по преимуществу и Городом мировым не в этом внешнем техническом прогрессе коренятся. В Париже есть иррациональная тайна Города, власть магическая, а не техническая. Париж намагнитизирован токами, идущими от свободной игры человеческих сил. И в нем есть шипучесть и искристость, легкость, непостижимая в тяжелой буржуазной жизни современного города, веселость странная при такой мучительной борьбе за существование.

 

2. Прочитайте произведение И. Бунина. Сравните его с текстом Н. Бердяева. Выявите элементы сходства и отличия в позициях авторов.

Выполните задания, помещенные после текста.

 

UN PETIT ACCIDENT[1]

Зимний парижский закат, огромное панно неба в мутных мазках нежных разноцветных красок над дворцом Палаты, над Сеной, над бальной площадью Согласия. Вот эти краски блекнут, и уже тяжко чернеет дворец Палаты, сказочно встают за ним на алеющей мути заката силуэты дальних зданий и повсюду рассыпаются тонко и остро зеленеющие язычки газа в фисташковой туманности города, на сотни ладов непрерывно звучащего автомобилями, в разные стороны бегущими своими огоньками в темнеющих сумерках. Вот и совсем стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Площади, траурно льется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля и пылает в темноте над Бульварами грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте. И все множатся и множатся бегущие огни автомобилей, их разноголосо звучащего потока, — стройно правит чья-то рука его оркестром. Но вот будто дрогнула эта рука — близ Мадлэн какой-то затор, свистки, гудки, стесняется, сдвигаясь, лавина машин, замедляющая бег целой части Парижа: кто-то, тот, что еще успел затормозить в этой лавине свою быструю каретку, ярко и мягко освещенную внутри, лежит грудью на руке. Он в шелковом белом кашне, в матовом вечернем цилиндре. Молодое, пошло античное лицо его с закрытыми глазами уже похоже на маску.

 

Задания к тексту:

1. Какова функция заглавия «Маленькое происшествие», если в словаре слово маленький имеет значения: 1) ’небольшой по размерам’, 2) ’ничтожный, незначительный’, а слово происшествие — ‘событие, нарушившее обычный ход вещей’? Как текст определяет семантику заглавия? Можно ли считать описанное в тексте происшествие маленьким? Почему заглавие текста написано на французском языке? Чью точку зрения на событие оно выражает? Как соотносится интерпретация события в заглавии с авторской позицией?

2. Выделите в тексте тематические группы слов. Какова их роль в организации содержания текста? Выпишите слова, имеющие в значении компоненты ‘звук’, ‘цвет’, ‘движение’, в формировании каких художественных образов они принимают участие? Как их использование связано с развитием сюжета рассказа? Определите кульминацию рассказа? Какими языковыми средствами она подчеркивается?

3. Какова роль имен собственных и местоимений-существительных в создании художественных образов? С какими лексическими и грамматическими свойствами данных слов она связана?

4. При помощи каких слов осуществляется авторская интерпретация описываемого события как театрального действа? Как эта развернутая метафора влияет на семантику других слов, используемых в описании?

5. Какую роль в формировании подтекста играет словосочетание огненный Вавилон?

6. Почему текст оформлен как один абзац?

 


[1] Un petit accident — маленькое происшествие (фр.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ОЙКОНИМЫ АЛДАНСКОГО РАЙОНА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных