Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспериментально-фонетические методы (соматические, пневматические и электроакустические (или спектрографические) приемы)




 

Для современной лингвистики характерно использование с пеци­альных технических средств и современной аппаратуры. Это вызвало технический аспект лингвистики, породило инженерное языковедение.

 

Экспериментально-фонетические приемы делятся на сомати­ческие, пневматические, электроакустические (или электрографические).


1) Соматические приемы основаны на том, что путем изучения теле­сных (соматических) выражений физиологических процессов говоре­ния делается заключение о фонетическом явлении.

Основные приемы: палатография, фотографирование органов артикуляции, рентгеносъем­ка речевого аппарата и пневматическое измерение речевого дыхания.


2) Пневматические приемы состоят в записи речи при помощи Мацеевских барабанчиков на закопченной бумаге кимографа кривых, ко­торые регистрируют произносительные движения органов речи и изменения основного тона и шумов, возникающих в результате дви­жения воздушного столба в ротовой, носовой и гортанной полости.


3) Электроакустические приемы основаны на преобразовании зву­ковых особенностей речи в электрические колебания. Для этого ис­пользуется в основном осциллограф и спектрограф.

 

45. Современное языкознание: когнитивная лингвистика. Цель, задачи, проблемы и методы исследования

 

Когнитивная лингвистикалингвистическое направление, в центре внимания которого находятся язык как система знаков, играющих роль в кодировании и в трансформировании информации.

 

Начало развития когнитивной лингвистики приходится на 80-90-е годы 20 века и чаще всего его связывают с композиумом в Луйсбурге 1989 году.

 

Возникновение когнитивной лингвистики было вызвано новым пониманием языка и подчеркиванием в нём его психического, ментального аспекта.

Цель когнитивной лингвистики – понять, как осуществляются про цессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией.

 

Задачи когнитивной лингвистики:

 

1) роль языка в процессах познания и осмысления мира

2) соотношение концептуальных систем с языковыми

3) участия языка в процессах получения, переработки и передачи информации

4) система универсальных концептов

5) проблемы языковой картины мира (соотношение научной и обыденной картин мира с языковой)

 

Проблемы когнитивной лингвистики:

 

1) описание и объяснение механизмов, соединяющих стимул и реакцию

2) исследование явлений внутренней ментальной природы человека

3) акцентирование субъекта в качестве источника своих действий

4) изучение специфики когнитивных процессов в сравнении с аффектами

 

Центральным понятием когнитивной лингвистики является когниция.

 

Когниция ‒ совокупность психических, ментальных, мыслительных процессов восприятия мира.

 

В настоящее время в когнитивной лингвистике активно используются термины «фрейм», «сценарий», «скрипт».

 

Приведем пример, показывающий, что такое «фрейм». Каждый из нас видел множество самых разных стульев.

 

Каждый из нас имеет у себя в уме фрейм стула (то есть обобщённую схему этого объекта), в соответствии с которым у стула имеются обычно четыре ножки и спинка. Видя кого-то, кто сидит на стуле, который видим не полностью, мы знаем, что невидимые части стула – это либо спинка, либо какие-то или же все его ножки.

 

Фрейм помогает нам «дорисовывать» в уме то, что мы не видим, но что д олжно иметь место.

Методы исследования:

1) Лингвистические методы, используемые для описания лексической и грамматической семантики языковых единиц.

 

2) Метод семантико-когнитивного анализа предполагает, что в процессе лингвокогнитивного исследования от содержания значений мы переходим к содержанию концептов в ходе особого этапа описания – когнитивной интерпретации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных