ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Интонационная структура монологического текста в трактовке Б. С.Кандинского В. С. Кандинский одним из первых в России предпринял попытку рассмотреть особенности влияния контекстного окружения на интонационную структуру предложения. В своем подходе он руководствовался следующими теоретическими положениями: — законченным речевым произведением является текст, который распадается на более мелкие отрезки речи, называемые «синтаксическими компонентами» («сложными син- таксическими целыми»); — предложение в условиях контекстного окружения характеризуется неполным падением тона, что является признаком влияния контекста на интонацию предложения (ги- потеза о неполной завершенности); — пауза выступает как средство связи и раздела предложений в тексте, причем ее длительность влияет на восприятие текста как монолитного или, напротив, как расчле- ненного (гипотеза о паузальном членении текста); — «напряженность» (термин К. Бооста. — К. Ф.) как фактор, организующий текст, может выражаться также интонационными средствами; — одним из организующих признаков текста служит эмоциональная окраска входящих в него предложений (Кандинский 1968: 4-5). Материалом исследования служили помимо записи естественных текстов также контрольная запись в изолированной позиции всех предложений, входящих в тексты. Весь материал сначала был записан на магнитную ленту, а затем подвергнут аудитивному и инструментальному анализу. В результате эксперимента не получила своего подтверждения гипотеза о неполной завершенности предложения. Анализ показал, что как в контексте, так и в изолированной позиции падение тона в предложении может иметь самый разнообразный характер. Интервал падения тона зависит не от роли, выполняемой предложением в контексте, а от причин общефонетического и стилистического порядка (степени распространенности предложения, ситуации общения и т. п.) (там же: 7). Точно так же данные аудитивного анализа не выявили существенной роли эмоциональности в организации текста: эмоциональная окраска не является необходимым признаком для опознания предложения, изъятого из контекста, или предложения, прочитанного изолированно (там же: 11). Наиболее важным итогом экспериментального исследования Б. С. Кандинского можно считать признание того, что фонетическое выражение завершенности / незавершенности высказывания не следует идентифицировать с его смысловой завершенностью, поскольку выражение последней достигается не только интонационными, но и другими языковыми средствами. Автор ввел в лингвистический обиход понятие фонетического абзаца, не получившее, правда, в дальнейшем, широкого распространения. Этим термином автор назвал отно- сительно завершенные в контексте отрезки речи. При этом границы фонетического абзаца Б. С. Кандинского оказались близки границам мелкого синтаксического компонента (сложного синтаксического целого) (там же: 8-9). Однако между понятиями фонетического абзаца и сложного синтаксического целого есть существенная разница. Фонетический абзац является продуктом фонетического членения текста, которое производится на основании конкретных данных, полученных у информантов, в то время как сложное синтаксическое целое выделяется чисто интуитивно. Он является не единством предложений как сложное синтаксическое целое, а продуктом членения целого текста (там же: 15). Интересные результаты дала экспериментальная проверка гипотезы о паузальном членении текста. Выяснилось, что существуют различные типы пауз, по-разному членящих 'текст. Так, пауза длительностью в 100-200 миллисекунд (мс) воспринимается как соединительная, даже в случае сопротивления других фонетических факторов. Даже предложения, интонационно никак не связанные друг с другом, характеризовались информантами в таких случаях как «соположенные». В то же время паузы длительностью 1100 мс и более выполняют, как правило, разделительную функцию в тексте (там же: 9). Однако этот вывод затрагивает, на мой взгляд, только экстремальные случаи. В общем, длительность паузы сама по себе еще не дает оснований судить о ее функции в тексте. Это становится возможным только при учете других интонационных средств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|